Судья Анофрикова С.Н. Дело № 33а-88/2022 (№ 33а-2175/2021)
Дело № 2а-155/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Чаднова О.В.,
судей Горна В.Ф. и Венина А.Н.,
при секретаре Ткаченко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 13 января 2022 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Винтаевой Л.Э. на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Признать незаконным предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю № от 16.08.202 года».
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца администрации Начикинского сельского поселения Васильева В.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица администрации Елизовского муниципального района Иволга Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края (далее по тексту - Администрация), обратилось с административным иском к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю (далее по тексту - УНД и ПР ГУ МЧС России по Камчатскому краю) о признании незаконным предписания № от 16 августа 2021 года по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 12 и 16 августа сотрудником ГУ МЧС России по Камчатскому краю проведена плановая проверка работы <данные изъяты> по выполнению обязательных требований, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области гражданской обороны по адресу: <адрес>, по результатам которой выдано предписание о необходимости выполнения мероприятий, установленных Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583. Вместе с тем, в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поддержание готовности защитных сооружений гражданской обороны к их использованию не относится к полномочиям Начикинского сельского поселения.
Определением Елизовского районного суда от 9 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца администрации Начикинского сельского поселения Васильев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации Елизовского муниципального района Иволга Т.А. возражала против удовлетворения административного иска.
Административный ответчик Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю участия в судебном заседании не принимало.
Рассмотрев дело, суд вынес указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика УНД и ПР ГУ МЧС России по Камчатскому краю Винтаева Л.Э. просит решение Елизовского районного суда от 21 сентября 2021 года отменить, указав, что, в соответствии с положениями пункта 1.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, и пункта 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, на Администрацию возложена обязанность по содержанию защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в муниципальной собственности.
В возражениях на апелляционную жалобу Глава Начикинского сельского поселения Пищальченко В.М. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> Иволга Т.А. в отзыве на апелляционную жалобу полагала ее обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене. В дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу указала, администрацией Елизовского муниципального района ежегодно разрабатывается План мероприятий по повышению готовности защитных сооружений гражданской обороны, в 2021 году Начикинским сельским поселением на содержание защитных сооружений освоено 20 тысяч рублей. В условиях принадлежности защитного сооружения муниципальному образованию – Начикинскому сельскому поселению, полномочия по обеспечению мероприятий по гражданской обороне принадлежат администрации указанного муниципального образования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.
В соответствии с положениями пункта 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, 4 декабря 2007 года на основании передаточного акта № в собственность Начикинского сельского поселения передано административное здание, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 77-84).
В соответствии с паспортом (противорадиационного укрытия) № от 27 марта 2008 года указанное сооружение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит администрации Начикинского сельского поселения, которая также является организацией, эксплуатирующей противорадиационное укрытие (л.д. 85).
12, 16 августа 2021 года должностным лицом УНД и ПР ГУ МЧС России по Камчатскому краю проведена плановая проверка работы <данные изъяты> по выполнению обязательных требований, установленных законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области гражданской обороны по адресу: <адрес> по результатам которой выдано предписание № о необходимости выполнения мероприятий, установленных пунктами 3.6, 3.2.1, 3.2.11, 3.2.12, 3.2.13, 3.2.14, 3.4.4, 4.1.2-4.1.4, 4.2.1-4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.5.2, 5.3.1, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583.
Установив указанные обстоятельства, учитывая, что, в соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на Администрацию не может быть возложена обязанность по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска и признании незаконным предписания № от 16 августа 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения направлены на переоценку обстоятельств, верно установленных судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат объективных данных, которые могли бы поставить под сомнение правильность выводов суда, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене постановленного решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от 21 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Винтаевой Л.Э. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи