Судья Шамова О.А. Дело № 33-15324/2018
А-2.079
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сударьковой Е.В.,
судей Охременко О.В., Сучковой Е.Г.,
при секретаре Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
гражданское дело по иску Морозова Алексея Николаевича к ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании отказа в предоставлении жилья, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Дорохиной Е.С.,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 03 июля 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Морозова Алексея Николаевича удовлетворить.
Признать незаконным отказ ГУФСИН России по Красноярскому краю в предоставлении Морозову Алексею Николаевичу жилого помещения по договору социального найма.
Возложить на ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанность обеспечить Морозова Алексея Николаевича в установленном законом порядке жилым помещением в соответствии с номами предоставления с учетом состава семьи по договору социального найма.
Взыскать с ГУФСИН России по Красноярскому краю в пользу Морозова Алексея Николаевича расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Во взыскании с ГУФСИН России по Красноярскому краю расходов на оформление доверенности Морозову Алексею Николаевичу отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозов А.Н. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании отказа в предоставлении жилья, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что Морозов А.Н. с 2002 года проходит службу в ГУФСИН России по Красноярскому краю, с 14.12.2004 состоит на учете для улучшения жилищных условий.
03.07.2017 Морозов А.Н. обратился к начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю ВНЛ. с рапортом о предоставлении информации по учетному делу по улучшению жилищных условий с указанием необходимой площади по предоставлению жилья на себя и членов своей семьи. Ответа не последовало. 14.07.2017 истец повторно обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с претензией по вопросу предоставления жилого помещения. На данное обращение получен ответ, согласно которому Морозову А.Н. может быть предоставлено жилое помещение общей площадью от 39 кв.м до 48 кв.м. Однако имеющиеся квартиры в возведенном доме в мкр.Солнечный имеют общую площадь от 51,4 кв.м., что превышает норму предоставления, предусмотренную для Морозова А.Н. Истец считает, что отсутствие у ГУФСИН по Красноярскому краю квартир необходимой нормы площади для предоставления жилого помещения не должно является основанием для отказа в предоставлении жилья. В связи с чем, уточнив исковые требования, просил признать незаконными отказы ГУФСИН России по Красноярскому краю в предоставлении ему жилого помещения на основании ст.6 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимой площади, обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю обеспечить Морозова А.Н. в установленном законом порядке жилым помещением на территории г.Красноярска в соответствии с нормами предоставления, а также соответствующее санитарным и техническим нормам, взыскать с ГУФСИН России по Красноярскому краю расходы на юридические услуги и составление нотариальной доверенности в общем размере 46 900 рублей.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Дорохина Е.С. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, ГУФСИН России по Красноярскому краю является ненадлежащим ответчиком, указывает на отсутствие возможности предоставить истцу квартиру положенной площадью, предоставление квартиры большей площади нарушит права иных граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, заслушав объяснения представителя ответчика Дорохиной Е.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Морозова А.Н., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ст.7 указанного закона норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет:
1) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека;
2) 42 квадратных метра общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;
3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из трех и более человек.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилых помещений, предоставляемых лицам, указанным в части 1 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, может превышать размер общей площади жилых помещений, установленный в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Морозов А.Н. проходит службу в уголовно-исполнительной системе непрерывно с 08.08.2002 по настоящее время в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю с 17.02.2017, что подтверждается имеющейся в учетном деле истца справкой от 15.11.2017.
На основании личного заявления о постановке на учет для улучшения жилищных условий, 27.12.2004 решением жилищно-бытовой комиссии ОИК-36 Морозов А.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст.7 раздела 1 постановления Крайсовпрофа от 01.03.1990 №63/3. Дата постановки на учет – 14.12.2004. За Морозовым А.Н. признано право первоочередного получения жилья на основании п.4 ст.16 гл.2 ФЗ РФ №5ФЗ от 12.01.1995 (ветеран боевых действий).
16.02.2017 истец откомандирован в распоряжение ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
От ФКУ ИК-7 представлен список очередников от 10.04.2017, в котором истец не указан.
15.04.2017 ГУФСИН России по Красноярскому краю было направлено письмо начальникам учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю о предоставлении гражданами, принятыми на учет до 01.03.2005 и состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствующем учреждении, пакета документов для принятия решения о распределении жилых помещений по социальному найму в жилом доме по адресу: <адрес>
10.05.2017 года Морозов А.Н. исключен из списков нуждающихся в предоставлении жилой площади, состоящих на учете в ЖБК ИК-22, где он ранее проходил службу.
03.07.2017 истец обратился к начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом, в котором просил сообщить ему номер очереди и количество положенных ему квадратных метров на него и членов его семьи (жена МАС. сын МДА.
07.07.2017 решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю Морозов А.Н. включен в список ИК-7 на улучшение жилищных условий. По состоянию на 07.07.2017 истец включен в список очередности на жилплощадь на 2017 год как работник ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
14.07.2017 истец обратился к начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом с просьбой предоставить ему квартиру по адресу: <адрес> Указал, что готов оплатить разницу в квадратных метрах по рыночной стоимости.
20.07.2017 в ответ на обращение истца был дан ответ за подписью начальника ОКиРЛС ГУФСИН России по Красноярскому краю, согласно которому истец может претендовать на получение жилого помещения площадью 39-48 кв.м, однако имеющиеся квартиры имеют общую площадь от 51,4 кв.м, что превышает норму предоставления жилого помещения, предусмотренного истцу.
08.08.2017 истцу был дан аналогичный ответ за подписью начальника ОКиРЛС ГУФСИН России по Красноярскому краю, согласно которому действующим законодательством не предусмотрено предоставление служебного жилого помещения площадью, превышающей положенную норму, с оплатой тех квадратных метров, на которую площадь превышает установленную норму.
Также в письме от 08.08.2017 ГУФСИН России по Красноярскому краю истцу даны разъяснения, что в соответствии со ст.23.2 Федерального Закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
13.02.2018 Морозов А.Н. обратился к ГУФСИН России по Красноярскому краю с претензией о предоставлении его семье жилого помещения на основании Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
06.03.2018 ГУФСИН России по Красноярскому краю истцу дан ответ, согласно которому в ГУФСИН имеются квартиры во вновь возведенном доме, общая площадь которых от 51,4 кв.м, что превышает площадь, положенную семье истца, в связи с чем ГУФСИН России по Красноярскому краю в настоящее время не имеет возможности предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение необходимой площади.
Согласно справке начальника ОКиРЛС ГУФСИН России по Красноярскому краю от 30.03.2018 в ГУФСИН России по Красноярскому краю квартиры необходимой площади (от 39,0 кв.м до 48 кв.м) для предоставления Морозову А.Н. отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст.ст.6, 7 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходил из того, что Морозов А.Н. как сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, на соответствующей очереди состоит с 2004 года, он и члены его семьи фактически нуждаются в получении жилого помещения.
Проверяя решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия соглашается с принятым решением и выводами суда первой инстанции, как соответствующими нормам материального и процессуального права, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда, поскольку реализация права на получение жилого помещения, предусмотренного ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в ГУФСИН России по Красноярскому краю жилого помещения соответствующей площади.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушений прав истца ответчиком не допущено, поскольку приобрести (построить) для истца жилое помещение требуемой площади не представляется возможным, поскольку квартиры положенной истцу площадью от 39 квм. до 48 кв.м строиться не будут, не свидетельствуют о незаконности принятого судом решения, так как само по себе отсутствие у ответчика жилых помещений, площадь которых соответствует норме жилья для Морозова А.Н., не является основанием для ограничения конституционного права истца на предоставление ему жилого помещения. Кроме того, у ответчика помимо собственного строительства жилья имеются и другие возможности поступления жилой площади, возможность использования которых не была учтена ответчиком при разрешении вопроса о предоставлении истцу жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд правильно признал отказ ГУФСИН России по Красноярскому краю в предоставлении Морозову А.Н. жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязал ответчика обеспечить Морозова А.Н. жилым помещением требуемой площади в соответствии с номами предоставления с учетом состава семьи по договору социального найма.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Дорохиной Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: