Дело № 2-88/2020
Решение
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 28 июля 2020 года
Корткеросский районный суд Республики коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием истца Крупеневой О.В., представителя ответчика АО «КТК»- Нестеровой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крупеневой О.В. к АО «Коми тепловая компания» об обязании применить показания индивидуального прибора учета для расчета платы за тепловую энергию и выполнить перерасчет начисленного размера платы
установил:
Крупенева О.В. обратилась в суд с заявлением к АО «Коми тепловая компания» об обязании применить показания индивидуального прибора учета для расчета платы за тепловую энергию по лицевому счету ХХХ и выполнить перерасчет начисленного размера платы за тепловую энергию в виде разницы между размером начисления на оплату по нормативу и фактическому потреблению с <дата> В обоснование требований в заявлении указано, что истец является собственником <адрес>. В доме есть центральное отопление. До <дата> начисление и оплата за тепловую энергию производилась исходя из норматива потребления. В целях эффективного использования тепловой энергии ею был установлен индивидуальный прибор учета тепла, <дата> организована приемка теплосчетчика и подписан акт приемки теплосчетчика на учет, и с этой даты по <дата> начисление за тепловую энергию производилось по показаниям индивидуального прибора учета. <дата> ответчиком направлено уведомление об изменении расчета размера платы за отопление с <дата> с применением норматива потребления в связи с отсутствием общедомового прибора учета тепловой энергии. С данным решением она не согласна. С <дата> по <дата> АО КТК начислено за отопление по нормативу <...> руб. При этом по индивидуальным показаниям расчет отопления в квартире по индивидуальному счетчику не производился за период с <дата> до включения ею отопления в квартире, поскольку в ней она не проживает.
В судебном заседании истец Крупенева О.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Нестерова О.К. с иском не согласилась, поддержала представленный отзыв.
Заслушав явившихся лиц, свидетеля ФИО5, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно положениям ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения – <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, находящегося в непосредственном управлении домовладельцев. Указанное жилое помещение отапливается от централизованной системы отопления многоквартирного жилого дома, тепловую энергию жителям указанного дома предоставляет АО «Коми тепловая компания» в лице Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания». Общедомовым прибором учета потребляемого тепла <адрес> не оборудован. Данный факт сторонами не оспаривался.
В спорный период истцу предоставлялась услуга по теплоснабжению, в связи с чем она в указанный период являлась потребителем коммунального ресурса по отоплению; ей выставлялись счета за данную услугу по лицевому счету ХХХ.
Также усматривается из материалов дела, что в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии (далее ИПУ). Прибор допущен в эксплуатацию на основании акта <дата>.
В период времени с <дата> по <дата> истцу ответчиком была начислена плата за отопление на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила), исходя из норматива потребления.
Не оспаривалось сторонами, что до <дата> АО «КТК» производило начисление платы за отопление по показаниям ИПУ, установленного в квартире истца, при том, что в подъезде дома проходит труба центральной системы теплоснабжения.
Полагая, что расчет платы за отопление произведен неверно, поскольку не были учтены показания установленного в ее квартире индивидуального прибора учета, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.ст. 539, 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 153, ст. 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники помещений в многоквартирном доме несут расходы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; расходы на коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, помимо прочего, за отопление.
В силу ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в редакциях от 25.09.2018, 25.12.2018 применительно к спорным правоотношениям (далее - Правила).
По пункту 1 Правил настоящие правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктами "г, г(1), и" п. 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязана осуществить оснащение многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подп. е(2) п. 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пп. 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.
Абзацем 2 п. 42(1) (в ред. постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708, действующей с 01.01.2019) определено, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Пунктом 33 Правил закреплено право потребителя (подп. «к(5)») требовать от исполнителя с привлечением ресурсоснабжающей организации и при необходимости иных лиц, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Как следует из пояснений сторон, представленных суду доказательств, в частности акта обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии от <дата> в многоквартирном жилом <адрес> внутри дома техническая возможность установки общедомового прибора учета без реконструкции трубопровода отсутствует, что согласуется с критериями отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета в спорном доме.
Вместе с тем, довод стороны истца, что по причине отсутствия возможности установки общедомового прибора учета, должны учитываться показания установленных индивидуального прибора учета, установленного в ее квартире, основаны на неверном толковании законодательных норм, поскольку при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии другие расчеты по оплате за отопление, кроме как по нормативу, не предусмотрены.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго-четвертого пункта 42 (1) Правил и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 41 (1) данных Правил, формулы 2 и 2 (1) приложения №2 к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Иного порядка расчеты платы за отопление в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепла, для собственников помещений с установленными в их квартирах индивидуальными приборами учета тепла, отапливаемых от централизованной системы отопления, законодательством не предусмотрено.
Как неоднократно указывалось Конституционным судом Российской Федерации (в т.ч. Определение от 25.04.2019 N 1007-О) положение абз. 2 п. 42.1 Правил рассматриваемое во взаимосвязи с содержащимися в приложении N 2 к указанным Правилам формулами 2 и 2.1, устанавливающее в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии способ определения платы за оказываемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальную услугу по отоплению, обеспечивает в заданных условиях справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии и законных владельцев помещений, оснащенных элементами централизованной внутридомовой инженерной системы отопления.
Довод истца, что по некоторым квартирам, которые не пользуются услугами по отоплению, не выставляются счета на оплату за отопление по нормативу, суд считает необоснованным, поскольку в данном случае расчет за жилищно-коммунальные услуги истцу производится ответчиком исходя из площади жилого помещения, принадлежащего истцу, без учета общедомовых площадей, также не выставляются истцу и счета на оплату за отопление общедомового имущества много квартирного жилого дома.
Учитывая изложенное, с учетом доводов искового заявления, основания для удовлетворения требований об обязании ответчика применять показания индивидуального прибора учета для расчета размера платы за тепловую энергию по лицевому счету истца, выполнить перерасчет платы за тепловую энергию по материалам дела не установлены.
Руководствуясь ст. 197 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Крупеневой О.В. к АО «Коми тепловая компания» об обязании применить показания индивидуального прибора учета для расчета платы за тепловую энергию по лицевому счету ХХХ и выполнить перерасчет начисленного размера платы за тепловую энергию в виде разницы между размером начисления на оплату по нормативу и фактическому потреблению с <дата> в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
В окончательной форме решение изготовлено: 04.08.2020.