УИД 37RS0005-01-2023-002188-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 ноября 2023 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Совковой Н.А.,
с участием:
представителя заявителя АО «Объединенные электрические сети» Кожановой О.Г.,
представителя заинтересованного лица Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Бирюковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по АО «Объединенные электрические сети» о признании права собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
АО «Объединенные электрические сети» (далее – АО «ОЭС») обратилось в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйное имущество. Заявленные требования мотивированы тем, что АО «ОЭС», как сетевой организации, на праве собственности принадлежат объекты энергетики, в том числе расположенные на территории <адрес>. В ходе осмотра объектов электросетевого хозяйства АО «ОЭС» выявлено, что на территории <адрес> расположен объект – сооружение электроэнергетики – воздушные линии электропередачи (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, д. Кочедыково, с кадастровым номером №. Информация о собственнике, ином законном владельце данного объекта отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный объект поставлен на кадастровый учёт. Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и её качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены. АО «ОЭС» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии посредством принадлежащих компании объектов электросетевого хозяйства, а также по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей к указанным объектам. Ссылаясь на положения ст. 225 ГК РФ, заявитель просит признать за ним право собственности на вышеуказанный объект.
Представитель заявителя АО «Объединенные электрические сети» Кожанова О.Г., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что организацией заявителя указанный в заявлении объект, представляющий собой воздушные линии электропередачи, ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учёт. Указала, что технологически объект присоединён только к сетям АО «ОЭС».
Представитель заинтересованного лица Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Бирюкова Е.Н., действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, не возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что в реестре имущества Администрации сведения о данном объекте отсутствуют, не Ивановский муниципальный район, не Богданихское поселение указанные воздушные линии электропередач не строили, информацией о лице, осуществившем их монтаж, не обладают.
Заинтересованные лица ПАО «Россети Центр и Приволжье», МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской Ярославской областях, Управление Росреестра по Ивановской области, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, явку представителей для участия в судебном заседании не обеспечили, представили письменные позиции по делу.
Изучив заявление, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выпискеиз ЕГРЮЛ АО «ОЭС» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ; основным видом деятельности является передача электроэнергии в технологическое присоединение к распределительным электросетям (л.д. 24-29).
Из выписки из ЕГРН следует, что объект недвижимости – сооружение электроэнергетики – воздушные линии электропередачи (<данные изъяты>), расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, принят на кадастровый учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-23).
Согласно информации отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный объект, а также земли под ним, отсутствуют в реестре имущества Ивановского муниципального района (л.д. 39).
Аналогичная информация об отсутствии объекта в реестре муниципального имущества г.о. Кохма, в реестре имущества Ивановской области, а также в реестре федерального имущества представлена, соответственно, Комитетом по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказам Администрации г.о. Кохма, Департаментом управления имуществом Ивановской области и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (л.д. 47, 50, 60).
ПАО «Россети Центр и Приволжье» на запрос суда представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что объект не принадлежит указанной организации (л.д. 45).
В соответствии с информацией УФНС России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в базе Управления сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № и земли под ним отсутствуют (л.д. 48).
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйными сетями являются внешние сети инженерно-технического обеспечения, посредством которых осуществляется снабжение многоквартирного дома водой, теплом, электроэнергией, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В отношении линейных объектов Гражданским кодексом РФ установлен сокращенный срок в три месяца со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.
На основании ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам жилищно-коммунального хозяйства относится жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Пунктом 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения относятся к линейным объектам.
В силу п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В силу требований ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 38 данного Федерального закона ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и её качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Поскольку никто о своих правах на указанный объект электросетевого хозяйства не заявил, у АО «ОЭС», как у сетевой организации, оказывающей деятельность по передаче электрической энергии посредством принадлежащих компании объектов электросетевого хозяйства, а также по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя (граждан и юридических лиц) к указанным объектам, возникло право на обращение в суд с заявлением о признании на него права собственности.
Признание права собственности на бесхозяйный объект – воздушные линии электропередачи (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, позволит АО «ОЭС» осуществлять эксплуатацию указанных объектов, нести бремя их содержания.
В соответствии с п. 7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 № 811, при эксплуатации электроустановок потребитель должен, в числе прочего, обеспечить: содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию; проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок; оперативно-технологическое управление электроустановками; контроль за техническим состоянием электроустановок и эксплуатацией принадлежащих потребителю на праве собственности или ином законном основании объектов по производству электрической энергии, в том числе работающих автономно от электроэнергетических систем.
Оценивая представленные суду доказательства, принимая во внимание наличие заинтересованности у заявителя в принятии в собственность сооружения электроэнергетики, отсутствие прав на данный объект у иных лиц, наличие постановки объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи уполномоченным на то органом и истечение со дня постановки на учет установленного законом трехмесячного срока, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований и признании за заявителем права собственности на сооружения электроэнергетики.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление АО «Объединенные электрические сети» о признании права собственности на бесхозяйное имущество удовлетворить.
Признать за акционерным обществом «Объединенные электрические сети» право собственности на бесхозяйный объект имущества – воздушные линии электропередачи (<данные изъяты>), расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательно форме принято 14.11.2023.