Дело № 3а-23/2020 Мотивированное решение составлено 17 февраля 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2020 года город Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Науменко Н.А.
при секретаре Лащенко И.В.
с участием представителей административного истца Авояна С.О. - Новикова Д.М. и Герасимова С.А.,
представителя административного ответчика Правительство Мурманской области Бондаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Авояна Саргиса Овиковичаоб оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Авоян С.О. обратился в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости – нежилого здания, общей *** кв.м., с кадастровым номером *, расположенного по адресу:....
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 16 июля 2014 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * определена в размере 53074010 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.
Между тем, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости согласно отчету от 11 декабря 2019 г. № * независимого оценщика ООО «Первая оценочная компания» составляет 27127000 рублей.
Административный истец просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд, установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * – нежилое здание «***» в размере рыночной стоимости 27127000 рублей по состоянию на 29 июня 2012 г.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил требования на основании откорректированного отчета ООО Первая оценочная компания», просил суд установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости 28084000 рублей по состоянию на 16 июля 2014 г. Одновременно просил восстановить пропущенный срок обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку с 1 января 2019 г. налоговые обязательства административного истца поставлены в зависимость от величины кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебное заседание административный истец Авоян С.О., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.
Его представители по доверенности Новиков Д.М. и Герасимов С.А. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержали.
Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области Бондаренко О.В. в судебном заседании не заявила возражений относительно существа спора.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В письменном отзыве оставил разрешение заявленных административным истцом требований на усмотрение суда, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Мурманской области», администрация муниципального образования ЗАТО г. Североморск представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно административного искового заявления не представили.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что Авояну С.О. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – здание, *** кв.м, инвентарный номер *, назначение: нежилое, наименование: «***», кадастровый номер *, количество этажей ***, в том числе подземных *** расположенное по адресу:... (том 1 л.д. 206-209).
Дата присвоение кадастрового номера – 29 июня 2012 г. Право собственности Авояна С.О. зарегистрировано 14 февраля 2006 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от10 января 2020г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 16 июля 2014 г. составила 53074010 рублей (том 2 л.д. 209).
Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный реестр недвижимости на основании постановления Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП.
С учетом того, что очередная государственная кадастровая оценка в срок, установленный статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ранее действующей редакции), не проведена, при этом в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ положения данной статьи Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, утратили свою силу, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», а также конкретными обстоятельствами дела, суд считает необходимым восстановить Авояну С.О. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет существенное значение, поскольку спорное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Мурманской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 декабря 2018 года № 380, под порядковым номером *.
В качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости здания, истцом представлен откорректированный отчет от 11 декабря 2019 г. № * независимого оценщика ООО «Первая оценочная компания», согласно которому рыночная стоимость здания, назначение: нежилое, общей площадью *** кв.м с кадастровым * по состоянию на 16 июля 2014 г. составила 28084 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оформление и содержание откорректированного отчета независимого оценщика ООО «Первая оценочная компания» от 11 декабря 2019 г. № * соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выводы оценщика мотивированы.
Так, из содержания отчета от 11 декабря 2019 г. № * следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, доходным подходом методом прямой капитализации, с учетом анализа внешних факторов и рынка недвижимости, местоположения объекта оценки. Относительно различий между объектом оценки и объектом-аналогом применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость объекта недвижимости с использование доходного подхода. Характеристики объектов-аналогов представлены в отчете. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Свидетель М М.Н., являющаяся кадастровым оценщиком и специалистом в области оценки объектов недвижимости, в судебном заседании подтвердила, что содержание откорректированного отчета от 11 декабря 2019 г. № * ООО «Первая оценочная компания» соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, замечаний не выявлено. Примененные корректирующие коэффициенты по всем элементам сравнения рассчитаны верно и им дано полное обоснование. Определенная в отчете рыночная стоимость в отношении оцениваемого объекта недвижимости может быть признана достоверной и соответствует средней рыночной стоимости в ....
В подтверждение показаний свидетеля представлено заключение М М.Н. по результатам рассмотрения откорректированного отчета от 11 декабря 2019 г. № *.
При таком положении обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета, не установлено.
Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной спорного объекта недвижимости, суду не представлено.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы суду участвующими в деле лицами не заявлено.
При таком положении следует признать рыночную стоимость спорного объекта недвижимости – нежилое здание «***» с кадастровым * в размере, определенном в откорректированном отчете ООО «Первая оценочная компания» от 11 декабря 2019 г. № * по состоянию на 16 июля 2014 г. в сумме 28084 000 рублей, достоверной.
Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате налога на имущество, прямо зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 25 постановления Пленума от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является 24 декабря 2019 г., то есть дата обращения Авояна С.О. в суд с настоящим административным исковым заявлением.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здание, назначение: нежилое, наименование «***», количество этажей ***, в том числе подземных *** общей площадью *** кв.м, с кадастровым номером *, расположенного по адресу:..., равной его рыночной стоимости в размере 28084000 (двадцать восемь миллионов восемьдесят четыре тысячи) рублей по состоянию на 16 июля 2014 г.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 24 декабря 2019 г.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Науменко