Дело № 2-1458/2022
УИД 02RS0001-01-2022-004264-07
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Назарбековой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Я. к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай О.Л., Администрации МО «<адрес>», Министерству экономического развития Республики Алтай об обеспечении жилым помещением, признании жертвой политических репрессий,
УСТАНОВИЛ:
В.Я. обратился в суд с иском к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай О.Л. об обеспечении жилым помещением, о признании жертвой политических репрессий.
В обоснование иска указал, что до 1998 года проживал в родительском доме, он был за ним закреплен, но после отбытия наказания в виде 17 лет 8 месяцев лишения свободы от дома осталась яма с несколькими столбами. Поскольку лишился жилья, просит его предоставить как малоимущему и на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, Администрация МО «<адрес>».
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство экономического развития Республики Алтай, Администрация МО «<адрес>», прокуратура Республики Алтай, МВД по <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части исковых требований В.Я. к МВД по <адрес>, прокуратуре Республики Алтай о признании жертвой политических репрессий.
В судебном заседании В.Я. на удовлетворении иска настаивал, представители Министерства экономического развития Республики Алтай Ю.А., МВД по <адрес> А.В. в удовлетворении исковых требований просили отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, В.Я. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> у Я.И. и А.И., что следует из актовой записи о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной Усть-Канским сельским Советом трудящихся Усть-Канского аймака <адрес>.
Согласно актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной Козульской сельской администрацией <адрес> Республики Алтай, ДД.ММ.ГГГГ отец истца Я.Ю, умер. Сведения о матери А.И. в ФГИС «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния» отсутствуют.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный в иске в обоснование заявленных требований, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части дополнительных гарантий на жилое помещение предусмотрено однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (ч. 1 ст. 8).
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона его действие распространяется на следующих граждан: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Поскольку отец В.Я. на момент достижения им совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) был жив, а данных о том, что Я.Ю,, А.И. уклонялись от исполнения своих родительских обязанностей и В.Я. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей в материалах дела не имеется, ни к одной из вышеперечисленных категорий граждан истец не относится.
В этой связи дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, предусмотренные ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вопреки доводам В.Я. на него не распространяются.
Помимо изложенного суд полагает необходимым отметить, что в силу положений вышеуказанного Федерального закона право на приобретение жилья сохраняется по достижении сиротами 23 лет только в случае, если такое право было ими реализовано в возрасте от 18 до 23 лет путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Однако доказательств того, что В.Я. в возрасте до 23 лет (до ДД.ММ.ГГГГ) обращался с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, в материалах дела не имеется.
Согласно ответу КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ В.Я. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории Республики Алтай, не состоит.
Из справки Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ следует, что В.Я. в общем списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения на территории Республики Алтай, не значится.
Кроме того, В.Я., вопреки изложенному в иске, малоимущим не признан, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по месту жительства в Администрации МО «<адрес>» не состоит (справка от ДД.ММ.ГГГГ), с соответствующими заявлениями не обращался, доказательств обратного не представил.
Между тем, в соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма обязательным является признание гражданина малоимущим и постановка его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
На основании изложенного требования В.Я. об обеспечении жилым помещением не подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части признания жертвой политических репрессий, суд учитывает, что согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Положениями ст.ст. 1.1, 2.1, 3 указанного Закона определен круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, пострадавших от политических репрессий и лиц, подлежащих реабилитации.
Исковые требования о признании жертвой политических репрессий В.Я. ссылкой на нормативные акты не обосновал, но в судебном заседании пояснил, что относит себя к таковым, поскольку СССР был оккупирован, а истец - помещен в Российскую Федерацию.
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрен специальный порядок установления факта применения политических репрессий.
Так, согласно ст. 6 названного Закона заявления о реабилитации подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации в соответствии с пп. "а", "б", "г", "д", "е", статьи 3 и статьей 5 настоящего Закона. По материалам составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям. При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте "д" статьи 3 настоящего Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пунктах "а", "б", "г" и "е" статьи 3 настоящего Закона делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.
На основании изложенного, учитывая, что ответчики к числу вышеперечисленных органов не относятся, предъявленные к ним исковые требования о признании жертвой политических репрессий не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с В.Я. в бюджет МО «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, отсрочка по уплате которой предоставлялась при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования В.Я. к Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай О.Л., Администрации МО «<адрес>», Министерству экономического развития Республики Алтай об обеспечении жилым помещением, признании жертвой политических репрессий оставить без удовлетворения.
Взыскать с В.Я. в бюджет МО «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.С. Малкова