Решение по делу № 33-6167/2024 от 26.04.2024

УИД 59RS0013-01-2023-000789-45

Дело № 33-6167/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казакова М.В.,

Судей Букатиной Ю.П., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Кузьминой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 по гражданскому делу № 2-2-51/2024 по иску прокурора Частинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа о возложении обязанности разработать и создать официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения представителя истца Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Частинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа (далее ответчик, МУП ЖКХ «Восход») о возложении обязанности разработать и создать официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведен анализ соблюдения МУП ЖКХ «Восход» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что у ответчика как у ресурсоснабжающей организации, предоставляющей услуги по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), отсутствует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 20.02.2023 прокурором района директору МУП ЖКХ «Восход» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на которое поступил ответ о невозможности устранения выявленных нарушений в связи с ограниченностью финансирования. МУП ЖКХ «Восход» внесена информация о деятельности предприятия на официальный сайт администрации Частинского муниципального округа. Выявленные нарушения, по мнению истца, свидетельствуют о неполноценном информировании о деятельности организации по предоставлению коммунальных услуг, а также о невозможности подачи заявления о технологическом присоединении в форме электронного документа, что может повлечь негативные последствия неограниченного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Частинского муниципального округа.

Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 исковые требования прокурора Частинского района удовлетворены.

Ответчик МУП ЖКХ «Восход» обратился с апелляционной жалобой на решение суда, которое просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указал, что ответчик осуществляет деятельность по производству тепловой энергии исключительно для муниципальных учреждений Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, а также для многоквартирного жилого дома, собственником которого также является Частинский муниципальный округ. В связи с этим судом не исследован вопрос о том, чьи права в данном случае нарушаются. Норма права, закрепляющая обязанность ресурсоснабжающей организации создавать и разрабатывать сайт, отсутствует. Администрация Частинского муниципального округа к участию в деле не была привлечена, чем нарушения ее права.

От истца поступили возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, при этом информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией дело рассмотрено при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ответчик МУП ЖКХ «Восход» является действующим юридическим лицом, учредителем которого является Частинский муниципальный округ Пермского края, основным видом деятельности предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д. 8-14).

Согласно пункту 2.1. Устава предприятия, предметом деятельности предприятия является обеспечение теплоснабжением и водоснабжением юридических и физических лиц, расположенных и проживающих в Частинском округе Пермского края, удовлетворение потребностей населения и организаций в товарах и услугах (л.д. 24-31, 32-34)

Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у ответчика отсутствует.

По итогам проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения прокурором Частинского района в адрес Главы муниципального округа – Главы администрации Частинского муниципального округа Пермского края 20.02.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 15-16, 44, 45-46).

Согласно ответу Главы муниципального округа – Главы администрации Частинского муниципального округа Пермского края от 20.03.2023 устранение выявленных нарушений не представляется возможным в связи с тем, что открытие собственного сайта, а также содержание сайта требует больших финансовых затрат, на сайте администрации округа будет открыта страница предприятия в разделе «Предприятия и учреждения», которая будет активна для всех пользователей с 30.03.2023. В отношении директора МУП ЖКХ «Восход» применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 17).

Согласно справке от 05.12.2023, МУП ЖКХ «Восход» на официальном сайте администрации Частинского муниципального округа размещена информация о деятельности предприятия. По состоянию на 05.12.2023 в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушения не устранены (л.д. 47).

Согласно информации МУП ЖКХ «Восход» (л.д. 42), по состоянию на 15.02.2024 официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не разработан.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 3, частей 3 и 4 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев 10 и 17 пункта 2, пункта 17 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), пункта 1.5 раздела 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016), суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований. При этом суд пришел к выводам о том, что в целях осуществления своих обязанностей по уведомлению потребителей коммунальных услуг об их предоставлении (прекращении их предоставления) ресурсоснабжающая организация должна иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствие которого, в том числе с возможностью направления заявлений и документов в форме электронного документа на технологическое подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, влечет нарушение прав неограниченного круга лиц. Удовлетворяя исковые требования и возлагая обязанность разработать и создать сайт, суд установил срок для исполнения этой обязанности 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд учел время, необходимое для исполнения возложенной обязанности, а также отсутствие со стороны овтетчика доказательств невозможности совершения указанных действий в установленные судом сроки.

С выводами суда оснований не согласиться не имеется, поскольку они основаны на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием системы, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу (часть 3). Одновременно с направлением предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводят соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном доме путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Данное уведомление размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации и в системе (часть 4).

Объем и способ доведения информации до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме регламентирован пунктом 17 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). В частности, информация подлежит доведению до сведения, в том числе, путем размещения ее на официальном сайте в сети «Интернет».

Адрес официального сайта ресурсоснабжающей организации в сети «Интернет» подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающей организацией (пункт 1.5 раздела 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Анализ приведенных выше норм права свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая организация должна иметь собственный сайт в сети «Интернет», необходимый для доведения до пользователей услуг предусмотренной законом информации, а также для обмена документами, в том числе с целью реализации технологического подключения к инженерным сетям.

Отсутствие у ресурсоснабжающей организации сайта в сети «Интернет», по существу, нивелирует установленные законодателем гарантии потребителей коммунальных услуг, в том числе гарантии своевременного получения в предусмотренном законом объеме информации о предоставляемых коммунальных услугах, а также возможности обращения к ресурсоснабжающей организации с различными заявлениями и документами, в том числе о технологическом присоединении к инженерным сетям.

При указанных обстоятельствах, вывод суда о возложении на ответчика обязанности разработать и создать сайт в сети «Интернет» является верным.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии нормы права, которая бы возлагала на ресурсоснабжающую организацию обязанность иметь собственный сайт в сети «Интернет», обоснованными не являются. Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, верно примененных судом при разрешении заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик осуществляет деятельность по производству тепловой энергии исключительно для муниципальных учреждений Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, а также для многоквартирного жилого дома, собственником которого также является Частинский муниципальный округ, не являются основанием для освобождения от исполнения предусмотренной законом обязанности по разработке и созданию собственного сайта.

Доводы о том, что судом не исследован вопрос о том, чьи права в данном случае нарушаются, подлежат отклонению как необоснованные. И муниципальные учреждения Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, и пользователи и потребители коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии) в многоквартирном жилом доме, собственником которого также является Частинский муниципальный округ, вправе рассчитывать на получение предусмотренной законом информации о коммунальных услугах способами, установленными законом, в том числе на сайте ресурсоснабжающей организации в сети «Интернет». Также они вправе иметь возможность обращаться к ресурсоснабжающей организации путем направления документов в электронном виде также в сети «Интернет». Круг таких лиц (включая жильцов многоквартирного дома) не может быть определен исчерпывающим образом, в связи с чем является неопределенным. При таких обстоятельствах, полномочия у прокурора на обращение с такого рода иском имелись. Судом первой инстанции иск верно удовлетворен в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Частинского муниципального округа к участию в деле не была привлечена, чем нарушения ее права, подлежат отклонению. Требования к администрации предъявлены не были. Права администрации оспариваемым решением суда не затронуты.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Доводы ответчика в ходе разбирательства дела о том, что для исполнения обязанности разработать и создать в сети «Интернет» собственный сайт необходимы финансовые затраты, не свидетельствуют о том, что в связи с этим можно не исполнять обязанность по разработке и созданию сайта, обязанность исполнения которой признана Главой муниципального округа – Главой администрации Частинского муниципального округа Пермского края в ответе от 20.03.2023 на представление прокурора от этой же даты.

Срок исполнения обязанности разработать и создать сайт в сети «Интернет» установлен судом с учетом времени, необходимого ответчику для исполнения указанной обязанности, а также при отсутствии со стороны ответчика доказательств невозможности исполнения данной обязанности в установленный судом срок.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

определила:

решение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Восход» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение составлено 13.06.2024

УИД 59RS0013-01-2023-000789-45

Дело № 33-6167/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 11.06.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казакова М.В.,

Судей Букатиной Ю.П., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Кузьминой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 по гражданскому делу № 2-2-51/2024 по иску прокурора Частинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа о возложении обязанности разработать и создать официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заслушав доклад судьи Казакова М.В., пояснения представителя истца Рычковой А.Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Частинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа (далее ответчик, МУП ЖКХ «Восход») о возложении обязанности разработать и создать официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведен анализ соблюдения МУП ЖКХ «Восход» требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проверкой установлено, что у ответчика как у ресурсоснабжающей организации, предоставляющей услуги по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), отсутствует официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 20.02.2023 прокурором района директору МУП ЖКХ «Восход» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на которое поступил ответ о невозможности устранения выявленных нарушений в связи с ограниченностью финансирования. МУП ЖКХ «Восход» внесена информация о деятельности предприятия на официальный сайт администрации Частинского муниципального округа. Выявленные нарушения, по мнению истца, свидетельствуют о неполноценном информировании о деятельности организации по предоставлению коммунальных услуг, а также о невозможности подачи заявления о технологическом присоединении в форме электронного документа, что может повлечь негативные последствия неограниченного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Частинского муниципального округа.

Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 исковые требования прокурора Частинского района удовлетворены.

Ответчик МУП ЖКХ «Восход» обратился с апелляционной жалобой на решение суда, которое просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указал, что ответчик осуществляет деятельность по производству тепловой энергии исключительно для муниципальных учреждений Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, а также для многоквартирного жилого дома, собственником которого также является Частинский муниципальный округ. В связи с этим судом не исследован вопрос о том, чьи права в данном случае нарушаются. Норма права, закрепляющая обязанность ресурсоснабжающей организации создавать и разрабатывать сайт, отсутствует. Администрация Частинского муниципального округа к участию в деле не была привлечена, чем нарушения ее права.

От истца поступили возражения на апелляционную жалобу с просьбой оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, просил оставить решение суда без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, при этом информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с положениями части 2 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией дело рассмотрено при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ответчик МУП ЖКХ «Восход» является действующим юридическим лицом, учредителем которого является Частинский муниципальный округ Пермского края, основным видом деятельности предприятия является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (л.д. 8-14).

Согласно пункту 2.1. Устава предприятия, предметом деятельности предприятия является обеспечение теплоснабжением и водоснабжением юридических и физических лиц, расположенных и проживающих в Частинском округе Пермского края, удовлетворение потребностей населения и организаций в товарах и услугах (л.д. 24-31, 32-34)

Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» у ответчика отсутствует.

По итогам проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части организации водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения прокурором Частинского района в адрес Главы муниципального округа – Главы администрации Частинского муниципального округа Пермского края 20.02.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 15-16, 44, 45-46).

Согласно ответу Главы муниципального округа – Главы администрации Частинского муниципального округа Пермского края от 20.03.2023 устранение выявленных нарушений не представляется возможным в связи с тем, что открытие собственного сайта, а также содержание сайта требует больших финансовых затрат, на сайте администрации округа будет открыта страница предприятия в разделе «Предприятия и учреждения», которая будет активна для всех пользователей с 30.03.2023. В отношении директора МУП ЖКХ «Восход» применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 17).

Согласно справке от 05.12.2023, МУП ЖКХ «Восход» на официальном сайте администрации Частинского муниципального округа размещена информация о деятельности предприятия. По состоянию на 05.12.2023 в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушения не устранены (л.д. 47).

Согласно информации МУП ЖКХ «Восход» (л.д. 42), по состоянию на 15.02.2024 официальный сайт предприятия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не разработан.

Установив данные обстоятельства, руководствуясь положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 3, частей 3 и 4 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев 10 и 17 пункта 2, пункта 17 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354), пункта 1.5 раздела 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (утв. Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016), суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований. При этом суд пришел к выводам о том, что в целях осуществления своих обязанностей по уведомлению потребителей коммунальных услуг об их предоставлении (прекращении их предоставления) ресурсоснабжающая организация должна иметь официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствие которого, в том числе с возможностью направления заявлений и документов в форме электронного документа на технологическое подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, влечет нарушение прав неограниченного круга лиц. Удовлетворяя исковые требования и возлагая обязанность разработать и создать сайт, суд установил срок для исполнения этой обязанности 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд учел время, необходимое для исполнения возложенной обязанности, а также отсутствие со стороны овтетчика доказательств невозможности совершения указанных действий в установленные судом сроки.

С выводами суда оснований не согласиться не имеется, поскольку они основаны на верной оценке обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно статье 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием системы, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу (часть 3). Одновременно с направлением предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводят соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном доме путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Данное уведомление размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации и в системе (часть 4).

Объем и способ доведения информации до сведения собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме регламентирован пунктом 17 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354). В частности, информация подлежит доведению до сведения, в том числе, путем размещения ее на официальном сайте в сети «Интернет».

Адрес официального сайта ресурсоснабжающей организации в сети «Интернет» подлежит размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ресурсоснабжающей организацией (пункт 1.5 раздела 8 состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016.

Анализ приведенных выше норм права свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая организация должна иметь собственный сайт в сети «Интернет», необходимый для доведения до пользователей услуг предусмотренной законом информации, а также для обмена документами, в том числе с целью реализации технологического подключения к инженерным сетям.

Отсутствие у ресурсоснабжающей организации сайта в сети «Интернет», по существу, нивелирует установленные законодателем гарантии потребителей коммунальных услуг, в том числе гарантии своевременного получения в предусмотренном законом объеме информации о предоставляемых коммунальных услугах, а также возможности обращения к ресурсоснабжающей организации с различными заявлениями и документами, в том числе о технологическом присоединении к инженерным сетям.

При указанных обстоятельствах, вывод суда о возложении на ответчика обязанности разработать и создать сайт в сети «Интернет» является верным.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии нормы права, которая бы возлагала на ресурсоснабжающую организацию обязанность иметь собственный сайт в сети «Интернет», обоснованными не являются. Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, верно примененных судом при разрешении заявленного иска.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик осуществляет деятельность по производству тепловой энергии исключительно для муниципальных учреждений Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, а также для многоквартирного жилого дома, собственником которого также является Частинский муниципальный округ, не являются основанием для освобождения от исполнения предусмотренной законом обязанности по разработке и созданию собственного сайта.

Доводы о том, что судом не исследован вопрос о том, чьи права в данном случае нарушаются, подлежат отклонению как необоснованные. И муниципальные учреждения Частинского муниципального округа, учредителем которых является Частинский муниципальный округ, и пользователи и потребители коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии) в многоквартирном жилом доме, собственником которого также является Частинский муниципальный округ, вправе рассчитывать на получение предусмотренной законом информации о коммунальных услугах способами, установленными законом, в том числе на сайте ресурсоснабжающей организации в сети «Интернет». Также они вправе иметь возможность обращаться к ресурсоснабжающей организации путем направления документов в электронном виде также в сети «Интернет». Круг таких лиц (включая жильцов многоквартирного дома) не может быть определен исчерпывающим образом, в связи с чем является неопределенным. При таких обстоятельствах, полномочия у прокурора на обращение с такого рода иском имелись. Судом первой инстанции иск верно удовлетворен в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Частинского муниципального округа к участию в деле не была привлечена, чем нарушения ее права, подлежат отклонению. Требования к администрации предъявлены не были. Права администрации оспариваемым решением суда не затронуты.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Доводы ответчика в ходе разбирательства дела о том, что для исполнения обязанности разработать и создать в сети «Интернет» собственный сайт необходимы финансовые затраты, не свидетельствуют о том, что в связи с этим можно не исполнять обязанность по разработке и созданию сайта, обязанность исполнения которой признана Главой муниципального округа – Главой администрации Частинского муниципального округа Пермского края в ответе от 20.03.2023 на представление прокурора от этой же даты.

Срок исполнения обязанности разработать и создать сайт в сети «Интернет» установлен судом с учетом времени, необходимого ответчику для исполнения указанной обязанности, а также при отсутствии со стороны ответчика доказательств невозможности исполнения данной обязанности в установленный судом срок.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

определила:

решение Большесосновского районного суда Пермского края от 11.03.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Восход» без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в кассационном порядке в течение трех месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) через суд первой инстанции.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное определение составлено 13.06.2024

33-6167/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА
Ответчики
МУП жилищно-коммунального хозяйства «Восход» Частинского муниципального округа
Суд
Пермский краевой суд
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
26.04.2024Передача дела судье
11.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2024Передано в экспедицию
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее