Решение по делу № 33-2432/2021 от 23.03.2021

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья ФИО2

Дело

УИД 05RS0-71

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Бейтуллаевой З.А.,

судей Алиевой Э.З. и Исрафилова З.Э.

при секретаре Магомедовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахвердиева Д.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД (далее Минстрой РД) о восстановлении срока на обжалование решения Минстроя РД от <дата>, признании незаконными действий заместителя министра о возвращении материала учетного дела, возложении обязанности обеспечить жилым помещением,

по апелляционной жалобе представителя Шахвердиева Д.А. - Абасова С.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, объяснения истца Шахвердиева Д.А., просившего отменить решение суда, возражения представителя Минстроя РД Мирзоева Л.М., просившего оставить решение без изменения, судебная коллегия

установила:

Шахвердиев Д.А. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Минстрой Республики Дагестан) о восстановлении срока на обжалование решения Минстроя Республики Дагестан от <дата>, признании действий заместителя министра Минстроя Республики Дагестан в части возвращения материала учетного дела незаконным и обязании обеспечить жилым помещением.

В обоснование исковых требований Шахвердиев Д.А. указал, что он проходил военную службу в органах внутренних дел с <дата> по <дата>, уволен из ОВД по болезни. В период службы в ОВД в установленном законом порядке встал на учет, как нуждающийся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий. С указанного периода и до дня увольнения из ОВД по состоянию здоровья проживал в <адрес>. После увольнения из ОВД вынужден был переехать в <адрес> Республики Дагестан, поскольку не имел своего жилья и средств для приобретения. Он обратился в Минстрой Республики Дагестан по вопросу предоставления единовременной денежной выплаты, как гражданину, которому должны были предоставить жилье, либо произвести единовременную выплату. Однако письмом Минстроя Республики Дагестан от <дата> за .2-89/св указано на отсутствие у истца права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках мероприятий Федерального закона от <дата> -Ф3, как лица, подлежащего снятию с учета и возвратил материал учетного дела.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель Шахвердиева Д.А. - Абасов С.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.

В обоснование жалобы указывает, что судом применен нормативный акт - постановление Правительства РД от <дата> , который утратил силу <дата>, и который неверно истолкован судом. В ст. 2.1 указано, что к заявлению на обеспечение жильем прилагается выписка из решения органа местного самоуправления о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, принятого до <дата>, что истцом и было сделано. Однако данному обстоятельству судом не дана должная оценка.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минстроя РД по доверенности ФИО6, указывая на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, просит оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений судом апелляционной инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции были допущены.

Из материалов дела следует и установлено судами, что Шахвердиев Д.А. проходил службу в органах внутренних дел с <дата>.

Приказом Министерства внутренних дел по Республике Дагестан от <дата> подполковник полиции Шахвердиев Д.А. - заместитель начальника отдела - начальника полиции отдела МВД России по <адрес> уволен со службы по состоянию здоровья.

Согласно справке МВД по Республике Дагестан от <дата> за выслуга лет ФИО1 в календарном исчислении в МВД по Республике Дагестан на должностях, содержавшихся за счет федерального бюджета, составляет 13 лет 6 месяцев 16 дней.

Из выписки из решения исполкома Кардоновского сельского Совета народных депутатов <адрес> Республики Дагестана от <дата> за , выданной главой МО сельского поселения «сельсовет Кардоновский» <дата> следует, что ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Из извещения от <дата> , выданного Управлением жилищно-коммунального хозяйства «Отдел по учету и распределению жилья» администрации <адрес>, усматривается, что на основании решения администрации МО «<адрес>» от <дата> истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 5 человек.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истец был принят на учет органами местного самоуправления в 2004 году на общих основаниях, что исключает возможность обеспечения жильем по Федеральному закону от <дата> № 342-ФЗ.

С такими выводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку они сделаны при неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от <дата> №76-ФЗ «О статусе военнослужащего» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу пункта 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до <дата> были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после <дата>, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> -П, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» форм по его выбору даже в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства.

Пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от <дата> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременно денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в соответствии с которым решение о принятии лиц, уволенных с военной службы до <дата>, на учет нуждающихся принимают органы местного самоуправления.

Из совокупности приведенных выше положений следует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации уволенных со службы указанных граждан возможно при наличии следующих условий: 1) они должны быть приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до <дата>; 2) они должны быть уволены со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями; 3) общая продолжительность службы указанных граждан в календарном исчислении должна составлять не менее 10 лет.

Выводы суда сделаны без учета приведенных выше положений закона.

Судом оставлен без внимания тот факт, что МО сельское поселение «сельсовет «Кардоновский» очередность специальной (льготной) категории для определения военнослужащих и приравненных к ним лицам до 2006 года не велась (л.д.148).

Более того, из выписки из решения исполкома Кардоновского сельского Совета народных депутатов <адрес> Республики Дагестан от <дата> за следует, что Шахвердиев Д.А. обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как о/у ОУР МВД РФ по <адрес>. Следовательно, отсутствие ведения в органах местного самоуправления специального жилищного учета для военнослужащих и приравненных к ним лиц не может вменяться в вину заявителя.

На основании части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).

Из письма Минстроя Республики Дагестан от <дата> следует, что согласно материалам учетного дела Шахвердиев Д.А. с <дата> зарегистрирован и проживает в <адрес> Республики Дагестан, а в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации выезд на место жительства в другое муниципальное образование является основанием для снятия с учета. При этом в качестве нуждающегося в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в новом избранном постоянном месте жительства на территории <адрес> Республики Дагестан Шахвердиев Д.А. на учет не встал.

Между тем, указанные обстоятельства судом первой инстанции не были проверены.

Из материалов истребованного судебной коллегией учетного дела Шахвердиева Д.А. усматривается, что в новом избранном постоянном месте жительства на территории <адрес> Республики Дагестан он встал на учет <дата>г.

При таких данных, отказ в удовлетворении исковых требований Шахвердиева Д.А. нельзя признать правомерным, а решение суда - законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска Шахвердиева Д.А.

Руководствуясь ст.ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от <дата>г. отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования Шахвердиева Джабраила Алибалаевича к Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Дагестан (Минстрой РД) удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Дагестан по отказу в принятии Шахвердиева Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Республики Дагестан принять Шахвердиева Д.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.

Председательствующий:

Судьи:

33-2432/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шахвердиев Д.А.
Ответчики
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РД
Другие
Абасов С.М.
Мирзоев Л.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Алиева Эльмира Зайналабидовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
23.03.2021Передача дела судье
05.05.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Судебное заседание
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Передано в экспедицию
02.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее