Решение по делу № 8Г-18021/2024 [88-20119/2024] от 17.07.2024

УИД 56RS0018- 01-2023-007049-87

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                         88-20119/2024

                                                  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

кассационного суда общей юрисдикции

22 августа 2024 года                                            г. Самара

          Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Бросовой Н.В.

судей Сергеевой Т.Ю., Федотовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу

Товстухи Александра Федоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 апреля 2024 г. по гражданскому делу № 2-7286/2023 по исковому заявлению Товстухи Александра Федоровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области» об оспаривании приказа.

          Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., пояснения Товстухи А.Ф., его представителя ФИО3 (доверенность от 03 июня 2024 г.), поддержавших доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,

                                                 У С Т А Н О В И Л А:

                Товстуха А.Ф. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с 10 августа 2015 года по настоящее время работает начальником центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, имеет статус «гражданского персонала», трудовые отношения которого регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. 28 июня 2023 года ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан Российской Федерации от 19 апреля 2023 года № 223дсп, указаниями Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 315/2/7165дсп, в целях своевременной выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами Российской Федерации добровольцам или членам их семей, издан приказ № 286дсп «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (прибывавшим) в добровольческих формированиях». Пунктом 1 указанного приказа военным комиссарам муниципальных обращений поручено организовать работу по сбору и представлению документов на получение выплаты единовременного поощрения добровольцам и членам их семей в порядке, определенном в приложении № 1 к приказу; назначить в военном комиссариате должностное лицо, ответственное за данную работу; осуществлять прием заявлений от граждан и от членом семьи погибшего (умершего) гражданина пребывавшего в добровольческих формированиях на получение единовременного поощрения при награждении государственной наградой (приложение № 2, 3 к приказу); предоставлять в военный комиссариат сведения о количестве граждан, подавших заявление на выплату единовременного поощрения. Согласно пункту 2 приказа начальник центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области обязан организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и предоставление сведений в организационно-мобилизационного управления штаба Центрального военного округа. Учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области. Полагает, что указанным приказом на него в нарушение положений статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации в одностороннем порядке возложена дополнительная работа, несвойственная должностным обязанностям, поскольку согласно Положению о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области основными задачами центра являются - осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих и пенсионеров их числа военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, представление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных для них законодательством Российской Федерации, обеспечение выплаты и перерасчета назначенных пенсий, пособий, компенсаций и других выплат. В связи с изложенным просил суд признать приказ военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп в части возложения на него обязанностей организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и предоставление сведений в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области, незаконным и отменить его; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

           Определением суда в протокольной форме от 25 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», Организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа.

           Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 ноября 2023 года исковые требования Товстухи А.Ф. удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил пункт 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях», которым на начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части, представлять сведения в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, отображать учет сведений в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области. Этим же судбеным постановлением взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в пользу Товстухи А.Ф. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

          Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 апреля 2024 г. решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 13 ноября 2023 года отменено в части признания незаконным и отмене пункта 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях», которым на начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части, представлять сведения в организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа, отображать учет сведений в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области; взыскании с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Оренбургской области» (<данные изъяты>) в пользу Товстухи Александра Федоровича (СНИЛС <данные изъяты>) компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, в отменённой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Товстухи Александра Федоровича отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Товстуха А.Ф. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по указанным в материалах дела адресам надлежащим образом.

Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции.

В силу положений статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, признав их извещение надлежащим.

            Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

          Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 10 августа 2015 года между ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» и Товстухой А.Ф. заключен трудовой договор № 235, по условиям которого, последний принят в военный комиссариат Оренбургской области на должность начальника центра социального обеспечения, с испытательным сроком 3 месяца, срок действия договора бессрочный.

           Военным комиссаром Оренбургской области 28 июня 2023 года издан приказ № 286дсп «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях», согласно которому на военных комиссаров муниципальных образований возложена обязанность организовать работу по сбору и предоставлению документов на получение выплаты единовременного поощрения добровольцам и членам их семей в порядке определенном в приложении № 1 к приказу; назначить в военном комиссариате должностное лицо, ответственное за данную работу. Осуществлять прием заявлений от граждан и от членов семьи погибшего (умершего) гражданина, пребывавшего в добровольческих формированиях на получение единовременного поощрения при награждении государственной наградой (приложение № 2, 3 к приказу); представлять (еженедельно по средам, до 15.00) в военный комиссариат Оренбургской области (через центр социального обеспечения) сведения о количестве граждан, подавших заявление на выплату единовременного поощрения (приложение № 4 к приказу) (пункт 1 приказа).

          Пунктом 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп на начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность организовать и осуществлять контроль проведения мероприятий по направлению документов на получение выплаты добровольцам и членам их семей, в адрес войсковой части и представление сведений в организационно-мобилизованное управление штаба Центрального военного округа. Учет сведений отображать в ежедневном докладе оперативного дежурного военного комиссариата Оренбургской области.

          Пунктом 3 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп на начальника строевого отделения военного комиссариата Оренбургской области возложена обязанность своевременно доводить информацию о награжденных до военных комиссариатов муниципальных образований и начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области.

         28 июня 2023 года Товстуха А.Ф. при ознакомлении с приказом военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп выразил свое несогласие, ссылаясь на положения статьи 60, части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что письменного согласия не давал.

          Полагая свои права нарушенными, поскольку вышеуказанным приказом возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией, истец обратился с настоящим иском в суд.

            Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части признания незаконным пункта 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп, исходил из того, что вопросы выплаты единовременного поощрения при награждении государственными наградами добровольцев, или членам их семей, не относятся к сфере деятельности центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, в связи с чем пришел к выводу, что у ответчика оснований для возложения на истца дополнительных должностных обязанностей в отсутствие его согласия не имелось.

         Указанные выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признал несоответствующими обстоятельствам дела, при этом исходил из следующего.

         В абзаце втором части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. В силу статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (пункт 4).

          Пунктом 9 Положения предусмотрено, что в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

           Пунктом 2.2. трудового договора № 235 от 10 августа 2015 года, заключенного между военным комиссариатом Оренбургской области (Работодатель) и Товстухой А.Ф. (Работник), предусмотрено, что Работник обязан добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, а также приказы и распоряжения Работодателя.

         Согласно разделу II должностной инструкции начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области в мирное время, а также на период проведения мобилизации, с которой    Товстуха А.Ф. ознакомлен 19 августа 2021 года, что подтверждается его подписью, начальник центра социального обеспечения обязан в том числе: руководить служебной деятельностью центра в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации; организовывать работу по правильному и своевременному социальному обеспечению военнослужащих и членов их семей, выплате пособия, компенсаций, дополнительного материального обеспечения и других выплат; выполнять распоряжения военного комиссара Оренбургской области и вышестоящих органов управления; обеспечивать выполнение личным составом центра поставленных перед ним задач, а также выполнять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также иные обязанности.

        Данный круг обязанностей для начальника центра социального обеспечения также предусмотрен Положением о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, утвержденным приказом военного комиссара Оренбургской области от 25 августа 2021 года № 224.

         Подписью Товстухи А.Ф. подтверждается факт его ознакомления с данным Положением.

         В соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года № 223дсп, гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, наряду с денежным содержанием выплачивается единовременное денежное поощрение при награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

          Согласно Указаниям Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 315/2/7165дсп на военные комиссариаты возлагаются задачи по направлению письменного уведомления о праве получения единовременного поощрения, направление письменного уведомления супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - иным лицам, о получении единовременного поощрения, направление военным комиссариатом (муниципального образования) заявления о выплате единовременного поощрения командиру воинской части добровольческого формирования.

         Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 19 апреля 2023 года № 223дсп и Указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 315/2/7165дсп военным комиссаром Оренбургской области 28 июня 2023 года издан приказ № 286дсп «О порядке предоставления документов на получение единовременного поощрения гражданам, пребывающим (пребывавшим) в добровольческих формированиях».

         При этом в силу пункта 10 статьи 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.

       Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2023 года № 141 внесены изменения в Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609, согласно которым военные комиссариаты выполняют иные задачи, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

        При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что в связи с проведением специальной военной операции предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки граждан, пребывающих в добровольческих формированиях и членов их семей, при этом выполнение распоряжений военного комиссара Оренбургской области, в том числе по организации социального обеспечения военнослужащих входит в обязанности Товстухи А.Ф., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для признания пункта 2 оспариваемого приказа у суда первой инстанции не имелось.

         При этом суд апелляционной инстанции подчеркнул, что поскольку в связи с проведением Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции, начатой 24 февраля 2022 года, возрос объем задач территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации - военных комиссариатов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, то факт увеличения объема работы не может освобождать истца от выполнения возложенных на него обязанностей и не свидетельствует о принятии дополнительной трудовой функции, не предусмотренной трудовым договором и должностной инструкцией.

          При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в части признания незаконным и отмене пункта 2 приказа военного комиссара Оренбургской области от 28 июня 2023 года № 286дсп, а также взыскании компенсации морального вреда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

             Суд кассационной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не противоречат нормативно-правовому регулированию спорных правоотношений, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте и не противоречат задачам центра социального обеспечения с учетом Положения о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, утвержденного приказом военного комиссара Оренбургской области от 25 августа 2021 года № 224, Указаниям Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 315/2/7165дсп, а также должностной инструкции истца.

           Несогласие автора кассационной жалобы с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами, иная точка зрения относительно того, как должно было быть разрешено дело, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Ссылки заявителя на ранее рассмотренные гражданские дела по спору с тем же ответчиком в 2023 году правильности выводов суда апелляционной инстанции не опровергает, с учетом различных предметов спора.

          Учитывая, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.

         Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                           О П Р Е Д Е Л И Л А:

         апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 апреля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Товстухи А.Ф. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                 Н.В. Бросова

Судьи                                          Т.Ю. Сергеева

                                                                                                 Е.В. Федотова

8Г-18021/2024 [88-20119/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Товстуха Александр Федорович
Ответчики
Оренбургский областной военный комиссариат
Другие
Организационно-мобилизационное управление штаба Центрального военного округа
ФГКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Федотова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
22.08.2024Судебное заседание
22.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее