УИД 29RS0014-01-2021-005312-42
Судья: Москвина Ю.В. | стр. 069 г, г/п 0 руб. | |
Докладчик: Бланару Е.М. | № 33-3424/2022 | 16 июня 2022 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Хмара Е.И.,
судей Бланару Е.М. и Эпп С.В.,
при секретаре судебного заседания Ершовой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 6 декабря 2021 г. (дело № 2-2732/2021) по иску Лисициной Н.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Лисицина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указала, что 16 апреля 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 28 апреля 2021 г. № в назначении пенсии по старости ей было отказано по причине отсутствия достаточной продолжительности стажа работы с особыми условиями труда, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом ответчиком не был включен в указанный стаж период работы в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» с 1 октября 2004 г. по 15 апреля 2021 г. Кроме того, не включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в данном учреждении с 24 февраля 2005 г. по 24 марта 2005 г., с 8 сентября 2011 г. по 5 октября 2011 г., с 14 ноября 2011 г. по 3 декабря 2011 г., с 10 апреля 2012 г. по 29 апреля 2012 г., с 6 сентября 2016 г. по 4 октября 2016 г. Считала, что отказ в назначении пенсии является неправомерным. 1 октября 2004 г. она принята на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» на должность участковой медицинской сестры отделения психиатрической помощи взрослым, с 14 марта 2018 г. она переведена на должность медицинской сестры участковой детского психиатрического отделения, в данной должности продолжает работать по настоящее время. В спорные периоды она работала в режиме полного рабочего дня на полную ставку в особых условиях труда, так как работа была связана непосредственно с обслуживанием психиатрических больных. Просила возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы с особыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 1 октября 2004 г. по 15 апреля 2021 г., в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 24 февраля 2005 г. по 24 марта 2005 г., с 8 сентября 2011 г. по 5 октября 2011 г., с 14 ноября 2011 г. по 3 декабря 2011 г., с 10 апреля 2012 г. по 29 апреля 2012 г., с 6 сентября 2016 г. по 4 октября 2016 г., назначить страховую пенсию по старости с 16 апреля 2021 г.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель истца Воронцова Т.А. исковые требования увеличила, просила также взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие истца Лисициной Н.В., представителя ответчика ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО, представителя третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница» (далее – ГБУЗ АО «АКПБ»), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 6 декабря 2021 г. исковые требования Лисициной Н.В. к ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить страховую пенсию по старости, взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворены частично. На ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО возложена обязанность включить в стаж работы Лисициной Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 1 октября 2004 г. по 29 ноября 2009 г., с 5 декабря 2009 г. по 16 января 2011 г., с 20 января 2011 г. по 2 апреля 2013 г., с 6 сентября 2016 г. по 15 апреля 2021 г., в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 24 февраля 2005 г. по 24 марта 2005 г., с 8 сентября 2011 г. по 5 октября 2011 г., с 14 ноября 2011 г. по 3 декабря 2011 г., с 10 апреля 2012 г. по 29 апреля 2012 г., с 6 сентября 2016 г. по 4 октября 2016 г. и назначить ей страховую пенсию по старости с 16 апреля 2021 г. В удовлетворении исковых требований Лисициной Н.В. к ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО о возложении обязанности включить в стаж периоды работы в остальной части, взыскании денежной компенсации морального вреда отказано. С ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО в пользу Лисициной Н.В. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
С указанным решением не согласился ответчик ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО, в поданной апелляционной жалобе представитель учреждения Долгобородова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом при принятии решения допущены нарушения норм материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что в материалах дела не имеется каких-либо допустимых и относимых доказательств того, что при выполнении истцом работы в указанной ей должности она непосредственно обслуживала психических больных постоянно в течение полного рабочего дня либо выполняла обязанности отсутствующего работника по другой профессии, по которой в течение полного рабочего дня непосредственно обслуживала психически больных. Отмечает, что работодатель изначально передавал за все периоды работы истца сведения персонифицированного учета без указания кода льготной работы по Списку № 2, указывал данные периоды как лечебная деятельность, при этом начиная с 2013 г. дополнительный тариф работодателем за истца не уплачивался. Таким образом, полагает, что такие действия страхователя по предоставлению сведений персонифицированного учета в отношении истца необходимо расценивать как то, что работодателем не подтверждается занятость истца полный рабочий день в особых условиях труда. При этом истец с соответствующим иском к работодателю о возложении обязанности передать сведения индивидуального персонифицированного учета с кодом льготной работы не обратилась, достоверность сведений, содержащихся в выписке из индивидуального лицевого счета, в установленном порядке не оспорила. Ссылается на судебную практику по аналогичным спорам.
В возражениях на апелляционную жалобу истец выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом в установленном гражданском процессуальном порядке извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая, что применительно к ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, с учетом положений ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, отказ в получении почтовой корреспонденции по указанному истцом адресу места жительства, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части в их пределах, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 16 апреля 2021 г. Лисицина Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигнув возраста <данные изъяты> лет, обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 28 апреля 2021 г. № в назначении пенсии истцу было отказано в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как по п. 2, так и по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом страховой стаж истца определён продолжительностью 24 года 00 месяцев 11 дней (с учётом Закона РФ от 20 ноября 1990 г. в льготном (полуторном) исчислении до 1 января 2002 г. – 27 лет 11 месяцев 20 дней), стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 20 лет 11 месяцев 13 дней, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» – 19 лет 02 месяца 03 дня, стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не установлен.
Оспариваемые истцом периоды не включены в соответствующие виды стажа.
Разрешая заявленные исковые требования Лисициной Н.В., руководствуясь положениями пенсионного законодательства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 1 октября 2004 г. по 29 ноября 2009 г., с 5 декабря 2009 г. по 16 января 2011 г., с 20 января 2011 г. по 2 апреля 2013 г., с 6 сентября 2016 г. по 15 апреля 2021 г., в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы с 24 февраля 2005 г. по 24 марта 2005 г., с 8 сентября 2011 г. по 5 октября 2011 г., с 14 ноября 2011 г. по 3 декабря 2011 г., с 10 апреля 2012 г. по 29 апреля 2012 г., с 6 сентября 2016 г. по 4 октября 2016 г.
Установив с учетом включения спорных периодов требуемый законом стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд исходил из возникновения права Лисициной Н.В. на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию с даты обращения за ее назначением, то есть с 16 апреля 2021 г.
Правовых оснований для включения в стаж периодов в остальной части, а также компенсации морального вреда суд не усмотрел.
В соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее.
Решение суда оспаривается пенсионным органом только в части включения в стаж работы истца по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом указанного, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в обжалуемой части, находит их ошибочными, основанными на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Как следует из разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в п. 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 названного Федерального закона).
Таким образом, для назначения женщине пенсии по достижению возраста 45 лет необходимо наличие страхового стажа не менее 20 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и не менее 10 лет стажа с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работах в целях назначения пенсии лицам, работавшим в тяжелых условиях труда применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2).
Списком № 2 предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеет младший и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребёнка (раздел XXIV, код позиции 2260000в).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, чье действие подтверждено п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, при строгом выполнении условий и функциональных обязанностей, предусмотренных соответствующим Списком производств, работ и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение.
Согласно записям в трудовой книжке истца и приказам о приёме работника на работу, переводах работника на другую работу 1 октября 2004 г. Лисицина Н.В. принята на работу в Государственное учреждение здравоохранения «Архангельский областной психоневрологический диспансер» (в настоящее время в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 20 мая 2019 г. № 217-рп с 12 сентября 2019 г. реорганизовано путем присоединения к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельская клиническая психиатрическая больница») в качестве участковой медицинской сестры в отделение психиатрической помощи взрослым; с 14 марта 2018 г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры участковой детского психиатрического отделения.
Согласно п. 1 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. № 1-31 -У «О порядке применения раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предлагает при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку № 2, раздел XXIV, и работникам, занятым в производстве синтетических моющих средств, руководствоваться следующим.
Непосредственное обслуживание больных – это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента, например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
К видам деятельности среднего медицинского персонала, относящимся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2, отнесены: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно - охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по непосредственному обслуживанию больных в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени.
В примерном перечне должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка № 2, поименована участковая медицинская сестра диспансера.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации предусмотрели примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение по настоящему делу, является выполнение работы истцом в спорные периоды при непосредственном обслуживании больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребёнка постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Вывод о выполнении истцом в спорные периоды работы постоянно полный рабочий день по непосредственному обслуживанию психических больных (более 80 процентов рабочего времени) в качестве медицинской сестры участковой отделения психиатрической помощи взрослым и детского психиатрического отделения сделан судом первой инстанции на основании анализа положения об отделении психиатрической помощи взрослым, утверждённого главным врачом ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» 19 января 2018 г., положения о детском психиатрическом отделении, утверждённого главным врачом ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» 15 апреля 2013 г., должностных инструкций участковой медицинской сестры отделения психиатрической помощи взрослым, утвержденных главным врачом ГУЗ «Архангельский областной психоневрологический диспансер» 3 марта 2005 г., 20 октября 2009 г., 5 мая 2011 г., должностных инструкций участковой медицинской сестры детского психиатрического отделения, утверждённых главным врачом ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» 20 апреля 2018 г., 15 февраля 2019 г., предусматривающих непосредственное обслуживание психических больных, отчетов по основным показателями деятельности отделений, а также исходя из не подписанных ни составителем, ни главным врачом учреждения хронометражей рабочего времени Лисициной Н.В. за 2004 - 2012, 2016, 2017 г.г., за период с 11 мая 2021 г. по 14 мая 2021 г., согласно которым истец в эти периоды работала на участке с психическими больными лицами совместно с врачом-психиатром, проводила осмотры психически больных лиц, принимала участие в приёме психически больных лиц врачом-психиатром, занималась заполнением рецептурных бланков и направлений, оформлением медицинской документации, однако без указания конкретного времени по непосредственному обслуживанию психических больных.
Кроме того, судом учтены результаты проведенных ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» 24 июля 2015 г. и ГБУЗ АО «Архангельская клиническая психиатрическая больница» 22 января 2021 г. специальной оценки условий труда работников, согласно которым итоговый класс условий труда для профессий медицинской сестры участковой детского психиатрического отделения, медицинской сестры участковой взрослого психиатрического отделения – 3.1, предусмотрено право на досрочное назначение пенсии.
Между тем, в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Истец зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, спорные периоды работы истца имели место после регистрации ее в системе обязательного пенсионного страхования, в связи с чем в силу требований пенсионного законодательства в обязательном порядке должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В свою очередь, передача сведений о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, зависит от того, работало ли застрахованное лицо в особых условиях труда или нет, осуществлялась ли такая деятельность постоянно в течение полного рабочего дня или нет.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным (ст. 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ конкретного застрахованного лица.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении истца сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды работы работодателем переданы без кода льготной работы в графе особые условия труда, за исключением 2020 г.; за спорные периоды имеется только код осуществления лечебной деятельности для досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, работодателем в установленном законом порядке, несмотря на осуществление истцом деятельности по непосредственному обслуживанию психических больных, постоянная и полная занятость истца в таких условиях, то есть более 80 процентов рабочего времени, не подтверждена.
Истцом в подтверждение факта осуществления работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в пенсионный орган и в суд представлена справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, выданная ГБУЗ АО «АКПБ» 13 апреля 2021 г. №, согласно которой Лисицина Н.В. работает постоянно полный рабочий день по непосредственному обслуживанию психических больных на 1,0 ставку с 1 января 2016 г. по 13 марта 2018 г. медицинской сестрой участковой в отделении психиатрической помощи взрослым, с 14 марта 2018 г. по настоящее время – медицинской сестрой участковой детского психиатрического отделения, за исключением периодов отпуска без сохранения заработной платы с 27 января 2016 г. по 5 сентября 2016 г., отпуска по уходу за ребенком с 1 января 2016 г. по 26 января 2016 г., что дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2, раздел 24, подраздел 2260000, позиция «в» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом относительно периодов работы истца до 2016 г. подтверждения работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, справка не содержит, указано, что документы по 2015 г. сданы в архив.
При этом согласно сведениям МБУ «Приморский архив» от 2 июля 2021 г. на хранении состоят только частично приказы по личному составу и лицевые счета по заработной плате до 2016 г.
Ранее ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» справка, уточняющая особый характер работы или условия труда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», истцу не выдавалась.
Вместе с тем пенсионным органом была проведена проверка сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем в отношении Лисициной Н.В. за весь период ее работы в учреждении, для проведения которой были представлены первичные документы по личному составу и документы о деятельности учреждения и медицинского персонала, за все спорные периоды работы истца, начиная с 2004 г., за исключением хронометража рабочего времени истца.
Согласно акту ГУ-УПФ РФ в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного), составленному по результатам проверки 25 января 2021 г. № 16, исходя из представленных документов не подтверждается право Лисициной Н.В. на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по Списку № 2, раздел 24, позиция 2260000в медицинской сестре участковой отделения психиатрической помощи взрослым, детского психиатрического отделения, поскольку не подтверждается выполнение работы (не менее 80% рабочего времени) в течение полного рабочего дня по непосредственному обслуживанию психических больных, период работы истца с 1 октября 2004 г. по настоящее время подлежит зачету в стаж только в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, выданная ГБУЗ АО «АКПБ», а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2020 г. признаны недостоверными и подлежащими корректировке.
При этом акт проверки пенсионного органа подписан главным врачом ГБУЗ АО «АКПБ» без каких-либо замечаний, без указания на несогласие с ним, каких-либо возражений на акт проверки страхователем также не представлено.
На запрос суда апелляционной инстанции о причине передачи Государственным учреждением здравоохранения «Архангельский областной психоневрологический диспансер» в отношении истца сведений индивидуального (персонифицированного) учета за спорные периоды работы без кода льготной работы в графе особые условия труда, за исключением 2020 г., при подтверждении осуществления работы истцом в условиях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ГБУЗ АО «АКПБ», являющееся правопреемником данной организации, пояснить не смогло.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 г., засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Таким образом, приведенные нормы права прямо устанавливают, что для включения в специальный стаж периода работы после 1 января 2013 г. требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем дополнительных тарифов страховых взносов за физических лиц, занятых на работах, которые указаны в п.п. 1 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Сведений, подтверждающих начисление и уплату страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу за истца с 1 января 2013 г., что опровергается пенсионным органом, не имеется, что также исключает возможность зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы после 1 января 2013 г.
Помимо прочего, в соответствии со ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Помимо сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника, перед сдачей отчетности предприятия, имеющие профессии, обладающие правом на досрочное назначение пенсии, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии работнику.
В соответствующие перечни работодатель должен вносить те профессии и должности, которые помимо соответствия наименования профессий и должностей той, что предусмотрена соответствующими списками производств, работ, профессий, должностей и показателей условий труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, также выполняют все требования занятости, предусмотренные пенсионным законодательством, а именно: постоянную полную занятость в течение рабочего дня, дополнительные факторы, работа в определенных структурных подразделениях и т.д.
Работодатель, еще до составления соответствующего перечня, должен четко определить все условия работы своих работников, круг их обязанностей в должностной (рабочей) инструкции, полную занятость и т.д. и определить, кто по исполнению всего функционала будет пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение. Только если все эти условия будут соблюдаться, профессия и должность будут включены работодателем в такой перечень. Если в течение года, за который работодатель заявил своего работника на льготу, по различным причинам были периоды простоев, прогулов, отпусков без содержания, изменения трудовых функций, тогда должен представить сведения об этих периодах и индивидуальные сведения, соответственно, представить с корректировкой, путем исключением данных периодов из льготы.
Если же работодатель изначально определил, что выполняемый работником функционал не будет удовлетворять всем требованиям, необходимым для льготного пенсионного обеспечения, то независимо от наличия наименования данной профессии или должности в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей условий труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, в перечень эта профессия (должность) им не может быть включена.
Таким образом, определение является ли должность, занимаемая застрахованным лицом льготной, принадлежит только работодателю.
Как следует из акта проверки сведений индивидуального (персонифицированного) учета ГУ-УПФ РФ в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) от 25 января 2021 г. № 16, в материалах наблюдательного дела ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер» имеется единственный перечень льготных профессий от 18 мая 2005 г., работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, где значатся следующие должности: санитарка палатная, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными. Должность медицинской сестры участковой таким перечнем не поименована.
В такой связи работодателем при предоставлении сведений о льготных профессиях в пенсионный орган работа истца в занимаемых должностях в качестве льготной, предоставляющей право на досрочную пенсию, также не определена.
Учитывая, что обязанность по передаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета возложена на страхователей – работодателей, работодатель истца является действующим, вместе с тем истец в суд с соответствующим иском к работодателю о возложении обязанности откорректировать и передать сведения индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготной работы не обратилась, достоверность сведений, содержащихся в выписке из лицевого счета застрахованного лица, в установленном порядке не оспорила.
Вместе с тем судом первой инстанции при включении спорных периодов работы истца в стаж, требуемый для льготного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», указанные обстоятельства и требования пенсионного законодательства не учтены.
При таких обстоятельствах, учитывая, что особый характер работы истца работодателем в установленном законом порядке не подтвержден, соответствующие сведения об особых условиях труда страхователь ГБУЗ АО «АКПБ» (а ранее его правопредшественник – ГБУЗ АО «Архангельский психоневрологический диспансер») в отношении истца в спорные периоды работы в пенсионный орган не представил, уплату дополнительных страховых взносов за истца в пенсионный орган с 1 января 2013 г. не произвел, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных Лисициной Н.В. исковых требований о включении в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» спорных периодов.
Таким образом, учитывая, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии истец не имела требуемой законом продолжительности специального стажа работы в тяжелых условиях, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 16 апреля 2021 г. у суда также не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части включения в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», спорных периодов работы и назначении страховой пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене в данной части, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований Лисициной Н.В.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается, а потому, в соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, и, учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения в остальной части судебной коллегией не проверяется, в связи с чем, в остальной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 6 декабря 2021 г. отменить в части обязания Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы Лисициной Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 1 октября 2004 г. по 29 ноября 2009 г., с 5 декабря 2009 г. по 16 января 2011 г., с 20 января 2011 г. по 2 апреля 2013 г., с 6 сентября 2016 г. по 15 апреля 2021 г. и назначении страховой пенсии по старости с 16 апреля 2021 г. принять по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Лисициной Н.В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности включить в стаж работы Лисициной Н.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 1 октября 2004 г. по 29 ноября 2009 г., с 5 декабря 2009 г. по 16 января 2011 г., с 20 января 2011 г. по 2 апреля 2013 г., с 6 сентября 2016 г. по 15 апреля 2021 г. и назначить страховую пенсию по старости с 16 апреля 2021 г. отказать.
В остальной части решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 6 декабря 2021 г. оставить без изменения.
Председательствующий | Е.И. Хмара |
Судьи | Е.М. Бланару |
С.В. Эпп |