Дело № 2-5999/2019
УИД 50RS0026-01-2019-008520-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.12.2019 года г. Люберцы
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Хлебосоловой В.А., с участием представителя истца МДЯ, представителя ответчика ТТБ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СВВ о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что на земельном участке с кадастровым номером № площадью 8214 кв.м. по адресу: <адрес>, расположено одноэтажное здание нежилого назначения и автомоечный комплекс, которые возведены в отсутствие исходно-разрешительной документации, здание возведено с грубыми нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, правил противопожарной безопасности на земельном участке, который в установленном порядке не предоставлялся для целей строительства.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства истец просил признать 1-этажное здание нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, самовольной постройкой.
Обязать СВВ снести самовольную постройку в течение 15-ти календарных дней со дня вступления решения в законную силу.
Указать в резолютивной части решения суда о том, что Администрация городского округа Люберцы Московской области вправе осуществить действия по сносу объекта – 1-этажного здания нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № за счет СВВ со взысканием с СВВ необходимых расходов, в случае, если СВВ не исполнить решение суда в течение установленного срока.
В судебном заседании представитель истца МДЯ иск поддержал.
Ответчик СВВ не явился, извещен, направил в суд представителя.
Представитель ответчика ТТБ в судебном заседании возражал против иска, указав, что здание нежилого назначения, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0060407:379 возведено в соответствии с нормами законодательства, и не является капитальным строением, в связи с чем его снос не предусмотрен законом.
Представитель третьего лица Росреестра по Московской области не явился, извещен.
Суд, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и пп. 2 п. 2 ст. в ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 08.05.2018 года № 1696-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается следующее.
Актом проверки Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 26.12.2018 № 09-27-098200-4-01 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № выполнено строительство капитального сооружения мойки на 5 постов, капитального здания кафе и магазина.
Собственником данного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН, является ответчик СВВ
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001 года № 1).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.
Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказника (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 (далее – Постановление № 10/22) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В пункте 23 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Исходя из системного анализа положений ст. 222 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по спору о сносе самовольных построек входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорных построек, соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорных построек, а также установление факта нарушения прав и интересов истца.
Ответчик не отрицал факт принадлежности ему расположенных на территории земельного участка строений.
В обоснование законности возведения на земельном участке строений ответчик ссылается на то, что ранее обращался в адрес органов местного самоуправления с заявлением о получении муниципальной услуги «Выдача разрешения на размещение объектов, которые могут быть размещены на землях или на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГ № ответчику было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, поскольку данная услуга не предоставляется администрацией городского округа Люберцы.
Доказательств, свидетельствующих об обращении ответчика в уполномоченный орган с аналогичным заявлением суду не представлено.
Кроме того, не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих обращение ответчика в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорных объектов недвижимости в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В материалах дела имеется градостроительный план земельного участка, из которого следует, что участок расположен в охранной зоне инженерных сетей (газопровод); в зоне планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Хлыстово-Мотяково-Новый Милет»; в полосе отвода автодороги; в полосе отвода автодороги в соответствии с СТП ТО МО; а также в границах охранной зоны ВЛЭП напряжением 500 кВ, 220кВ, 110 кВ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ была назначена комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Лаборатория судебной экспертизы».
Согласно заключению и выводам судебной экспертизы на земельном участке с кадастровым номером № расположен торговый комплекс, площадью 458 кв.м. и автоматный комплекс площадью 213,2 кв.м.
Фундамент торгового комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строени и сооружений; фундамент автомоечного комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, отвечает требованиям, установленным строительными и техническими нормами к фундаментам зданий, строений, сооружений.
При этом торговый комплекс (нежилое здание магазина и кафе, а также сооружение автомойки) частично расположены в полосе отвода планируемого размещения линейного объекта автомобильной дороги «Хлыстово-Мотяково-Новый Милет», что является нарушением градостроительных норм и правил (п. 8.16 СП 42.13330.2016; п.3 статьи 25 № 257-ФЗ от 08.11.2007 года; строение возведено с нарушением противопожарных норм и правил (пп. 36.1 и 38 таблицы А.3 Приложения А СП 5.13130.2009; п. 7.1.3 СП 1.13130.2009; п. 6.2.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009); торговый комплекс, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, создает угрозу жизни и здоровью граждан при его эксплуатации в соответствии с заявленным целевым назначением.
Экспертом также установлено, что торговый комплекс не имеет прочной связи с землей, однако переместить его без причинения несоразмерного ущерба не представляется возможным, в случае, если бы при возведении торгового комплекса были соблюдены проектный требования по обустройству болтового (разъемного) соединения между колоннами и балками, то имелась бы возможность переместить объект без причинения несоразмерного ущерба его назначению.
Автомоечный комплекс не имеет прочной связи с землей, однако, переместить его без причинения несоразмерного ущерба его назначению, не представляется возможным. В случае, если бы при возведении автомоечного комплекса были выполнены болтовые (разъемные) соединения между колоннами и балками, то имелась бы возможность переместить объект экспертизы без причинения несоразмерного ущерба его назначению.
Выводы эксперта подробно мотивированы в исследовательской части экспертного заключения, они логичны, последовательны, подкреплены соответствующей нормативной базой и соответствуют материалам дела. Заключение объективно, построено на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, оно основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов
Кроме того, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, лично не заинтересован в исходе дела, имеет длительный стаж экспертной работы.
Сторона ответчика каких-либо убедительных доводов, ставящих под сомнение заключение эксперта, не представила.
Сомнений в правильности и обоснованности заключения не имеется, противоречия отсутствуют, выводы ясны и понятны, в связи с чем оснований для вызова в суд иных специалистов, назначения дополнительной, или повторной экспертизы, не имелось.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области (в том числе их правопредшественники), решений о предоставлении земельного участка для целей строительства, не принимали, объекты возведены в отсутствие разрешительной документации, необходимой в соответствии с действовавшим правовыми актами, здание расположено на земельном участке, права на которые принадлежат иным лицам (Московской области и ГБУ МО «Мосавтодор»), возведенный объект недвижимости обладает всеми признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ, в том числе создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем подлежит сносу.
Учитывая объем необходимых для выполнения по сносу работ, принцип разумности, суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика по сносу построек в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении иска в части указания в решении суда на то, что Администрация вправе осуществить действия по сносу объекта за счет СВВ в случае неисполнения решения суда суд отказывает, поскольку данное требование не основано на законе, фактически является изменением порядка и способа исполнения решения суд, еще не вступившего в законную силу, о чем истец не лишен возможности заявить на стадии исполнения решения, в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области – удовлетворить частично.
Признать 1-этажное здание нежилого назначения (кафе быстрого питания) по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № самовольной постройкой.
Обязать СВВ снести самовольную постройку в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении иска Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к СВВ в части указания на то, что Администрация вправе осуществить действия по сносу объекта за счет СВВ в случае неисполнения решения суда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
решение принято в окончательной форме
12.02.2020 года
Судья М.Н. Савинова