Решение по делу № 33-2141/2023 от 31.01.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33-2141/2023

Судья первой инстанции: Гордиенко О.А.

Дело № 2-3624/2022

УИД: 91RS0-13

18 апреля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи:

Бондарева Р.В.

судей:

Матвиенко Н.О., Подлесной И.А.

при секретаре:

Андрейченко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинченко Оксаны Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционным жалобам представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Зинченко Оксаны Ивановны на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,

УСТАНОВИЛА:

В августе 2022 года Зинченко О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия, мотивируя свои требования тем, что истец Зинченко О.И. на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на досрочную пенсию, в связи с чем истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако оспариваемым решением Отдела пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> УПФ РФ в <адрес> Республики Крым (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии было отказано. Также ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. По мнению истца, указанный отказ пенсионного фонда является незаконным, поскольку ответчиком неверно истолкованы положения действующего законодательства, регулирующие порядок и условия подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в результате чего периоды её работы не подсчитаны как льготный стаж, а именно за каждый год как за один год и три месяца.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены исковые требования. Суд признал незаконным решение Отдела пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> УПФ РФ в <адрес> Республики Крым межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ и решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зинченко Оксане Ивановне в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Возложил обязанность на ответчика включить Зинченко Оксане Ивановне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшер-диспетчер, фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности-фельдшер, фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации.

Возложил обязанность на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить Зинченко Оксане Ивановне с ДД.ММ.ГГГГ досрочную пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В удовлетворении остальных требований Зинченко О.И. отказано.

Не согласившись с указанным решением суда в удовлетворенной части, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что оснований для назначения пенсии истцу по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нет, так как наименование ее должностей отсутствует в Списке .

Не согласившись с указанным решением суда, Зинченко О.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит его изменить. Полагает, что судом необоснованно отказано во включении в специальный стаж периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с реорганизацией ответчика в порядке ст. 44 ГПК РФ произведена его замена на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Заслушав докладчика, пояснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащих в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение в полной мере не отвечает.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В силу ст. 46 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зинченко О.И. обратилась в Отдел пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> УПФ РФ в <адрес> Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Специальный стаж истца по расчету пенсионного органа составил 18 лет 4 месяца 8 дней (л. д. 12-14 т. 1).

ДД.ММ.ГГГГ Зинченко О.И. повторно обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа, дающего право на досрочную пенсию. Специальный стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 19 лет 6 месяцев 19 дней (л. д. 15-16 т. 1).

Согласно вышеназванному решению, к зачету истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости пенсионным фондом были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера, фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи, за исключением периодов прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства, поскольку нет сведений о начислении заработной платы за указанный период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также в льготный стаж истцу не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера отделения скорой помощи, поскольку в соответствии со списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не предусмотрена работа в должности фельдшера-диспетчера; тождественность данной должности Списку не установлена; по предоставленным документам не усматривается лечебная деятельность в должности фельдшера-диспетчера на территории станции скорой помощи.

При определении права на назначение истцу страховой пенсии досрочно пенсионным органом была учтена трудовая книжка истца серии АР , а также иные документы, имеющиеся в распоряжении отдела.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2-4 ст. 30 этого же Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подпункта «н» пункта Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что факт осуществления трудовой деятельности истцом в спорный период подтверждается записями в трудовой книжке серии АР от ДД.ММ.ГГГГ, которая в силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника:

- с ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера скорой помощи Зуйской райбольницы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ );

- с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность выездного фельдшера (приказ Зуйской РБ от ДД.ММ.ГГГГ ;

- с ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером-диспетчером скорой помощи;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности выездного фельдшера отделения скорой помощи Зуйской райбольницы, Белогорского райздравотдела, отдела здравоохранения <адрес>ной государственной администрации;

- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности фельдшер скорой медицинской помощи в ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр, медицины катастроф и скорой медицинский помощи» (ранее - Симферопольская станция экстренной медицинской помощи Крымского республиканского учреждения «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»).

Согласно имеющейся в материалах дела справке ГБУЗ РК «Белогорская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности фельдшера - диспетчера отделения скорой медицинской помощи (ОСМП) <адрес>ной больницы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) и с ДД.ММ.ГГГГ в должности диспетчера скорой помощи <адрес>ной больницы (приказ Зуйской РБ от ДД.ММ.ГГГГ ).

Как следует из оспариваемых решений пенсионного органа, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, истцу не были включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера, диспетчера отделения скорой помощи <адрес>ной больницы.

Применительно к спорным правоотношениям судом первой инстанции установлено, что согласно действовавшему до 01.11.1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464) работа в должности фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет (в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения, в том числе среднему медицинскому персоналу засчитывались все виды лечебной и иной работы в лечебно-профилактических учреждениях независимо от наименования должности).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Как следует из отказа пенсионного органа истцу отказано во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера, поскольку она не была включена в список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

Судом первой инстанции отказ во включении в специальный стаж указанного периода работы признан законным и обоснованным.

Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может, поскольку в указанный период работы право истца на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со ст. 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», согласно которому право на пенсию по выслуге леи имели работники охраны здоровья согласно пункту «е».

В соответствии с п. «е» ст. 52 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетов Министров Украины, независимо от возраста.

Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работы на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 г. № 909, в редакциях на оспариваемый период предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).

Принимая во внимание, что Зинченко О.И. в спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, судом правомерно включен в специальный стаж период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшер-диспетчер, фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности-фельдшер, фельдшер-диспетчер отделения скорой медицинской помощи <адрес>ной больницы.

Вместе с тем, отказ во включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера судебная коллегия находит необоснованным, поскольку действующим на момент указанной деятельности законодательством было предусмотрено право на включение данного периода в льготный стаж, а поэтому решения суда в данной части подлежит отмене с возложением на ответчика обязанность включить данный период в специальный стаж.

Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о необоснованном включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации являются необоснованными по следующим основаниям.

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Исходя из предписаний статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, предоставлялись такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время, и было установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Пунктом 3(1) Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Периоды обучения по программам повышения квалификации входят в стаж работы, необходимой для досрочного назначения пенсии, при соблюдении условий для включения в стаж периодов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (статья 73 Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью медработников. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Как было установлено судом первой инстанции, изначально с заявлением о назначении страховой пенсии истец обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. На указанную дату согласно решению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано.

Судом первой инстанции при разрешении данного спора сделан вывод о том, что стаж истца составит в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ - 22 года 5 месяцев 25 дней. Таким образом, суд счел доказанным наличие необходимого стажа для назначения пенсии в льготном исчислении.

Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может ввиду следующего.

Как разъяснено в пунктах 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 стать и 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Из материалов дела следует, что работа истца протекала преимущественно в сельской местности и (или) в поселке городского типа (пгт. Зуя), на что указывают данные справок ГБУЗ РК «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ и справка ГБУЗ РК «КРЦМКиСМП» от ДД.ММ.ГГГГ , которые находятся в материалах пенсионного (отказного) дела и, следовательно, были в распоряжении пенсионного фонда на момент принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ .

Также из материалов дела следует, что ряд периодов работы истца протекал в городской местности.

Судом апелляционной инстанции истребованы из пенсионного органа предварительные расчеты возможного права на пенсию в льготном исчислении Зинченко О.И. (25 и 30 лет) с учетом бесспорных периодов, периодов, указанных в решении суда, а также с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который не учтен ответчиком и судом первой инстанции, с учетом федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с изменениями, в том числе согласно закону № 350-ФЗ (поэтапное повышение пенсионного возраста).

Исходя из предоставленных сведений, 25 летняя выслуга лет в сельской местности и поселках городского типа у истца выработана ДД.ММ.ГГГГ, однако с учетом повышения, предусмотренного п. 1.1 ст. 30 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, право на пенсию у неё возникнет с ДД.ММ.ГГГГ.

При расчете смешанного стажа (сельская местность и город) льготный 30 летный стаж истца выработан ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, с учетом поэтапного повышения пенсионного возраста, право на льготную пенсию у истца возникнет через 36 месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные периоды рассчитаны с учетом периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые необоснованно исключены пенсионным органом из подсчета льготного стажа. При этом согласно расчету все периоды работы истца в сельской местности учтены в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы.

Принимая во внимание изложенное, на момент как первичного, так и повторного обращения истца в пенсионный орган у Зинченко О.И. право на льготную пенсию не возникло, а поэтому решение суда в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением норм материального права, вследствие чего подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым назначить Зинченко Оксане Ивановне пенсию с ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять в данной части новое решение об отказе в иске. В остальной части решение об удовлетворении иска оставить без изменений.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

    

Судьи:

33-2141/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зинченко Оксана Ивановна
Ответчики
ГУ ОПФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
31.01.2023Передача дела судье
14.03.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2023Передано в экспедицию
18.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее