ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-131/2019 г.
1 ноября 2019 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием прокурора М.М.И.,
представителя административного ответчика - Правительства Республики Дагестан по доверенности М.Р.Х.,
представителя заинтересованного лица - администрации городского округа «город Избербаш» по доверенности К.Ш.Т.,
при секретаре судебного заседания Омарпашаевой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2013 г. № 372, опубликованным в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Дагестан», 31.07.2013, № 14, ст. 957, определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Республики Дагестан (приложение).
Согласно пункту 47 вышеуказанного приложения в качестве такого специально отведенного места на территории г. Избербаш Республики Дагестан определен городской стадион.
Заместитель прокурора Республики Дагестан, уточнив заявленные требования, обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2013 г. № 372 в части включения в приложение к данному постановлению городского стадиона г. Избербаша в качестве места проведения публичных мероприятий.
В обоснование своих требований прокурором указано, что по результатам проведенной прокуратурой г. Избербаша проверки городского стадиона выявлены нарушения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», выразившиеся в непроведении категорирования объекта, неутверждении паспорта безопасности и необеспечении выполнения мероприятий, направленных на его антитеррористическую защищенность. Таким образом, включение городского стадиона г. Избарбаша в перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий противоречит требованиям ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку создает угрозу для жизни и здоровья участников публичных мероприятий, а также нарушает их права на безопасные условия проведения и участия в публичных мероприятиях.
В письменных возражениях на административное исковое заявление Правительство Республики Дагестан просило в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая доводы прокурора о несоответствии оспариваемой части постановления Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2013 г. № 372 требованиям федеральных законов, необоснованными. Указывается, что городской стадион г. Избербаша определен Правительством Республики Дагестан в качестве места проведения публичного мероприятия в рамках полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации пунктом 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Довод прокурора об отсутствии паспорта безопасности на городской стадион г. Избербаша является необоснованным, поскольку данный паспорт имеется, согласован всеми уполномоченными органами и действует до декабря 2023 г.
Администрация городского округа «город Избербаш», привлеченная к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, в представленных в суд письменных возражениях просит в удовлетворении административного иска прокурора отказать, указывая, что действующим законодательством, регулирующим вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий, не установлены требования о необходимости наличия паспортов безопасности для мест проведения публичных мероприятий. Категорирование объекта, утверждение паспорта безопасности, а также обеспечение выполнения мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность городского стадиона необходимы для функционирования действующего на его территории МКУДО «Детско-юношеская спортивная школа игровых видов», а не для городского стадиона как места проведения публичных мероприятий.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Республики Дагестан М.М.И. административный иск поддержал и просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Дагестан М.Р.Х. и представитель администрации городского округа «город Избербаш» К.Ш.Т. в ходе судебного заседания требования заместителя прокурора Республики Дагестан не признали и просили в удовлетворении административного иска отказать.
МКУДО «Детско-юношеская спортивная школа игровых видов» г. Избербаша, привлеченное к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направило, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляло, в связи с чем административное дело в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя данного заинтересованного лица.
Заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы административного иска заместителя прокурора Республики Дагестан и письменных возражений на него, проверив и оценив содержание оспариваемой части нормативного правого акта, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Вопросы, связанные с обеспечением реализации вышеуказанного права регламентируются Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (часть 1.1).
На территории Республики Дагестан вышеуказанные вопросы регулируются Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 98 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан», частью 1 статьи 3 которого установлено, что единые специально отведенные или приспособленные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места) определяются Правительством Республики Дагестан.
В целях реализации вышеуказанных предоставленных полномочий Правительством Республики Дагестан принято оспариваемое заместителем прокурора Республики Дагестан в части постановление от 29 июля 2013 г. № 372, которым к специально отведенным местам для проведения публичных мероприятий на территории г. Избербаша отнесен городской стадион.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Частью 2.2. статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Статьей 1 Закона Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 98 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан» установлено, что к местам, в которых согласно Федеральному закону от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, дополнительно относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления; здания (сооружения), которые находятся в аварийном состоянии и (или) в которых проводятся реконструкция, капитальный ремонт; объекты капитального строительства; мосты, тоннели, эстакады; тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
Таким образом, в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, стадионы не отнесены к местам, где проведение публичных мероприятий запрещено.
При этом в силу положений статьи 1 Закона Республики Дагестан от 27 декабря 2012 г. № 98 проведение публичных мероприятий на стадионах ограничено временем, когда на них не проводятся учебные, культурные, спортивные, развлекательные и иные мероприятия.
Иных запретов или ограничений для проведения публичных мероприятий на стадионах действующим федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан не установлено.
Доводы административного искового заявления о том, что отнесение городского стадиона г. Избербаша к местам проведения публичных мероприятий создает угрозу для жизни и здоровья организаторов и участников публичных мероприятий, а также нарушает их права на безопасные условия проведения и участия в публичных мероприятиях являются необоснованными.
Указанные доводы основаны на факте выявления прокуратурой г. Избербаша в ходе проведенной проверки нарушений требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», выразившихся в непроведении категорирования стадиона, т.е. в неустановлении категории опасности, неутверждении паспорта безопасности и необеспечении выполнения мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность стадиона.
Между тем, вышеуказанные Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающие основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, а также требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и форме паспорта безопасности объектов спорта, в силу предмета своего правового регулирования не могут рассматриваться в качестве нормативных правовых актов, регулирующих вопросы реализации права граждан на проведение публичных мероприятий, и не свидетельствуют о незаконности отнесения городского стадиона г. Избербаша к месту проведения публичных мероприятий.
При этом суд учитывает, что действующим федеральным законодательством, регулирующим вопросы, связанные с проведением публичных мероприятий, необходимость категорирования объекта, наличие паспорта безопасности и выполнение специальных мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность не являются обязательными условиями отнесения определенных мест к специально отведенным местам для проведения публичных мероприятий.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» одной из возложенных на полицию обязанностей является обязанность обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок.
В силу положений пункта 5 части 4 статьи 5, пункта 5 части 1 статьи 12, пункта 3 части 2 статьи 13, пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ обеспечение общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичных мероприятий является совместной обязанностью организаторов публичных мероприятий, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, их уполномоченных представителей, уполномоченных представителей органа внутренних дел.
Следовательно, обеспечение безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, предотвращение угрозы их жизни и здоровью, соблюдение их права на безопасные условия проведения и участия в публичных мероприятиях в силу действующего законодательства обеспечиваются путем выполнения определенным законом кругом лиц и органов возложенных на них обязанностей, в которые не входит обязанность по проведению публичного мероприятия исключительно в местах, которым присвоена та или иная категория опасности, имеющих паспорт безопасности, а также при обязательном условии выполнения определенных мероприятий, направленных на антитеррористическую защищенность такого места проведения публичного мероприятия.
Кроме того, принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора суд учитывает, что в отношении городского стадиона г. Избербаш, как места расположения МКУДО «Детско-юношеская спортивная школа игровых видов», проведено категорирование с присвоением 2 категории опасности, подготовлен и утвержден паспорт безопасности со сроком действия до 28 декабря 2023 г. (л.д. 36-59), что опровергает доводы административного иска о непроведении категорирования стадиона и отсутствии у него паспорта безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Республики Дагестан к Правительству Республики Дагестан о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2013 г. № 372 «Об определении единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан» в части включения в приложение к данному постановлению городского стадиона г. Избербаша Республики Дагестан как места проведения публичных мероприятий, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 11 ноября 2019 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов