Решение по делу № 2-215/2019 от 28.02.2019

Дело № 2-215/2019

51RS0017-01-2019-000196-02

Изготовлено в окончательной форме 13 июня 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2019 года                             п. Никель

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алимовой Е.В.,

при секретаре Михайловской К.С.,

с участием

представителя истца-ответчика по встречному иску (посредством ВКС) Судаковой В.Н,

ответчиков-истцов по встречному иску Н.1., Н.2 Н.3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации к Н.1, действующему в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н.4, Н.2, Н.3 о понуждении исполнить обязательство, и по встречным исковым заявлениям Н.1, Н.2, Н.3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании обязательства о сдаче жилого помещения от *.*.* недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ) обратилось в суд с иском к Н.1., Н.2., Н.3., Н.4 о понуждении к исполнению обязательства.

В обоснование иска указано, что 21.09.2010 <данные изъяты> Н.1. в связи с прохождением военной службы было предоставлено на основании договора найма жилого помещения служебное помещение, расположенное по адресу: нп. Спутник, <адрес>.

14.12.2016 между истцом и ответчиками подписано соглашение о сдаче жилого помещения в течение 2-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, по условиям которого Н.1. принимает на себя обязательство в 2-х месячный срок с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет освободить со всеми совместно проживающими членами семьи занимаемое жилое помещение.

12.04.2017 начальником ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ принято решение о предоставлении Н.1. жилищной субсидии.

19.04.2017 Н.1. перечислена жилищная субсидия в полном объеме.

23.11.2017 в адрес Н.1. направлено требование об освобождении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Срок добровольного освобождения и сдачи спорного жилого помещения истек 07.12.2017. Предупреждение об освобождении жилого помещения ответчиками не исполнено.

По состоянию на 21.02.2019 жилое помещение не освобождено, в установленном порядке не сдано.

Просит суд обязать ответчиков исполнить обязательство по освобождению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета, а также обязать ответчиков передать отделению (территориальное пгт. Печенга) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ документы на указанное жилое помещение (выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения, управляющей компании с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию).

Н.1 обратился со встречным иском к ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации о признании обязательства о сдаче жилого помещения в уполномоченный орган от 14 декабря 2016 года недействительным, обязании продолжить свои обязательства о предоставлении на время службы служебного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что спорное жилое помещение ему и членам его семьи было предоставлено на время службы. В настоящее время он и его супруга Н.2 проходят военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, то есть имеют право занимать предоставленное им служебное жилое помещение до окончания прохождения ими военной службы. На основании условий Договора, подтверждаемых правовыми нормами Жилищного кодекса РФ, требования ФГКУ «Северрегионжилье» о расторжении договора найма жилого помещения не обосновано.

Кроме того, при оформлении им документов на получение положенной ему денежной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в ФГКУ «Северрегионжилье» по требованию работника Учреждения В., он подписал соглашение между ним и Б.Ю. об обязании освободить спорное жилое помещение в течение 2-х месяцев с даты перечисления на банковский счет жилищной субсидии. Считает, что при заключении этого соглашения имели место недобросовестные действия должностных лиц ФГКУ «Северрегионжилье», чем были нарушены его права, свободы и законные интересы. В нарушение п.1 ст. 421 ГК РФ, соглашение о сдаче жилого помещения было подписано им не добровольно, а по понуждению работника ФГКУ «Северрегионжилье» В., под предлогом необходимости этого документа для принятия решения о выплате ему денежной субсидии. Порядком предоставления субсидии, п.4, утвержденного приказом Министра Обороны РФ от 21.07.2014 №510, соглашение о сдаче жилого помещения не предусмотрено. Если бы на момент подписания обязательства, он это знал, то не подписал бы его.

Указывает, что подписанное им соглашение по своим реквизитам имеет нарушения требований, предъявляемых к составлению юридических документов: отсутствует наименование юридического лица; наименование должностного лица, действующего от имени уполномоченного органа; справочные данные об организации; регистрационный номер документа; дата подписания должностным лицом; место составления документа. Считает, что из настоящего документа невозможно установить, какой уполномоченный орган представляет Б.Ю., какую должность он занимает, в какой организации, на основании чего он заключает соглашения с военнослужащими об освобождении жилой площади, когда Б.Ю. подписал соглашение. Из подписанного соглашения возникает его обязательство о сдаче жилого помещения физическому лицу Б.Ю., а не юридическому лицу ФГКУ «Северрегионжилье», хотя иск подан не от имени Б.Ю., а от имени юридического лица ФГКУ «Северрегионжилье», что не соответствует его обязательству (л.д. 70-75).

Представитель истца – ответчика по встречному иску ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны Российской Федерации Судакова В.Н. (посредством ВКС через Североморский районный суд Мурманской области) в судебном заседании поддержала исковые требования и возражала против удовлетворения встречного искового заявления. Указала, что Н.1 был обеспечен жилищной субсидией для приобретения жилого помещения по месту прохождения службы на основании его заявления, оснований для получения жилищной субсидии по избранному месту жительства у него не имелось, поскольку он продолжает проходить военную службу по контракту. В связи с чем, он утратил право пользования служебным жилым помещением, та как обеспечен Министерством обороны Российской Федерации жильем по месту прохождения службы в виде жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья. Обязательство о сдаче спорного жилого помещения являлось основанием для выплаты жилищной субсидии, которое подписано им было добровольно и осознанно.

Ответчик – истец по встречному иску Н.1. действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка Н.4 в судебном заседании возражал против удовлетворения первоначальных исковых требований, поддержал встречные исковые требования. Дополнительно пояснил, что он получил жилищную субсидию на приобретения жилья по избранному месту жительства, право на которую у него возникло по выслуге лет. На часть полученных денежных средств приобрел квартиру в городе Мурманск. Не оспаривал факт того, что 02.11.2016 в заявлении об изменении формы обеспечения жилым помещением, он собственноручно по месту прохождения военной службы, однако данные слова не относились к просьбе о выплате субсидии. Пояснил, что заполнял обязательство, подписывал его в помещении ФГКУ «Северрегионжилье», но не добровольно а по принуждению сотрудника, который пояснил, что без подписания данного обязательства ему не предоставят субсидию на приобретения жилья.

Ответчик (истец по встречному исковому заявлению) Н.2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что своей подписью в обязательстве она удостоверила только свои данные паспорта. Просила удовлетворить заявлению ею требования о признания обязательства недействительным.

Ответчик Н.3. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца, поскольку он проживает в настоящее время в указанной квартире, поддержал свое исковое заявление о признании обязательства недействительным, указав, что он не подписывал обязательство, поскольку находился в г. Санкт-Петербурге, выдав доверенность на ведение дел по получению жилищной субсидии своему отцу Н.1

Военный прокурор гарнизона Заозерск в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в соответствии с частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие прокурора.

Представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа опеки и попечительства.

Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, ФГКУ «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные возражения, в которых поддержал первоначальные исковые требования ФГКУ «Северрегионжилье», и возражал против доводов, изложенных во встречных исковых заявлениях.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-его лица.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы настоящего гражданского дела, учетное дело Н.1 , суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Содержание указанных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями по договору социального найма в Министерстве обороны Российской Федерации установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.

Предоставление субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения имеет целевое назначение, что закреплено в приказе Министра обороны РФ № 510 от 21 июля 2014 г., которым утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.

Из материалов дела следует, что Н.1. является военнослужащим, в настоящее время проходит военную службу по контракту от *.*.*, первый контракт заключен *.*.*, то есть до *.*.*

21.09.2010 между ФГУ «1970 ОМИС» и Н.1., на основании решения о предоставлении жилого помещения 05.08.2005 , заключен договор найма жилого помещения , по условиям которого ему и членам его семьи – Н.2., Н.3 Н.4 на время службы было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 76).

Н.1., Н.2., Н.3 с *.*.* по настоящее время, а Н.4 *.*.* года рождения, с *.*.* по настоящее время, зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 13).

На основании заявления Н.1 от 27.03.2013, он и члены его семьи решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Отдел № 4 г. Североморск от 25.04.2013 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» по избранному месту жительства г. Белгород (л.д. 94).

02.11.2016 Н.1. обратился к начальнику управления ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением об изменении формы обеспечения жилым помещением, в котором просил изменить форму обеспечения жилым помещением с договора социального найма/получения жилого помещения в собственность на субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемую в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по месту прохождения военной службы. В заявлении имеются подписи Н.1 и членов его семьи о согласии с данным заявлением (л.д. 97).

В судебном заседании Н.1. указал, что он дописал слова «по месту прохождения службы» собственноручно.

14.12.2016 Н.1 обратился к начальнику ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о перечислении жилищной субсидии, заявление подписано членами семьи Н.2. и Н.1. от имени Н.3 на основании доверенности и как законным представителем несовершеннолетнего Н.4. В заявлении указано, что он и члены его семьи осведомлены о том, что согласно абз.3 п.16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставленная уполномоченным органом жилищная субсидия может быть использована исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых заявитель и члены его семьи утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. С условиями получения и использования жилищной субсидии ознакомлен, согласен и обязуется их выполнять (л.д. 98-99).

Н.1 и члены его семьи 14.12.2016 подписали обязательство о сдаче жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, в двух месячный срок с даты перечисления на банковский счет жилищной субсидии, согласно которому обязались освободить жилое помещение и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке (л.д. 17).

В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Предоставленная в соответствии с настоящим Федеральным законом военнослужащему-гражданину и гражданину, уволенному с военной службы, жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.

В силу абзаца 2 пункта 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 510 от 21.07.2014, решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения, в том числе сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов).

Согласно п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 настоящих Правил, уменьшается, в том числе на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Подписав обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, Н.1. и члены его семьи выполнили условие, необходимое для получения жилищной субсидии на приобретение жилого помещения общей площадью 72 кв. м.

Решения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 12.04.2017 Н.1. и членам его семьи – Н.2., Н.3 Н.4 была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты> (л.д. 15).

Субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <данные изъяты> перечислена Н.1. платежным поручением от 19.04.2017 (л.д. 16).

Таким образом, предоставляя военнослужащему Н.1 гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, при этом, обязанность военнослужащего, получившего государственный жилищный сертификат или жилищную субсидию, и членов его семьи сдать прежнее жилое помещение Министерству обороны РФ, вытекает из пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.

Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 24.04.2017 Н.1. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с перечислением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (л.д. 46).

Из пояснений Н.1., данных в судебном заседании, следует, что на часть денежных средств из полученной жилищной субсидии за <данные изъяты> ими приобретена квартира в г. <данные изъяты>.

Министерство обороны Российской Федерации выполнило свои обязательства перед военнослужащим Н.1. и членами его семьи по обеспечению жильем по месту прохождения военной службы, выделив жилищную субсидию.

В силу положений ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность гражданина освободить соответствующее жилое помещение связывается с прекращением его права пользования этим помещением или выселением на основании решения суда в случае невыполнения требования собственника соответствующего жилого помещения по освобождению указанного жилого помещения.

Законом четко предусмотрено освобождение ранее занимаемого жилого помещения, при обеспечении жилым помещением в период службы по контракту по месту службы для постоянного проживания, в том числе в виде выплаты жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения.

Таким образом, действия ответчиков, связанные с подписанием обязательства о сдаче спорного жилья, направлены на расторжение жилищных правоотношений, что в силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для освобождения спорного жилого помещения.

07.02.2019 ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в адрес ответчиков было направлено требование об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, которое исполнено не было.

Рассматривая встречное исковое заявление о признании недействительным обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения в уполномоченный орган, суд приходит к следующему.

Н.1, Н. Т.А., Н.3 В.А. просят признать недействительным данное ими обязательство об освобождении жилого помещения, как подписанное под влиянием существенного заблуждения.

В соответствии с частью 1 статьи 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.

Доказательств подписания соглашения под влиянием заблуждения Н.1., Н. Т.А., Н. В.А. не представлено. Кроме того, подписание указанного соглашения являлось условием для получения субсидии на приобретение жилого помещения, от получения которой в период прохождения военной службы Н.1. не отказался, субсидия была перечислена на основании его личного заявления с согласия всех членов семьи и частично использована им для приобретения жилого помещений.

Судом отвергаются как необоснованные доводы ответчика – истца по встречному иску Н.1. в части того, что из соглашения невозможно установить, какой уполномоченный орган представляет Б.Ю., какую должность он занимает и в какой организации, на основании чего он заключает соглашения с военнослужащими об освобождении жилой площади, когда Б.Ю. подписал его обязательство, так как материалами дела подтверждается, что Б.А. являлся начальником ФГКУ «Северрегионжилье», что подтверждено трудовым договором от 31.12.2015, выпиской из приказа статс-секретаря – заместителя министра обороны Российской Федерации от 25.12.2015 (л.д. 124-128).

Решение о выделении семье Н.1. жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья также подписано начальником управления Б.Ю.(л.д. 100).

Обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения в уполномоченный орган подписано ответчиком 14.12.2016 (оборот л.д. 17), в этот же день ответчиком Н.1. подано заявление начальнику ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» о перечислении жилищной субсидии, и лично начальником Б.Ю. заверены подписи ответчиков Н.2 и Н.1. действующего за себя и по доверенности от своего сына Н.3 и как законный представитель сына Н.4 (лд. 99).

Довод Н.2 о том, что она не подписывала обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения в уполномоченный орган от 14.12.2016, а своей подписью удостоверила только правильность паспортных данный, опровергается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.

Довод Н.3 о том, что он не подписывал данное обязательство, поскольку находился в г. Санкт-Петербурге, нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела, однако в материалах учетного дела Н.1. дела имеется доверенность, удостоверенная временно исполняющим обязанности нотариуса К. от 14.11.2016, которой Н.3 уполномочивает Н.1 быть его представителем в Федеральном государственном казённом учреждении «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по вопросу предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, для чего уполномочил его подписывать заявления, обязательства, все необходимые документы от его имени, получать необходимые справки и документы, расписываться за него и совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения.

Таким образом, передав полномочия на подписание обязательства Н.3 не вправе ссылаться на тот факт, что обязательство им не подписано, поскольку обязательство, в том числе и от его имени подписано Н.1 который указал, что согласие совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих с Н.1 имеется.

Оснований для признания обязательства о сдаче (передаче) жилого помещения в уполномоченный орган от 14.12.2016, которое являлось обязательным условием для перечисления Н.1. жилищной субсидии на приобретение жилого помещения площадью 72 кв. м, недействительным у суда не имеется.

Доводы ответчиков о том, что Н.1 и Н.2. в настоящее время проходят военную службу, не влияют на необходимость исполнения принятого ими обязательства.

Доводы Н.1. о том, что субсидия может быть им реализована для приобретения, строительства любого жилого помещения в любом регионе по избранному месту жительства, а не по месту прохождения военной службы, а по месту прохождения военной службы он должен быть обеспечен служебным жилым помещением, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат требованиям Федерального закона «О статусе военнослужащих», подписав соглашение, ответчики приняли на себя обязательства по освобождению занимаемого жилого помещения после получения субсидии в установленный соглашением срок.

Кроме того, Н.1. в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в период прохождения военной службы имеет право на получение жилищной субсидии только на приобретение жилого помещения по месту прохождения военной службы, данное право было им реализовано.

Довод Н.1 о том, что истец ФГКУ «Северрегионжилье» не является собственником жилого помещения, и не имеет права обращаться в суд с иском об освобождении жилого помещения, принадлежащего на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, отклоняется судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно уставу ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны, непосредственно подчиняется Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны российской Федерации, осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, для достижения которых осуществляет следующие виды деятельности: заключение, изменение и расторжение договоров социального найма жилых помещений; принятие решений о предоставлении военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы, и членам их семей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, заключение, изменение и расторжение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, выдачу справок установленного образца о сдаче жилых помещений, учет жилых помещений жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации. Учреждение вправе принимать решение о предоставлении военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы, и членам их семей, лицам гражданского персонала жилых помещений, в том числе, на условиях специализированного найма и расторжения таких договоров.

Истец ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации, выбрав способ защиты права, как обязание ответчиков исполнить условия данного ими обязательства о сдаче жилого помещения, счел его наиболее целесообразным и эффективным.

Объективных причин, по которым иск об обязании лица, уклоняющегося от совершения действий, совершить данные действия является ненадлежащей формой защиты нарушенного права, судом не установлено.

Учитывая, что ответчики по своему усмотрению реализовали жилищные права и обязанности в отношении спорной квартиры в соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, подписав 14.12.2016 обязательство освободить спорную квартиру в 2-х месячный срок с даты перечисления на банковский счет жилищной субсидии, со всеми совместно проживающими членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке с предоставлением договора (ордера) являвшегося основанием к заселению, выписки из домовой книги с отметками о снятии с регистрационного учета, финансово-лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, акта приема-передачи жилого помещения с отметкой о сдаче ключей в управляющую компанию или обходной лист с отметками о сдаче жилого помещения и ключей от жилого помещения, иск ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации к ответчикам Н.1., Н. Т.А., Н. В.А., Н. В.А. о понуждении к исполнению обязательств подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при возложении на ответчиков обязанности по освобождению спорной квартиры, суд полагает необходимым установить срок исполнения данной обязанности – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, указанный срок разумным и справедливым, достаточным для исполнения обязательства.

В связи с освобождением истца от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчиков, не освобожденных от этой уплаты, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального образования Печенгский район Мурманской области с учетом требований части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по 2000 рублей с каждого.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать Н.1, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Н.4, Н.2, Н.3 освободить и сдать в установленном порядке служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сняться с регистрационного учета, передать отделению (территориальное п. Печенга) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации документы на жилое помещение: выписку из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения управляющей компании с отметкой о сдаче ключей от жилого помещения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Н.1 Н.2, Н.3 в доход бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей, по 2000 рублей с каждого.

В удовлетворении встречных исковых заявлений Н.1, Н.2, Н.3 к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании обязательства о сдаче жилого помещения от 14.12.2016 недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     Е.В. Алимова

2-215/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
военный прокурор гарнизона Заозёрск
ФГКУ "Северрегионжилье" Минобороны России
ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны РФ
Ответчики
Неказаченко Ольга Анатольевна
Неказаченко Александр Владиславович
Неказаченко Владислав Юрьевич
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Орган опеки и попечительства администрации Печенгского района
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Горбатюк Алла Анатольевна
Дело на странице суда
pech.mrm.sudrf.ru
28.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2019Передача материалов судье
04.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2019Предварительное судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Судебное заседание
31.05.2019Судебное заседание
13.06.2019Судебное заседание
13.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее