Судья Губаева Д.Ф. Дело № 33а-4938/2021
(номер дела первой инстанции № 2-2940/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Колесниковой Д.А., Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2021 года в городе Сыктывкар Республики Коми апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2020 года №4/983 в части установления срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, пгт.Максаковка, ул.Большая, д.10, – до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, пгт.Максаковка, ул.Большая, д.10.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А., объяснения прокурора Юдина А.В., заинтересованных лиц Пономаревой В.Ю., Мамутовой Ю.М., судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор города Сыктывкара подал в Сыктывкарский городской суд Республики Коми в защиту неопределенного круга лиц административное исковое заявление о признании незаконным пункта 2 постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2020 года №4/983 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома №10 по улице Большая поселка городского типа Максаковка города Сыктывкара, до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в жилых помещениях названного многоквартирного дома в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
По итогам рассмотрения дела по правилам гражданского судопроизводства решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2021 года исковое заявление прокурора города Сыктывкара удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной администрацией муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда республики Коми от 19 августа 2021 года апелляционная жалоба администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2021 года и материалы гражданского дела переданы на рассмотрение в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Юдин А.В., а также заинтересованные лица Пономарева В.Ю. и Мамутова Ю.М. полагали, что оснований для признания оспариваемого административным ответчиком судебного акта незаконным, не имеется.
Иные лица, участвующие в рассмотрении административного дела, надлежащим образом извещенные о судебном заседании в Верховном Суде Республики Коми, не явились, своих представителей на рассмотрение апелляционной жалобы не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия по административным делам считает возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело при имеющейся явке лиц, участвующих в административном деле.
Проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения лиц, явившихся в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного решения суда.
Как следует из материалов административного дела, заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 30 декабря 2016 года № 12/4635, от 30 марта 2020 года № 7, принятым на основании отчета специализированной организации по обследованию жилого дома, расположенного по адресу: ул.Большая, 10, пгт.Максаковка, г.Сыктывкар, – учитывая существующую угрозу обрушения большинства несущих и ограждающих конструкций здания и крыши, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, выявлены основания для признания названного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
На основании приведенного выше заключения, постановлением администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2020 года № 4/983 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул.Большая, 10, пгт.Максаковка, г.Сыктывкар, – признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 названного постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» постановлено принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул.Большая, 10, пгт.Максаковка, г.Сыктывкар, – в срок до 2027 года. Согласно пункту 3 постановления Комитету жилищной политики администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» постановлено направить гражданам, проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. Пунктом 4 постановления Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» постановлено направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 11 января 2021 года в адрес администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» внесен протест прокурора города Сыктывкара № 07-03-2021 с требованием рассмотреть протест не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления его с приглашением представителя прокуратуры, пункт 2 постановления администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от 22 апреля 2020 года №4/983 отменить, установить разумный срок расселения граждан из многоквартирного дома.
По итогам рассмотрения протеста прокурора, орган местного самоуправления 22 января 2021 года своим письмом выразил несогласие с изложенными в протесте требованиями, поскольку считает срок расселения рассматриваемого многоквартирного дома разумным.
В соответствии с отчетом специализированной организации Северный филиал АО «...» многоквартирный дом находится в аварийном техническом состоянии, физический износ составляет 75%, дом не пригоден для проживания, в том числе ввиду нарушений требований пожарной безопасности, изменения параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, поскольку внутренняя температура исследуемого объекта ниже допустимой, отмечается повышенная влажность, наличие плесени, грибка и грызунов, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Обследованием установлена угроза обрушения дома ввиду аварийного технического состояния большинства несущих и ограждающих конструкций здания.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1, пунктов 1, 8, 9 статьи 14, частями 3 и 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 49, 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление в части определения сроков отселения жильцов до 2027 года является незаконным, поскольку данный срок не отвечает принципу разумности, установлен без учета реального состояния многоквартирного дома.
Судебная коллегия находит данные выводы правильными, так как они соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с пунктом 49 которого на основании полученного заключения о непригодности жилого помещения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта, орган местного самоуправления в течение 30дней со дня получения заключения в установленном порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Представленные в материалы дела доказательства бесспорно подтверждают, что многоквартирный дом представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.
В результате чрезвычайной ситуации указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
Поскольку администрацией муниципального образования срок расселения указанного дома установлен до 2027 года, постольку в течение 6 лет аварийный дом не будет снесен, а равно будет представлять собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия также отмечает, что срок расселения многоквартирного дома при установленных по делу обстоятельствах, свидетельствующих о наличии угрозы проживания в аварийном доме, не может быть поставлен в зависимость от экономических условий и предельного объема дефицита бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела установлена.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что выводы суда первой инстанции о неразумности установленного срока с расселения граждан не свидетельствуют о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Поскольку прокурором заявлено требование об оспаривании постановления в защиту жилищных прав неопределенного круга лиц, принятое судом решение в названной части не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления.
Также судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что определение срока сноса аварийного многоквартирного дома и отселения физических лиц относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть вопрос об установлении нового разумного срока расселения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 сентября 2021 года.
Председательствующий -
Судьи: