Решение по делу № 33а-3738/2022 от 20.05.2022

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-3738/2022

№ 2а-309/2022

Строка 198а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июня 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Калугиной С.В., Платонова В.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области к Мамаеву Николаю Викторовичу о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогу, пени, по апелляционной жалобе Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Воронежской области на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 10 января 2022 года,

(судья районного суда Кожухова М.В.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя МИФНС России № 1 по Воронежской области по доверенности Саницкого А.П., административного ответчика Мамаева Н.В., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

МИФНС России № 1 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Мамаеву Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 55038 рублей, пени по транспортному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 11900 рублей 89 копеек, задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 1704 рубля, пени по земельному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 111 рублей 60 копеек, а всего задолженности в размере 68754 рубля 49 копеек.

В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии со статьями 357, 388 Налогового кодекса Российской Федерации Мамаев Н.В. является налогоплательщиком транспортного и земельного налога.

В связи с несвоевременной уплатой налога административному ответчику было направлено требование об уплате № 70659 от 15 декабря 2020 года и №88182 от 23 декабря 2020 года, в которых сообщалось о наличии у Мамаева Н.В. задолженности. Требования не исполнены в установленный срок.

10 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 в Рамонском судебном районе Воронежской области по заявлению административного истца был вынесен судебный приказ о взыскании с Мамаева Н.В. задолженности по налогам в общей сумме 74983 рубля 59 копеек, который был отменен определением от 21 июля 2021 года.

На момент подачи административного искового заявления задолженность не погашена.

Истец просил взыскать с Мамаева Н.В. задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 55038 рублей, пеню по транспортному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 11900 рублей 89 копеек, задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 1704 рубля, пеню по земельному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 111 рублей 60 копеек, а всего задолженность в размере 68754 рубля 49 копеек.

Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 10 января 2022 года в удовлетворении требований МИФНС России № 1 по Воронежской области отказано в полном объеме (л.д.78,79-81).

В апелляционной жалобе МИФНС России № 1 по Воронежской области просит отменить решение Рамонского районного суда Воронежской области от 10 января 2022 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д.86-89).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из содержания статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до дня наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Ставки налога установлены статьей 2 Закона Воронежской области от 27 декабря 2002 года № 80-ОЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области».

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено, что Мамаев Н.В. в 2019 году являлся собственником следующих транспортных средств: автобуса ФОРД 32361, государственный регистрационный знак ; автобуса без марки, государственный регистрационный знак ; автобуса ФОРД 222702, государственный регистрационный знак автобуса ФОРД 222702, государственный регистрационный знак А449ВР136; автомобиля Тойота Хайлендер, государственный регистрационный знак ; автобуса ГАЗ А64R42, государственный регистрационный знак ; автобуса ГАЗ А64R42, государственный регистрационный знак ; автобуса ГАЗ А64R42, государственный регистрационный знак .

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что Мамаев Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером: , площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером: , площадью 1403 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Медовка, <адрес>А.

Налоговым органом ответчику начислен транспортный и земельный налоги за 2019 год, в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 36648727 от 3 августа 2020 года (л.д. 35-36).

Так как начисленная сумма добровольно ответчиком уплачена в полном объеме в срок до 1 декабря 2020 года не была, налоговым органом в адрес Мамаева Н.В. направлено требование № 70659 от 15 декабря 2020 года об уплате транспортного налога в размере 60838 рублей, земельного налога в размере 1704 рубля, пени по транспортному налогу в размере 112,04 рублей, а также пени по земельному налогу в размере 3,14 рублей, которое подлежало исполнению в срок до 2 февраля 2021 года (л.д. 17-18), а также требование № 88182 от 23 декабря 2020 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 12021,01 рублей, пени по земельному налогу 132,99 рублей, которое подлежало исполнению в срок до 26 января 2021 года (л.д. 23-24).

Указанные требования не были исполнены ответчиком, начисленные суммы налога и пени не уплачены в установленные сроки, в связи с чем, по заявлению МИФНС России № 1 по Воронежской области мировым судьей судебного участка № 1 в Рамонском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ от 10 июня 2021 года о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере в размере 60838 рублей, по земельному налогу в размере 425 рублей и 1279 рублей, а также пени по транспортному налогу в размере 12133,5 рублей и пени по земельному налогу в размере 44,26 рублей и 264,28 рублей, а всего 74983,59 рублей, который был отменен определением мирового судьи от 21 июля 2021 года в связи с поданными ответчиком возражениями (л.д.9).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных МИФНС России № 1 по Воронежской области требований о взыскании с Мамаева Н.В. задолженности по транспортному и земельному налогам за 2019 год, пени, районный суд пришел к выводу о том, что задолженность по транспортному и земельному налогам за 2019 год, а также пени ранее взысканы мировым судьей судебного участка № 1 в Рамонском судебном районе Воронежской области на основании судебного приказа № 2а-618/2020 от 6 августа 2020 года, который не отменен и направлен на исполнение в службу судебных приставов, исполняется ответчиком, в связи с чем оснований для взыскания указанной задолженности не имеется.

Суд апелляционной инстанции с таким решением суда первой инстанции не может согласиться, полагает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом неверно применены нормы процессуального и материального права, в связи с чем решение нельзя признать законным и обоснованным в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что МИФНС России № 1 по Воронежской области в 2020 году обратилась к мировому судье судебного участка № 1 в Рамонском судебном районе Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мамаева Н.В. недоимки за 2018 год по транспортному налогу в размере 75294 рубля, земельному налогу в размере 425 рублей и 1279 рублей, а также пени по транспортному налогу в размере 16245,10 рублей, пени по земельному налогу в размере 60,33 рублей, а всего 933303,43 рублей (л.д. 158-160).

Указанная сумма задолженности основывалась на налоговом уведомлении № 35778966 от 10 июля 2019 года и требовании об уплате налога от 23 декабря 2019 года № 51260.

Согласно налоговому уведомлению от 10 июля 2019 года № 35778966 и требованию № 51260 от 23 декабря 2019 года Мамаевым Н.В. подлежал уплате транспортный налог за 2018 год в размере 75294 рубля и земельный налог за 2018 год в размере 425 рублей в срок до 2 декабря 2019 года (л.д.37-38,170), требование подлежало исполнению до 24 января 2020 года (л.д. 162).

Таким образом, из представленных материалов дела о выдаче судебного приказа от 6 августа 2020 года следует, что указанная сумма задолженности была взыскана с Мамаева Н.В. в пользу МИФНС России №1 по Воронежской области мировым судьей судебного участка № 1 в Рамонском судебном районе Воронежской области по транспортному налогу размере 75294 рублей, земельному налогу в размере 425 рублей и 1279 рублей за 2018 год, а также пени, рассчитанные за 2018,2019 и 2020 годы (л.д.157-194).

При таких обстоятельствах, вопреки выводам суда первой инстанции, не имеется вступившего в законную силу решения (судебного приказа) суда о взыскании с Мамаева Н.В. задолженности по налогам за 2019 год и пени за периоды, приведенные истцом в предъявленном в суд административном исковом заявлении (л.д.3-8), как и не имеется доказательств отсутствия задолженности у Мамаева Н.В. по оплате налогов за 2019 год.

Следует отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 363, частью 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный и земельный налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть, налоги за 2019 год подлежали уплате в срок до 1 декабря 2020 года, в связи с чем задолженность по налогам за 2019 года не могла быть предметом рассмотрения в суде при вынесении мировым судьей судебного приказа от 6 августа 2020 года.

Вступившим в законную силу решением Рамонского районного суда Воронежской области от 31 мая 2021 года с Мамаева Н.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016-2017 годы, по земельному налогу за 2017 год, в связи с неуплатой которой в настоящем исковом заявлении МИФНС России №1 по Воронежской области заявлены требования о взыскании пени, начисленной, в том числе на взысканную задолженность по налогам за 2017 год, а также на задолженность по налогам за 2018 год, взысканную на основании судебного приказа от 6 августа 2020 года, за последующие периоды, за которые ранее пеня не взыскивалась по судебным решениям.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, приведенных выше, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным решение суда первой инстанции от 10 января 2022 года, оно подлежит отмене в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что, поскольку обязанность по оплате земельного и транспортного налога за 2019 год, а также пени в заявленном в иске размере, в том числе рассчитанной на непогашенную своевременно задолженность по налогам за 2017-2018 годы, Мамаевым Н.В. в полном объеме и в установленные законом сроки не исполнена, заявленные налоговым органом требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 55038 рублей, пени по транспортному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 11900 рублей 89 копеек, задолженности по земельному налогу за 2019 год в размере 1704 рубля, пени по земельному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 111 рублей 60 копеек, а всего задолженности в размере 68754 рубля 49 копеек подлежат удовлетворению. Установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд с требованиями не нарушен, порядок взыскания налоговым органом соблюден.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Рамонского районного суда Воронежской области от 10 января 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым требования МИНФС России № 1 по Воронежской области удовлетворить.

Взыскать с Мамаева Николая Викторовича в пользу МИНФС России № 1 по Воронежской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 55038 рублей, пеню по транспортному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 11900 рублей 89 копеек, задолженность по земельному налогу за 2019 год в размере 1704 рубля, пеню по земельному налогу за период с 17 февраля 2020 года по 22 декабря 2020 года в размере 111 рублей 60 копеек, а всего задолженность в размере 68754 (шестьдесят восемь тысяч семьсот пятьдесят четыре) рубля 49 копеек.

Взыскать с Мамаева Николая Викторовича в доход бюджета государственную пошлину в размере 2262 (две тысячи шестьдесят два) рубля 60 копеек.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии:

33а-3738/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС России № 1 по Воронежской области
Ответчики
Мамаев Николай Викторович
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Кобзева Ирина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
20.05.2022Передача дела судье
21.06.2022Судебное заседание
28.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Передано в экспедицию
28.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее