УИД: 11RS0№-91
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ от 25 июня 2021 года по делу № с. Усть-КуломУсть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре О.Н. Решетиной,
с участием представителя ответчика АМР «Усть-Куломский» М.В. Кармановой,
третьего лица Н.И. Зубко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой В. А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности принять на баланс многоквартирный жилой дом,
установил:
Осипова В.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности принять на свой баланс многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, <адрес>
В обоснование требований истцом указано, что у неё в <адрес> Республики Коми в собственности имеется жилое помещение (двухкомнатная квартира в одноэтажном брусчатом доме) по адресу: <адрес> Квартира является частью многоквартирного (двухквартирного) жилого дома, год постройки ДД.ММ.ГГГГ Дом построен для работников леспромхоза и поставлен на баланс Усть-Куломского леспромхоза. ДД.ММ.ГГГГ по договору № на передачу квартиры в собственность <адрес> передана в собственность ФИО1 нанимателю указанной квартиры. После смерти ФИО1 квартира в порядке наследования перешла в её собственность. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. В процессе эксплуатации квартиры дом начал терять свои эксплуатационные свойства, а именно – технические, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики здания, обуславливающие его эксплуатационные качества. Для ремонта дома необходимо привлечь балансодержателя, в частности собственника жилого дома. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Службе заказчика (как структурному подразделению администрации района) указано принять на баланс от ОАО «Усть-Куломлес» жилфонд, в том числе находящийся в <адрес>. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный жилой дом должен находиться на балансе Администрации МР «Усть-Куломский». Однако в нарушение действовавшего на то время законодательства и постановления главы администрации <адрес> спорный жилой дом ответчиком на свой баланс принят не был.
Представитель ответчика глава администрации муниципального района «Усть-Куломский» Карманова М.В. исковые требования не признала по основаниям приведенных в письменных возражениях, где указано, что жилое помещение истца находится в частном жилищном фонде и в собственности МО МР «Усть-Куломский» никогда не находилась. Постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № принято после передачи квартиры в собственность ФИО 1, поэтому жилой дом не был принят на баланс администрации.
Третье лицо на стороне истца ФИО2 не согласилась с требованиями истца, поскольку она является с ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> рассматриваемого жилого дома и придомового земельного участка со своей стороны дома. У них отдельные входы в квартиры, общим имуществом с квартирой № принадлежащей истцу считает только разделяющую стену, фундамент и кровлю.
Заслушав лиц участвующих в рассмотрении иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
В соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04 июля 1991 года (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, занимающим жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приватизировать эти помещения, т.е. получить их бесплатно в собственность (ст. ст. 1, 2).
Целью этого Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда (ч. 2 его преамбулы).
Согласно договору № на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> в лице начальника ОКС-а Усть-Куломского леспромхоза ФИО3, действующего на основании Положения о приватизации жилищного фонда в <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, именуемая далее «Продавец» и гражданка ФИО 1 заключили договор о нижеследующем: продавец передает безвозмездно, а покупатель приобретает в собственность квартиру, состоящую из 2 комнат общей площадью 49,9 кв.м., в том числе 26,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован в администрации <адрес>.
Исходя из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем жилого помещения по адресу: Республики Коми, <адрес> является Осипова В.А. . Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №.
Основанием возникновения собственности истца Осиповой В.А. на вышеуказанную квартиру явилось свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником другой <адрес> является ФИО2, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый №.
Согласно пояснениям ФИО2 собственником своей квартиры она стала в ДД.ММ.ГГГГ в порядке приватизации жилого помещения.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом и земельный участок с местоположением: Республика Коми, <адрес>, имеет кадастровый №. При этом включает в себя помещения с кадастровыми номерами № и № Сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Рассматриваемый спорный двухквартирный жилой дом, согласно сведениям технического паспорта (инв.№), подпадает под понятие – жилой дом блокированной застройки.
Жилой дом блокированной застройки - жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).
В жилых домах блокированной застройки каждая отдельно взятая секция (блок) предназначена для проживания одной семьи и состоит не из квартир, а из комнат, в блокированных многоквартирных же домах в таких блок-секциях расположены квартиры, предназначенные для проживания нескольких семей, также в блок-секциях наряду с квартирами расположены помещения общего пользования, относящиеся к общему имуществу собственников многоквартирного дома (ст. 36 ЖК РФ).
Согласно статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется в том числе на: частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ставшие собственниками приватизированного жилого помещения граждане вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О приемке жилищного фонда ОАО «Усть-Куломлес» в муниципальную собственность» в связи с решением Арбитражного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ о признании ОАО «Усть-Куломлес» банкротом решено Службе заказчика принять на баланс от ОАО «Усть-Куломлес» жилфонд в поселках: <адрес> общей площадью 40416,4 кв.м., балансовой стоимостью 17.418,7 млн. рублей.
По сведениям администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на баланс сельского поселения <адрес> как муниципальное жильё не передавалось.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее - реестр), в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления (правообладателям) и подлежащем учету в реестрах, установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 N 424 (далее - Приказ N 424).
Согласно пункту 7 вышеуказанного порядка в случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учета либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр.
Поскольку на момент издания Постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения <адрес> были уже переданы в собственность граждан, данный жилой дом не подлежал включению в жилфонд при передаче в муниципальную собственность.
Спорное жилое помещение истцом Осиповой В.А. не передавалось в государственную или муниципальную собственность в порядке статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1.
Каких-либо документов, подтверждающих основание для принятия органом местного самоуправления жилого <адрес> в реестр муниципальной собственности сторонами не представлено.
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Основным критерием для отнесения того или иного имущества к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в здании; необходимо учитывать, для каких целей предназначались первоначально помещения и как они в связи с этим использовались.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О указано, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения.
Таким образом, лица с момента заключения и регистрации договоров на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации являются собственниками квартир рассматриваемого жилого дома и в силу норм гражданского законодательства Российской Федерации несут бремя по содержанию и ремонту жилых помещений.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Осиповой В. А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности принять на свой баланс многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, <адрес>, отказать в полном объеме.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – подпись - Ю.Н. Ерчин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин