Дело № 2-4196/2022
УИД 23RS0040-01-2022-003575-64
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 08 июня 2022 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Глущенко В.Н.,
при секретаре Василенко Н.Н.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора Центрального административного округа г. Краснодара ФИО4, действующей по поручению,
представителя ответчика - министерства здравоохранения Краснодарского края - ФИО5, действующей на основании доверенности № 13 от 10.01.2022,
представителя третьего лица ГБУЗ «Тбилисская ЦРБ» МЗ КК ФИО6, действующего на основании приказа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края в интересах Ю.о Ю. В. к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить жизненного необходимым лекарственным препаратом,
установил:
Заместитель прокурора Краснодарского края, действуя в интересах Ю.о Ю.В., обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить жизненного необходимым лекарственным препаратом.
В обоснование иска указано, что Ю.о Ю.В. состоит на медицинском учете с диагнозом: «ИБС. Прогрессирующая стенокардия. Гипертоническая болезнь 3 степени». Учитывая хронический характер заболевания, пациенту врачом кардиологом выписан лекарственный препарат «Периндоприл». Данный препарат включен в заявку на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания на 2022 год за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Лекарственный препарат поступает в уполномоченную аптеку из ГУП КК «Кубаньфармация», куда они доставляются после проведения конкурсных процедур, которые осуществляются министерством здравоохранения Краснодарского края. В ходе прокурорской проверки установлено, что рецепт серия 03-22-40 № 10202647 с 07.02.2022 находится на отсроченном исполнении. Таким образом, Ю.о Ю.В. в настоящее время не обеспечен лекарственным препаратом «Периндоприл». Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
На основании изложенного, истец просит обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Ю.о Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом «Периндоприл» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в тексте искового заявления.
Представитель ответчика - министерства здравоохранения Краснодарского края в судебном заседании против исковых требований возражала.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию ответчика, просил в иске отказать.
Ю.о Ю.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Также в соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии со ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется здоровье людей; каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Правилу 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993, государствам следует обеспечить доступ инвалидам к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
Социальная защита инвалидов согласно ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень.
При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно Положению о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденному Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 742 (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае.
В соответствии с указанным Положением к полномочиям Министерства относится, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиям; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной законодательством Российской Федерации, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
Установлено, что Ю.о Ю.В. является инвалидом 3 группы, состоит на медицинском учете с диагнозом: «ИБС. Прогрессирующая стенокардия. Гипертоническая болезнь 3 степени».
Учитывая хронический характер заболевания пациенту врачом кардиологом был выписан лекарственный препарат «Периндоприл».
Данный препарат включен в заявку на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания на 2022 год за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Лекарственный препарат поступает в уполномоченную аптеку из ГУП КК «Кубаньфармация», куда они доставляются после проведения конкурсных процедур, которые осуществляются министерством здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство).
Установлено, что рецепт серия 03-22-40 № 10202647 с 07.02.2022 находится на отсроченном исполнении. Таким образом, Ю.о Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в настоящее время не обеспечен лекарственным препаратом «Периндоприл».
В силу положений ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого данным гражданам набора социальных услуг включаются социальные услуги в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Лекарственный препарат «Периндоприл» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.
Из системного толкования действующего законодательства в сфере бесплатного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан следует, что бесплатное предоставление по рецептам врача лекарственных средств инвалидам является государственной гарантией Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите.
Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Необеспечение необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом инвалида - Ю.о Ю.В. является недопустимым, не отвечает основным принципам в сфере охраны здоровья граждан.
Обеспечение инвалидов необходимыми лекарственными препаратами должно осуществляться непрерывно и не ставиться в зависимость от финансирования, должно исходить из фактической потребности в лекарственных препаратах, прерывание медикаментозного лечения недопустимо и ставит в опасность жизнь и здоровье лиц, нуждающихся в приеме жизненно необходимых лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.
Из указанного следует, что организация закупок лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения отдельных групп населения, как за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, т.е. отнесено к компетенции Министерства здравоохранения Краснодарского края.
В 2022 году лекарственный препарат Ю.о Ю.В. предоставлялся с нарушениями сроков, что подтверждено исследованными в судебном заседании ответом министерства здравоохранения Краснодарского края от 25.03.2022, реестром пациента.
Между тем, поставка лекарственного препарата «Периндоприл» в Российскую Федерацию в настоящее время ничем не затруднена.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что необеспечение Ю.о Ю.В., являющегося инвалидом, необходимым лекарственным препаратом нарушает фундаментальное право на жизнь и здоровье, закрепленное как в основном законе Российской Федерации - Конституции, так и в международных документах в сфере прав человека.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Исходя из вышеуказанных нормативных актов, следует, что обязанность по обеспечению инвалидов бесплатно медицинскими изделиями для паллиативной помощи на основании решения врачебной комиссии возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к которому относится министерство здравоохранения Краснодарского края.
Обеспечение данным лекарственным препаратом для Ю.о Ю.В. является жизненно необходимым, в случае приостановки приема лекарственного препарата «Периндоприл» может возникнуть угроза жизни и здоровью.
В связи с изложенным, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание совокупность представленных сведений о состоянии здоровья Ю.о Ю.В., характера заболевания, установленного у последнего, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края в интересах Ю.о Ю. В. к министерству здравоохранения Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить жизненного необходимым лекарственным препаратом удовлетворить.
Обязать министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Ю.о Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственным препаратом «Периндоприл» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н.Глущенко
мотивированное решение изготовлено 15.06.2022