Дело №2-190/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25.09. 2020 г. г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Турковой С.А.
при секретаре Хасановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Администрации г.Оренбурга, Обществу с ограниченной ответственности «Теплый квартал» о возложении обязанности устранить недостатки
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УЖКХ администрации г.Оренбурга о возложении обязанности устранить недостатки указав, что прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма жилых помещений. Согласно п.2.56, 2.94 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 года №187 УЖКХ администрации города Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам. В соответствии с п.1.5 Положения УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом. Установлено, что в результате исполнения муниципального контракта № на право заключения договора участия в долевом строительстве, заключенного между УЖП администрации города Оренбурга и ООО «Теплый квартал» 08.08.2017 года УЖП администрации города Оренбурга приняты объекты долевого строительства – жилые помещения (квартиры) с №1 по 24. В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма, в том числе в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.03.2013 года №378-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п. Установлено, что жилые помещения и общее имущество многоквартирного <адрес> находятся в состоянии, не обеспечивающим их безопасную эксплуатацию, что подтверждается заключением эксперта по результатам строительно-технической экспертизы крыши жилого дома. Причина возникновения недостатков и дефектов – некачественное выполнение строительных работ. Существенные недостатки свидетельствуют о ненадлежащем качестве предоставления жилья, препятствуют его безопасной эксплуатации и требуют незамедлительного устранения.
Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>: обеспечить устранение недостатков крепления утеплителя для обеспечения теплоизоляции вентиляционных каналов, закрепить ветрозащитную пленку на кровле многоквартирного дома, устранить недостатки кровельного листа конька крыши, выполнить обшивку карнизов крыши здания, выполнить ограждение кровли здания, обеспечить надлежащее функционирование трубы вентиляционного канала, расположенного в торцевой части здания, установить снегозадержатели кровли здания, устранить недостатки отмостки здания.
В последующем, истец заявленные исковые требования уточнил, просит обязать УЖКХ администрации города Оренбурга, ООО Теплый квартал» устранить следующие недостатки и дефекты общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>; <адрес>:
- демонтировать весь навесной фасад жилого дома, включая утеплитель;
- демонтировать все оконные конструкции;
- выполнить герметизацию всех межпанельных швов с наружной стороны;
- установить демонтированные оконные конструкции в соответствии с ГОСТ 30971-2012;
- обеспечить оконные блоки на кухне поворотно-откидными механизмами;
- установить демонтированную фасадную систему, включая утеплитель;
- провести ревизию системы вентиляции всего жилого лома с присоединением вентиляционных каналов к решеткам в помещениях кухонь и санузлов;
- разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного перекрытия, с обеспечением ее работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на их наружные поверхности, например, в результате объединения отдельных труб в чердачном пространстве и выводе на плоскость кровли непосредственно труб, а не группового канала при фактическом конструктивном решении;
- в случае сохранения фактического конструктивного решения вентиляционных каналов вдоль конька кровли, исключить образование снеговых мешков на кровле путем устройства дополнительных скатов с образованием ендов, исключить попадание осадков внутрь труб и на их поверхность;
- вывести фановые трубы системы канализации за пределы кровли;
- обеспечить герметичность коньковых нащельников кровли;
- установить ограждение на кровле;
- установить систему организованного водоотвода с кровли;
- установить систему снегозадерживающих устройств па кровле;
- выполнить усиление балки перекрытия второго этажа в квартире №8 по специально разработанному проекту;
- демонтировать бетонную стяжку балконов;
- выполнить бетонную стяжку пола балконов из бетона класса не ниже В12.5, обеспечив уклон от наружных стен здания;
- демонтировать весь линолеум в помещениях жилого дома;
- демонтировать бетонную стяжку пола в квартирах;
- выполнить бетонную стяжку пола из бетона класса не ниже В 12,5;
- уложить линолеум, обеспечив его заведение под плинтусы;
- уложить электрические кабели за натяжным потолком в несгораемые трубы либо короба;
- заменить поврежденные обои в углах стыков стеновых панелей с предварительной зачеканкой трещин;
- установить дверные блоки в помещения кухонь;
- выполнить узел прохода газопровода через наружную стену в квартире № 3 в соответствии с действующей нормативной документацией;
- утроить дополнительное утепление внутренних стен квартир №1 и №16 со стороны входных тамбуров (тип и толщину утеплителя определить по теплотехническому расчету);
- обеспечить герметичность сопряжения отмостки с цокольной частью наружных стен;
- провести ревизию и регулировку фурнитуры дверных блоков.
Определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация г. Оренбурга, ООО «Теплый квартал», в качестве третьего лица ООО «УОЖФ «Сияние», Михайлова Л.Н., Ахмедов М., Сапина Т.И.,Баклицкая Л.Д., Войтович А.Н., Султанова Д.Ш., Глебов С.В.
Представитель истца помощник прокурора Центрального района Мирошникова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила удовлетворить иск с учетом последних уточнений.
Представитель ответчиков администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга Тарабан К.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно указав, что четыре квартиры на данный момент находятся в собственности граждан, в связи с чем, считает, что обязанности по содержанию должны нести собственники квартир.
Представитель ответчика ООО «Теплый квартал» в судебное заседание не явился, почтовая судебная корреспонденция вернулась в суд с отметкой об «истечении срока хранения».
В соответствии со ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно абз. 2 пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи, а сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения.
В силу ст. 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Таким образом, ответчик ООО «Теплый квартал» извещался судом заблаговременно надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своим бездействием по получению судебного извещения, о чем свидетельствует возврат судебной повестки по истечении срока хранения, злоупотребил процессуальным правом, в связи с чем, суд приходит к выводу об уклонении ответчика от получения судебного извещения, и признает отказ ответчика ООО «Теплый квартал» от получения почтовой корреспонденции надлежащим извещением о слушании дела.
Представитель третьего лица ООО «УОЖФ «Сияние» Радыгина В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, указав, что не согласна с доводами представителя ответчиков, что физические лица должны нести бремя по несению расходом на капитальный ремонт, Управление должно было добросовестно исполнять обязанности при приемке дома, провести экспертизу, экспертиза не была проведена, поэтому ответственность должна быть на застройщике и собственнике который принял дом. В данном случае муниципальная программа переселения граждан из аварийного жилья проведена с нарушением.
Третьи лица Баклицкая Л.Д., Михайлова Л.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, указав, что дом не пригоден для проживания.
Третьи лица Ахмедов М., Сапина Т.И., Войтович А.Н., Султанова Д.Ш., Глебов С.В. в судебное заседание не явились, несмотря на то, что были извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав стороны, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Статус лица, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, возлагает на такое лицо обязанность по несению бремени собственника по содержанию имущества, в том числе уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 г. № 187, Управление имеет самостоятельный баланс, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1.6., 1.9).
Осуществляет функции по владению, пользованию объектами муниципального жилищного фонда в части организации работ по их содержанию и ремонту (п. 2.50).
Согласно п.2.56, 2.94 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 года №187 УЖКХ администрации города Оренбурга осуществляет принятие к бюджетному учету муниципальных жилых помещений в составе имущества муниципальной казны муниципального образования «город Оренбург», заключает договоры социального найма жилых помещений и осуществляет иные полномочия наймодателя по указанным договорам.
В соответствии с п.1.5 Положения УЖКХ администрации города Оренбурга является правопреемником Управления жилищной политики администрации города Оренбурга в соответствии с передаточным актом.
12.12.2016 года между Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга и «Теплый квартал» был заключен муниципальный контракт № на приобретение жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
В результате исполнения муниципального контракта 08.08.2017 года Управлением жилищной политики администрации города Оренбурга приняты объекты долевого строительства – жилые помещения (квартиры) с №1 по 24 в <адрес>.
В последующем жилые помещения предоставлены гражданам по договорам социального найма в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан Оренбургской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства Оренбургской области от 15.03.2013 года №378-пп, муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 года №788-п.
На основании ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 2).
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3).
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения" утвержден типовой договор социального найма жилого помещения.
В силу пп. "а" п. 5 Типового договора социального найма жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 года N 315, наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
Согласно представленных суду договоров социального найма, заключенных администрацией города Оренбурга в лице Управления жилищной политики администрации города Оренбурга с нанимателями - гражданами, переселяемыми из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, (п.5) наймодатель обязался передать нанимателю по акту в срок, не превышающий 10 дней со дня подписания настоящего договора, свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям.
В силу пункта 1 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно актов приема передачи жилого помещения нанимателям передано жилое помещение пригодное для постоянного проживания.
Между тем, прокуратурой города Оренбурга проведен анализ деятельности УЖКХ администрации города Оренбурга по исполнению обязанностей наймодателя по договорам социального найма жилых помещений.
Согласно представленного суду заключения эксперта ООО «СОЮЗ ЭКСПЕРТОВ» по результатам строительно-технической экспертизы объекта, расположенного по адресу <адрес> выявлены недостатки: теплоизоляция вентиляционных каналов здания выполнена с отклонением (крепление утеплителя не обеспечивает требуемый уровень теплоизоляции труб вентиляционных каналов); ветрозащитная пленка в некоторых местах кровли некачественно закреплена, имеются просветы и разрывы; кровельный лист конька крыши пропускает атмосферные осадки (образуются снеговые отложения); отсутствует обшивка карнизов крыши здания, одна из труб вентиляционного канала, расположенного в торцевой части здания закрыта наполовину стальным листом, в результате чего происходит конденсация пара на внутренней поверхности данного листа и попадание влаги в шахту вентиляционного канала; отсутствует ограждение кровли здания; отсутствуют снегозадержатели кровли здания.
Причина возникновения недостатков и дефектов – некачественное выполнение строительных работ.
В рамках рассмотрения заявленных требований по ходатайству сторон судом была назначена и проведена судебная комиссионная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта №ТП-ПЭЗС-41/06-20 от 30.06.2020 года
при проведении исследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что он не соответствует строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам в следующей части:
- отсутствие какой-либо герметизации межпанельных швов;
- отсутствие ограждения на кровле;
i6
- отсутствие системы организованного водостока с кровли;
- отсутствие системы снегозадерживающих устройств на кровле;
- несоответствие прочностных характеристик стяжки пола нормативным требованиям;
- несоответствие монтажа оконных конструкций нормативным требованиям;
- несоответствие прокладки электрических кабелей за натяжным потолком нормативным требованиям;
- неработоспособное состояние системы вентиляции в квартирах №8, 12, 23;
- несоответствие укладки линолеума нормативным требованиям.
Исследуемый жилой дом в целом соответствует представленной проектной документации. Все выявленные недостатки и несоответствия нормативным требованиям вызваны как некачественным монтажом, так и недостаточной степенью проработки проектной документации.
В ходе проведения экспертизы установлены следующие недостатки:
- отсутствие какой-либо герметизации межпанельных швов - существенный
и устранимый недостаток;
- отсутствие ограждения на кровле - существенный и устранимый недостаток;
- отсутствие системы организованного водостока с кровли - несущественный и устранимый недостаток;
- отсутствие системы снегозадерживающих устройств - существенный и
устранимый недостаток;
- фактическая прочность бетонной стяжки балконных плит и пола в квартирах не соответствует нормативной - существенный и устранимый недостаток;
- фактический монтаж оконных блоков не соответствует требованиям ГОСТ - существенный и устранимый недостаток;
- электрические кабели проложены за натяжным потолком не в трубах и не пробах - существенный и устранимый недостаток;
- в квартирах №8, 12, 23 вентиляционные каналы в помещениях кухни и санузла не доведены до решёток - существенный и устранимый недостаток;
- недостаточная ширина полотна линолеума, который не заведён под плинтусы - несущественный и устранимый недостаток.
Для устранения выявленных недостатков необходимо провести следующие работы:
д
- демонтировать весь навесной фасад жилого дома, включая утеплитель;
-демонтировать все оконные конструкции;
- выполнить герметизацию всех межпанельных швов с наружной стороны;
-установить демонтированные оконные конструкции в соответствии с ГОСТ 30971-2012;
- установить демонтированную фасадную систему, включая утеплитель;
- заменить повреждённые обои в углах стыков стеновых панелей с предварительной зачеканкой трещин;
- установить ограждение на кровле;
- установить систему организованного водоотвода с кровли;
- установить систему снегозадерживающих устройств на кровле;
- демонтировать бетонную стяжку пола балконов;
-выполнить бетонную стяжку пола балконов из бетона класса не ниже В12,5, обеспечив уклон от наружных стен здания;
- демонтировать весь линолеум в помещениях жилого дома;
- демонтировать бетонную стяжку пола в квартирах;
- выполнить бетонную стяжку пола из бетона класса не ниже В12,5;
- уложить линолеум, обеспечив его заведение под плинтусы;
-уложить электрические кабели за натяжным потолком в несгораемые трубы либо короба;
-присоединить вентиляционные каналы в помещениях кухни и санузла квартир №8, 12, 23 к решёткам.
Из пояснений эксперта ФИО7 данных в судебном заседании следует, что экспертами ошибочно не был осуществлен осмотр кровли, также были осмотрены только те жилые помещения, в которые был на момент осмотра допуск. Установление наличия или отсутствия строительных недостатков кровли, проверка соответствия оконных блоков и дверных проемов в квартирах строительным, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам и проекту МКД требуют дополнительного осмотра и исследования.
Учитывая установленные обстоятельства и пояснения эксперта, судом была назначена дополнительная судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключения эксперта №ТП-ПЭЗС-41/06-20 от 25.08.2020 года в рамках проведенной дополнительной судебной комиссионной строительно-технической экспертизы экспертами при проведении исследования многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что он не соответствует строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и правилам в следующей части:
- отсутствие какой-либо герметизации межпанельных швов;
- ненормативный прогиб балки перекрытия второго этажа;
- отсутствие ограждения на кровле;
- отсутствие системы организованного водостока с кровли;
- отсутствие системы снегозадерживающих устройств на кровле;
- дефекты монтажа элементов кровли; |
-дефекты монтажа вентиляционных каналов выше уровня чердачного перекрытия и в квартирах №8, 12, 15, 23;
- фановые трубы не выведены за плоскость кровли;
-отсутствие устройств, обеспечивающих естественный приток воздуха в помещениях кухонь, а также отсутствие дверных блоков в кухни;
-следы коррозии на поверхности газопровода в зоне его прохода через наружную стену в квартире №3;
-несоответствие прокладки электрических кабелей за натяжным потолком нормативным требованиям;
-несоответствие монтажа оконных конструкций нормативным требованиям;
-несоответствие прочностных характеристик стяжки пола нормативным требованиям;
- недостаточная ширина полотна линолеума в помещениях квартир;
-отсутствие дополнительного утепления внутренних стен квартир №1 и № 16, смежных с входным тамбуром и лестничной клеткой;
- негерметичное сопряжение отмостки с цокольной частью стен;
- перекос дверных блоков.
Исследуемый жилой дом в целом соответствует представленной проектной документации. Все выявленные недостатки и несоответствия нормативным требованиям вызваны как некачественным монтажом, так и недостаточной степенью проработки проектной документации.
Все недостатки, выявленные в ходе проведения экспертизы, являются производственными, допущенными при строительстве жилого дома и устранимыми. Большинство выявленных недостатков относится к существенным, влияющим на безопасность проживания граждан и целостность жилого дома.
К несущественным недостаткам относятся: отсутствие системы организованного водостока с кровли; недостаточная ширина полотна линолеума в помещениях квартир; перекос дверных блоков.
Для устранения выявленных недостатков необходимо провести следующие работы (укрупнённо):
- демонтировать весь навесной фасад жилого дома, включая утеплитель;
- демонтировать все оконные конструкции;
- выполнить герметизацию всех межпанельных швов с наружной стороны;
-установить демонтированные оконные конструкции в соответствии с ГОСТ 30971-2012;
- обеспечить оконные блоки на кухне поворотно-откидными механизмами;
- установить демонтированную фасадную систему, включая утеплитель;
-провести ревизию системы вентиляции всего жилого дома с присоединением вентиляционных каналов к решёткам в помещениях кухонь и санузлов;
- разработать проектную документацию (с последующей реализацией проектных решений) для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного перекрытия, с обеспечением её работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на их наружные поверхности, например, в результате объединения отдельных труб в чердачном пространстве и выводе за плоскость кровли непосредственно труб, а не группового канала при фактическом конструктивном решении;
- в случае сохранения фактического конструктивного решения вентиляционных каналов вдоль конька кровли, необходимо исключить образование снеговых мешков на кровле путём устройства дополнительных скатов с образованием ендов, а также исключить попадание осадков внутрь труб и на их поверхность;
- вывести фановые трубы системы канализации за пределы кровли;
- обеспечить герметичность коньковых нащельников кровли;
- установить ограждение на кровле;
- установить систему организованного водоотвода с кровли;
- установить систему снегозадерживающих устройств на кровле;
- выполнить усиление балки перекрытия второго этажа в кв. №8 по специально разработанному проекту;
- демонтировать бетонную стяжку пола балконов;
- выполнить бетонную стяжку пола балконов из бетона класса не ниже В12,5, обеспечив уклон от наружных стен здания;
- демонтировать весь линолеум в помещениях жилого дома;
- демонтировать бетонную стяжку пола в квартирах;
- выполнить бетонную стяжку пола из бетона класса не ниже В12,5;
- уложить линолеум, обеспечив его заведение под плинтусы;
- уложить электрические кабели за натяжным потолком в несгораемые трубы либо короба;
- заменить повреждённые обои в углах стыков стеновых панелей с предварительной зачеканкой трещин;
- установить дверные блоки в помещения кухонь;
- выполнить узел прохода газопровода через наружную стену в кв. № 3 в соответствии с действующей нормативной документацией;
- устроить дополнительное утепление внутренних стен квартир №1 и №16 со стороны входных тамбуров (тип и толщину утеплителя определить по тепло -техническому расчёту);
- обеспечить герметичность сопряжения отмостки с цокольной частью наружных стен,
- провести ревизию и регулировку фурнитуры дверных блоков.
Суд не находит оснований не доверять экспертному заключению составленному экспертами АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ», так как экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, с предупреждением эксперта по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов аргументированы, компетентность экспертов не вызывает сомнений, заключение в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных и проведенных исследованиях, а также с использованием при проведении исследования научной и методической литературы.
Из пояснений эксперта ФИО7, данных в судебном заседании, следует, что обнаруженные недостатки и дефекты являются недостатками, допущенными при строительстве жилого дома, дом можно восстановить, привести в пригодное для жилья состояние, на данный момент он опасен для проживания граждан.
Исследовав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что УПЖ администрации города Оренбурга принятые на себя обязательства по договору социального найма жилого помещения перед гражданами многоквартирного <адрес> не выполнены, предоставленные гражданам жилые помещения в указанном доме, не отвечают установленным санитарным, пожарным, строительным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, поскольку конструкции жилого дома, выделенные по договору гражданам жилые помещения, общее имущество многоквартирного жилого дома, находятся в ненадлежащем состоянии для проживания, требуется проведение ремонтных работ для устранения выявленных строительных дефектов и недостатков.
В связи с чем, требования истца о возложении на УЖКХ администрации городского округа как орган, являющийся правопреемником УЖП администрации города Оренбурга, обеспечивающий мероприятия по текущему и капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга, обязанности по устранению установленных строительных дефектов в объеме, определенном заключением эксперта №ТП-ПЭЗС-41/06-20 от 25.08.2020 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии обязанности устранять недостатки в квартирах №6,7,18,19, принадлежащих гражданам Сапиной Т.И., Войтович Н.Г., Султановой Д.Ш. и Султанову Р.С., Ахмедову М. на праве собственности, суд считает необоснованными.
Жилое помещение №19 Ахмедову М. и жилое помещение №18 Поддубной Е.А. были предоставлены по договору социального найма от 10.01.2018 года, в последующем ими оформлено право собственности, Сапина Т.И. и Войтович Н.Г. были принудительно выселены из жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, за ними признано право собственности на жилые помещения, расположенные по адресу <адрес> по решению суда по иску администрации города Оренбурга, в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным, подлежащим сносу.
Согласно п.1 ст.85 ЖК РФ предусмотрено выселение граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений, между тем, указанное условие о предоставлении благоустроенного помещения, отвечающего строительным, пожарным, санитарным и иным нормам и правилам ответчиком не соблюдено. На момент предоставления указанным гражданам жилых помещений по договору социального найма и в собственность предоставленные жилые помещения уже были непригодны для проживания, поскольку судебной строительно технической экспертизой установлено, что все недостатки, выявленные в ходе проведения экспертизы, являются производственными, допущенными при строительстве жилого дома и устранимыми. Большинство выявленных недостатков относится к существенным, влияющим на безопасность проживания граждан и целостность жилого дома.
В связи с чем, оснований возлагать на собственников квартир обязанности по устранению строительных недостатков суд не усматривает.
Суд не находит оснований для возложения на Администрацию Г.Оренбурга обязанности по устранению выявленных недостатков, поскольку указанные обязанности делегированы УЖКХ администрации городского округа в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Оренбурга.
Суд также не находит оснований для возложения обязанности по устранению недостатков на ООО «Теплый квартал» поскольку, в данном случае имеют место правоотношения между наймодателем и нанимателями жилых помещений, что в дальнейшем не лишает права наймодателя обращения с соответствующим иском иском к застройщику.
В соответствии со ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа от предварительной оплаты экспертизы, эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч.1ст.96 и ст.98ГПК РФ.
Согласно заявлению экспертов АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» судебная экспертиза не оплачена, ее стоимость составляет 100 000 рублей.
Поскольку требования истца подлежат удовлетворению, с учетом положений ч.1ст.96 и ст.98ГПК РФ с ответчика УЖКХ администрации города Оренбурга в пользу АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» подлежат взысканию расходы по оплате судебной экспертизы в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора города Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Администрации г.Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Теплый квартал» о возложении обязанности устранить нарушения – удовлетворить частично.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга устранить недостатки:
- демонтировать весь навесной фасад жилого дома, включая утеплитель;
- демонтировать все оконные конструкции;
- выполнить герметизацию всех межпанельных швов с наружной стороны;
- установить демонтированные оконные конструкции в соответствии с ГОСТ 30971-2012;
- обеспечить оконные блоки на кухне поворотно-откидными механизмами;
- установить демонтированную фасадную систему, включая утеплитель;
- провести ревизию системы вентиляции всего жилого дома с присоединением вентиляционных каналов к решёткам в помещениях кухонь и санузлов;
- разработать проектную документацию для системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного перекрытия, с обеспечением её работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на их наружные поверхности;
- реализовать проектные решения системы вентиляции, расположенной выше уровня чердачного перекрытия, с обеспечением её работоспособности и исключением попадания осадков как внутрь отдельных труб, так и на их наружные поверхности;
- в случае сохранения фактического конструктивного решения вентиляционных каналов вдоль конька кровли, исключить образование снеговых мешков на кровле путём устройства дополнительных скатов с образованием ендов, а также исключить попадание осадков внутрь труб и на их поверхность;
- вывести фановые трубы системы канализации за пределы кровли;
- обеспечить герметичность коньковых нащельников кровли;
- установить ограждение на кровле;
- установить систему организованного водоотвода с кровли;
- установить систему снегозадерживающих устройств на кровле;
- выполнить усиление балки перекрытия второго этажа в кв. №8 по специально разработанному проекту;
- демонтировать бетонную стяжку пола балконов;
- выполнить бетонную стяжку пола балконов из бетона класса не ниже В12,5, обеспечив уклон от наружных стен здания;
- демонтировать весь линолеум в помещениях жилого дома;
- демонтировать бетонную стяжку пола в квартирах;
- выполнить бетонную стяжку пола из бетона класса не ниже В12,5;
- уложить линолеум, обеспечив его заведение под плинтусы;
- уложить электрические кабели за натяжным потолком в несгораемые трубы либо короба;
- заменить повреждённые обои в углах стыков стеновых панелей с предварительной зачеканкой трещин;
- установить дверные блоки в помещения кухонь;
- выполнить узел прохода газопровода через наружную стену в кв. № 3 в соответствии с действующей нормативной документацией;
- устроить дополнительное утепление внутренних стен квартир №1 и №16 со стороны входных тамбуров (тип и толщину утеплителя определить по тепло -техническому расчёту);
- обеспечить герметичность сопряжения отмостки с цокольной частью наружных стен,
- провести ревизию и регулировку фурнитуры дверных блоков.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга расходы по оплате судебной строительно-технической экспертизы в пользу АНО научно-технрологический парк Оренбургского государственного университета «Технопарк ОГУ» в размере 100 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Оренбурга, ООО «Теплый квартал» об обязании произвести оплату задолженности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Мотивированное решение составлено 30.09.2020 года.