№ 2а-59/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Мокроусово 28 марта 2019 г.
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хренова Н.А.,
при секретаре Бучельниковой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах к Администрации Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования и о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах обратилось с административным исковым заявлением к Администрации Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования и о возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований указано, что на основании запроса от 13.02.2019 года исх. №12/77 Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области Главой Шелеповского сельсовета Бакиным А.М. представлена информация об отсутствии Генаральной схемы очистки Шелеповского муниципального образования. В соответствии с представленной информацией установлено, что администрацией указанного поселения, в нарушение требований законодательства, не разработана генеральная схема очистки населенных пунктов данного поселения. Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. Генеральная схема очистки населенных пунктов - проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий. Отсутствие генеральной схемы очистки населенного пункта не способствует рациональному сбору, быстрому удалению, надежному обезвреживанию и экологической целесообразной утилизации бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Администрация Шелеповского сельсовета в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
В соответствии со ст. 6 Устава Шелеповского сельсовета к вопросам местного значения относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, полномочия по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского сельсовета возложены на Администрацию Шелеповского сельсовета. Однако указанные полномочия Администрацией Шелеповского сельсовета не реализуются.
Несоблюдение административным ответчиком требований санитарного законодательства нарушает права и законные интересы граждан на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Своим бездействием Администрация Шелеповского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, так как точное количество лиц, права которых нарушаются, установить не представляется возможным.
Просят признать действия Администрации Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области противоправными в отношении неопределенного круга по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования. Обязать Администрацию Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования в срок до 01.09.2019 года.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах Семенюк Н.В. не явилась, извещена надлежащим образом путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Мокроусовского районного суда Курганской области, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя в порядке упрощенного производства, на административном иске настаивает.
Представитель административного ответчика Администрации Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области Бакин А.Н. в судебное заседание не явился. Представил суду заявление, в котором указал, что административный иск признает в полном объеме, не возражает по рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Представитель заинтересованного лица Администрации Мокроусовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Мокроусовского районного суда Курганской области, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
Суд определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.150 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частями 1,2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ст.3 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест". Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 орган местного самоуправления обязан разработать Генеральную схему очистки населенного пункта.
Генеральная схема очистки населенных пунктов - проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий.
Администрация Шелеповского сельсовета в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения поселения.
В соответствии со ст. 6 Устава Шелеповского сельсовета к вопросам местного значения относится: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, полномочия по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского сельсовета возложены на Администрацию Шелеповского сельсовета. Однако, указанные полномочия, Администрацией Шелеповского сельсовета не реализуются.
Из материалов дела следует и не оспаривается представителем административного ответчика, что генеральная схема санитарной очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования Мокроусовского района отсутствует.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", суд приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности разработать и принять генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования Мокроусовского района Курганской области.
Срок до 01.09.2019 для утверждения Генеральной схемы санитарной очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования судом расценивается как достаточный и обоснованный.
В соответствии со ст. 46 КАС РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с ч. 3 ст. 157 КАС РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что признание ответчиком иска не нарушает прав и законных интересов других лиц, не противоречит закону и удовлетворяет административные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,290,292,293 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Варгашинском, Лебяжьевском, Мокроусовском районах к Администрации Утичевского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга лиц по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования и о возложении обязанностей, удовлетворить.
Признать действия Администрации Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области противоправными в отношении неопределенного круга по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования.
Обязать Администрацию Шелеповского сельсовета Мокроусовского района Курганской области утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Шелеповского муниципального образования в срок до 01.09.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Н.А. Хренова