Докладчик Александрова А.В. |
Апелляционное дело № 33-3286/2020 |
Судья Ефимова А.М. |
Дело № 2-695/2020 |
УИД 21RS0006-01-2020-000863-29 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Ананьева М.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) об обязании включить в специальный стаж период прохождения срочной военной службы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе представителя Ананьева М.М. – Гаврилова А.Н. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Ананьев М.М. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) (далее – УПФР в г.Канаш) об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период прохождения срочной военной службы с 23.12.1982 по 10.12.1984 из расчета один год службы за три года работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения.
Исковые требования мотивировал тем, что решением пенсионного органа от 13.02.2020 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера, в стаж работы не включен период прохождения им действительной срочной военной службы с 23.12.1982 по 10.12.1984 в должности <данные изъяты>. Истец полагал отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку период его военной службы подлежит включению в специальный страховой стаж в соответствии с п.п. «к» п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" и ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В судебном заседании суда первой инстанции истец Ананьев М.М. и его представитель Гаврилов А.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФР в г. Канаш Тамбова А.В. исковые требования не признала.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ананьева М.М. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Канаш Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) об обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период военной службы с 23 декабря 1982 года по 10 декабря 1984 года из расчета один год службы за три года службы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней (06 февраля 2019 года) отказать.
С указанным решением суда не согласился представитель истца Ананьева М.М. – Гаврилов А.Н., которым подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности с направлением дела на новое рассмотрение. Автор жалобы ссылается на необходимость применения к спорным правоотношениям положений ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренной ст.11 данного закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также п.п. «к» п.109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", в соответствии с которым служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Ананьева М.М., его представителя Гаврилова А.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика УПФР в г.Канаш Журавлеву Т.К., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, 6 февраля 2020 года Ананьев М.М. обратился в УПФР в г. Канаш с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Канаш от 13.02.2020 № Ананьеву М.М. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия правовых оснований. Специальный стаж истца в районах Крайнего Севера определен в 12 лет 3 месяца 13 дней, при требуемом – 25 лет, указано о наступлении у него права на досрочную страховую пенсию по старости с 28 ноября 2021 года по достижении 57 лет 6 месяцев.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода военной службы с 23.12.1982 по 10.12.1984 из расчета один год службы за три года службы и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что как по ранее действующему законодательству, так и по действующему в настоящее время законодательству при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды прохождения военной службы по призыву не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, Ананьев М.М. проходил военную службу по призыву с 23.12.1982 по 10.12.1984 в составе Ограниченного контингента Советских войск в <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 12 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе, в стаж работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 4).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством зачет периодов прохождения службы, приравненной к военной, в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрен. Периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", учитываются только в страховой стаж (но не в специальный стаж).
В подп. "к" п. 109 Положения N 590 было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (пп. "в" п. 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения N 590).
Таким образом, в соответствии с п. 109 Положения N 590 возможность приравнивания периода военной службы к работе, предшествующей данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, по выбору обратившегося, предусмотрена только для определенных в данном пункте случаев назначения на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, к которым назначение льготной пенсии лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера (п. "д" п. 16), не относится.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для включения в специальный стаж периода прохождения им службы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства.
Об ошибочности позиции истца по толкованию норм права свидетельствует и позиция, изложенная в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, указанных в решении суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают выводов судебного решения, по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ананьева М.М. – Гаврилова А.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева