Решение по делу № 2-5999/2019 от 29.07.2019

Дело № 2-5999/2019

УИД 50RS0026-01-2019-008520-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.12.2019 года                                                                               г. Люберцы

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Хлебосоловой В.А., с участием представителя истца МДЯ, представителя ответчика ТТБ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СВВ о сносе самовольной постройки,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на земельном участке с кадастровым номером площадью 8214 кв.м. по адресу: <адрес>, расположено одноэтажное здание нежилого назначения и автомоечный комплекс, которые возведены в отсутствие исходно-разрешительной документации, здание возведено с грубыми нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности на земельном участке, который в установленном порядке не предоставлялся для целей строительства.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства истец просил признать 1-этажное здание нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером , самовольной постройкой.

Обязать СВВ снести самовольную постройку в течение 15-ти календарных дней со дня вступления решения в законную силу.

Указать в резолютивной части решения суда о том, что Администрация городского округа Люберцы Московской области вправе осуществить действия по сносу объекта – 1-этажного здания нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером за счет СВВ со взысканием с СВВ необходимых расходов, в случае, если СВВ не исполнить решение суда в течение установленного срока.

В судебном заседании представитель истца МДЯ иск поддержал.

Ответчик СВВ не явился, извещен, направил в суд представителя.

Представитель ответчика ТТБ в судебном заседании возражал против иска, указав, что здание нежилого назначения, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060407:379 возведено в соответствии с нормами законодательства, и не является капитальным строением, в связи с чем его снос не предусмотрен законом.

Представитель третьего лица Росреестра по Московской области не явился, извещен.

Суд, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.

Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.

В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и пп. 2 п. 2 ст. в ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.

Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 08.05.2018 года № 1696-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается следующее.

Актом проверки Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 26.12.2018 № 09-27-098200-4-01 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером выполнено строительство капитального сооружения мойки на 5 постов, капитального здания кафе и магазина.

Собственником данного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН, является ответчик СВВ

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001 года № 1).

В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.

Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) проведение работ по формированию земельного участка;

3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).

Пунктом 4 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

В соответствии с требованием ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 7 ст. 51 ГрК РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.

Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказника (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.

В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 (далее – Постановление № 10/22) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.

В пункте 23 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.

В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.

Исходя из системного анализа положений ст. 222 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по спору о сносе самовольных построек входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорных построек, соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорных построек, а также установление факта нарушения прав и интересов истца.

Ответчик не отрицал факт принадлежности ему расположенных на территории земельного участка строений.

В обоснование законности возведения на земельном участке строений ответчик ссылается на то, что ранее обращался в адрес органов местного самоуправления с заявлением о получении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГ ответчику было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, поскольку данная услуга не предоставляется администрацией городского округа Люберцы.

Доказательств, свидетельствующих об обращении ответчика в уполномоченный орган с аналогичным заявлением суду не представлено.

Кроме того, не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обращение ответчика в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

В материалах дела имеется градостроительный план земельного участка, из которого следует, что участок расположен в охранной зоне инженерных сетей (газопровод); в зоне планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Хлыстово-Мотяково-Новый Милет»; в полосе отвода автодороги; в полосе отвода автодороги в соответствии с СТП ТО МО; а также в границах охранной зоны ВЛЭП напряжением 500 кВ, 220кВ, 110 кВ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГ была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Лаборатория судебной экспертизы».

Согласно заключению и выводам судебной экспертизы на земельном участке с кадастровым номером расположен торговый комплекс, площадью 458 кв.м. и автоматный комплекс площадью 213,2 кв.м.

Фундамент торгового комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строени и сооружений; фундамент автомоечного комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений.

При этом торговый комплекс (нежилое здание магазина и кафе, а также сооружение автомойки) частично расположены в полосе отвода планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Хлыстово-Мотяково-Новый Милет», что является нарушением градостроительных норм и правил (п. 8.16 СП 42.13330.2016; п.3 статьи 25 № 257-ФЗ от 08.11.2007 года; строение возведено с нарушением противопожарных норм и правил (пп. 36.1 и 38 таблицы А.3 Приложения А СП 5.13130.2009; п. 7.1.3 СП 1.13130.2009; п. 6.2.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009); торговый комплекс, расположенный на земельном участке с кадастровым номером , создает угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации в соответствии с заявленным целевым назначением.

Экспертом также установлено, что торговый комплекс не имеет прочной связи с землей, однако переместить его без причинения несоразмерного ущерба не представляется возможным, в случае, если бы при возведении торгового комплекса были соблюдены проектный требования по обустройству болтового (разъемного) соединения между колоннами и балками, то имелась бы возможность переместить объект без причинения несоразмерного ущерба его назначению.

Автомоечный комплекс не имеет прочной связи с землей, однако, переместить его без причинения несоразмерного ущерба его назначению, не представляется возможным. В случае, если бы при возведении автомоечного комплекса были выполнены болтовые (разъемные) соединения между колоннами и балками, то имелась бы возможность переместить объект экспертизы без причинения несоразмерного ущерба его назначению.

Выводы эксперта подробно мотивированы в исследовательской части экспертного заключения, они логичны, последовательны, подкреплены соответствующей нормативной базой и соответствуют материалам дела. Заключение объективно, построено на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, оно основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов

Кроме того, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, лично не заинтересован в исходе дела, имеет длительный стаж экспертной работы.

Сторона ответчика каких-либо убедительных доводов, ставящих под сомнение заключение эксперта, не представила.

Сомнений в правильности и обоснованности заключения не имеется, противоречия отсутствуют, выводы ясны и понятны, в связи с чем оснований для вызова в суд иных специалистов, назначения дополнительной, или повторной экспертизы, не имелось.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области (в том числе их правопредшественники), решений о предоставлении земельного участка для целей строительства, не принимали, объекты возведены в отсутствие разрешительной документации, необходимой в соответствии с действовавшим правовыми актами, здание расположено на земельном участке, права на которые принадлежат иным лицам (Московской области и ГБУ МО «Мосавтодор»), возведенный объект недвижимости обладает всеми признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ, в том числе создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем подлежит сносу.

Учитывая объем необходимых для выполнения по сносу работ, принцип разумности, суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика по сносу построек в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении иска в части указания в решении суда на то, что Администрация вправе осуществить действия по сносу объекта за счет СВВ в случае неисполнения решения суда суд отказывает, поскольку данное требование не основано на законе, фактически является изменением порядка и способа исполнения решения суд, еще не вступившего в законную силу, о чем истец не лишен возможности заявить на стадии исполнения решения, в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области – удовлетворить частично.

Признать 1-этажное здание нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером самовольной постройкой.

Обязать СВВ снести самовольную постройку в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении иска Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СВВ в части указания на то, что Администрация вправе осуществить действия по сносу объекта за счет СВВ в случае неисполнения решения суда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

решение принято в окончательной форме

12.02.2020 года

Судья                                                                                        М.Н. Савинова

2-5999/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация МО г.о. Люберцы
Ответчики
Силанян Вардан Вачаганович
Другие
Мамедов Дмитрий Ягубович
Барсук Алексей Николаевич
Таутиев Тимур Борисович
Управление Росреестра по МО
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Савинова Мария Николаевна
Дело на странице суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
29.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2019Передача материалов судье
31.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2019Предварительное судебное заседание
12.09.2019Предварительное судебное заседание
16.12.2019Производство по делу возобновлено
16.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2019Судебное заседание
12.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2020Дело оформлено
22.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.03.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.04.2021Судебное заседание
14.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.08.2022Дело передано в архив
24.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее