Дело № 2-538/2024
УИД 42RS0023-01-2024-000295-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новокузнецк 13 марта 2024 года
Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Шлыкова А.А.,
при секретаре Лучшевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области–Кузбасса, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа о включении имущества в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новокузнецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа о включении имущества в муниципальную собственность, в котором просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа в срок до 31.12.2024 года обратиться в отдел по Новокузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (муниципальной собственности), а именно - мостового сооружения, расположенного в <адрес> Новокузнецкого муниципального округа, Кемеровской области-Кузбасса, предоставив пакет документов, предусмотренный п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Новокузнецкого района по обращению ФИО3 проведена проверка в части бездействия должностных лиц администрации Новокузнецкого муниципального округа при решении вопросов местного значения, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> Новокузнецкого муниципального округа расположено бесхозяйное мостовое сооружение. Документы, подтверждающие право собственности на данный объект капитального строительства, отсутствуют. В соответствии с информацией ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в ЕГРН сведения о данном дорожном сооружении отсутствуют. Таким образом, установлено, что указанный объект недвижимости, расположенный на территории Новокузнецкого муниципального округа, в реестре муниципального имущества Новокузнецкого муниципального округа не значится. Выявленные нарушения действующего законодательства являются условием нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Бесхозяйные элементы дорожных сооружений, находящиеся на территории Новокузнецкого муниципального округа, необходимы для целей обеспечения транспортной доступности населения; дальнейшее не устранение выявленных нарушений является потенциальным условием ненадлежащей их эксплуатации, повреждения, возникновения чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой ущерб здоровью людей и окружающей среде, нарушения условий жизнедеятельности. Отсутствие собственника не позволяет обеспечить безопасную эксплуатацию бесхозяйных объектов, что является условием нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания. Направление в суд настоящего искового заявления обусловлено необходимостью судебной защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей <адрес> Новокузнецкого муниципального округа, и лиц, временно находящихся на территории Новокузнецкого муниципального округа.
В судебном заседании помощник прокурора Новокузнецкого района Бойко И.Н. просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме, установить срок исполнения решения суда до 31.12.2024 года.
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Абрамова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, суду объяснила, что в настоящее время начаты работы по включению объекта в муниципальную собственность, ведется подготовка технической документации на объект по государственному контракту. Против установления срока для исполнения решения суда до 31.12.2024 г. возражений не имела.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменные объяснения.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица, против чего не возражают участники процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закон от 13.07.2015 № 218-Ф3 "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (далее - Федеральный закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу указанных положений гражданского законодательства и законодательства о местном самоуправлении, муниципальное образование, в границах которого расположены бесхозяйные объекты дорожных сооружений, принимает их на учет и в дальнейшем признает на них право муниципальной собственности, а также обеспечивает ввиду отсутствия собственника имущества их эксплуатацию в целях организации транспортной доступности населения. Какое-либо иное лицо не уполномочено законом на совершение данных действий. Ответственность за содержание и эксплуатацию, а также за обеспечение транспортной доступности населения возложена на муниципальное образование, в границах которого расположено бесхозяйное имущество.
Вместе с тем, при определении правового статуса вышеуказанных объектов электроснабжения следует исходить из положений гражданского законодательства, действующего законодательства о местном самоуправлении и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Так, в соответствии с п. 2 указанного Постановления от 27.12.1991 №3020-1, объекты инженерной инфраструктуры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Настоящее требование нормативного правового акта носит императивный характер и подлежит обязательному исполнению всеми субъектами, которым он адресован, не допуская возможность иного.
В соответствии с п. 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, утвержденного решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 15.12.2022 № 68-МНПА (далее – Положение), структурным подразделением администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-распорядительные и управленческие функции в области управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный округ» является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса.
Согласно п.п. 3.1.3, 3.4.1 Положения, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса осуществляет выявление и последующее оформление в муниципальную собственность бесхозяйного и выморочного имущества, ведет перечень такого имущества, а также представляет интересы Новокузнецкого муниципального округа при решении его имущественных вопросов во всех органах государственной власти, в том числе, в судебных органах.
Судом установлено, что прокуратурой Новокузнецкого района проведена проверка по обращению ФИО3, в части бездействия должностных лиц администрации Новокузнецкого муниципального округа при решении вопросов местного значения, по результатам которой установлено, что движение транспорта в <адрес> Новокузнецкого муниципального округа осуществляется с помощью мостового сооружения, сведения о праве собственности на которое в ЕГРН отсутствуют. Данное мостовое сооружение на учет в качестве бесхозяйной вещи не поставлено, муниципальной собственностью не признано, в настоящее время КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа проводится комплекс работ для последующей постановки на государственный кадастровый учет указанного объекта, как бесхозяйного.
Таким образом, удовлетворение судом иска прокурора Новокузнецкого района необходимо в интересах жителей и иных лиц, временно находящихся на территории населенного пункта - <адрес> Новокузнецкого муниципального округа, обусловлено защитой их прав и законных интересов при эксплуатации мостового сооружения, а также предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушений обеспечения транспортной доступности населения и условий жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, ответчика следует обязать устранить выявленные нарушения законодательства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья жителей и иных лиц, временно находящихся на территории населенного пункта, суд считает разумным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 31.12.2024 г.
Руководствуясь ст. ст. 167, 191-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области–Кузбасса, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа о включении имущества в муниципальную собственность, удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа в срок до 31.12.2024 года обратиться в отдел по Новокузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (муниципальной собственности), а именно - мостового сооружения, расположенного в <адрес> Новокузнецкого муниципального округа, Кемеровской области-Кузбасса, предоставив пакет документов, предусмотренный п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районный суд в течении месяца с момента составления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 20.03.2024 г.
Председательствующий: А.А. Шлыков