Решение по делу № 3а-250/2021 от 25.05.2021

Дело № 3а-250/2021

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2021 года                             г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе:

председательствующего Ишимова И.А.,

при секретаре         Агатаевой А.С.,

с участием прокурора Кирюшина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Едуновой Надежды Николаевны к Челябинской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Едунова Н.Н. через представителя по доверенности ФИО1. обратилась в суд с административным исковым заявлением Челябинской городской Думе о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» в части установления расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений.

В обоснование заявленных требований указано, что Едунова Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2019 года, а расположенный на данном участке жилой дом принадлежит ей по решению Центрального районного суда от 07 ноября 2017 года. В данном доме она проживает с 1965 года, а зарегистрирована с 1971 года. Из технического паспорта на жилой дом следует, что он является фактически аварийный, т.к. имеет существенный износ, в связи с чем Едунова Н.Н. вынуждена произвести реконструкцию. Однако оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права, свободы и законные интересы, поскольку устанавливает запрет на строительство и реконструкцию индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке. Так, в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГсК РФ) она направила в администрацию г. Челябинска уведомление о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), но получила уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Основанием для вынесения данного уведомления явилось то обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным оспариваемым решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13, земельный участок расположен в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 1 – зоне защитных зеленых насаждений. В данной территориальной зоне возможно узаконивания существующего индивидуального жилищного фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства. Между тем установление расположения земельного участка в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений противоречит федеральному законодательству. В части 11 ст. 35 ГсК РФ указано, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Между тем земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует указанному описанию, так как он не предназначен для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а территория п. <адрес>, как и земельный участок не входят в границы городского бора, т.е. не находятся в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования. Напротив, территория поселка, как и земельного участка, соответствует положениям ч. 2 ст. 35 ГсК РФ, в силу которых в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами, поскольку разрешенное использование земельного участка – для эксплуатации индивидуального жилого дома, а категория земель – земли населенных пунктов, что соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Включение земельного участка в состав зоны А1.1 фактически изменяет разрешенный вид использования и не допускает использование объекта капитального строительства, учитывая, что его реконструкция невозможна. В силу положений ст. 30 ГсК РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Таким образом, поскольку земельный участок Едуновой Н.Н. предоставлен под эксплуатацию жилого дома, его зона может быть отнесена только к жилой, отнесение данной зоны к рекреационной зоне недопустимо. Кроме того, отнесение земельного участка к зоне А1.1 противоречит ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище, так как жилой дом Едуновой Н.Н. находится в аварийном состоянии и будет разрушен без необходимой реконструкции, которая не допускается из-за нахождения земельного участка в зоне А1.1, что приведет к лишению Едуновой Н.Н. жилища. Также включение земельного участка в зону А.1.1 противоречит положениям закона, регламентирующим размещение на земельном участке с видом разрешенного использования для ИЖС жилого дома, предназначенного для проживания.

Административный истец Едунова Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ее представитель Плетнев ФИО2., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного ответчика Челябинской городской Думы – ФИО3. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Представитель заинтересованного лица – администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором выразил несогласие с заявленным административным истцом требованием.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области ФИО4., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Едунова Н.Н. согласно выписке из ЕГРН с 02 декабря 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 495 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 106-107).

Данный земельный участок приобретен Едуновой Н.Н. по договору купли-продажи земельного участка от 14 ноября 2019 года № <данные изъяты>, заключенному с комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска. В пункте 1.3 указанного договора определено, что земельный участок предоставлен в целях эксплуатации индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 94-100).

Также согласно выписке из ЕГРН с 14 марта 2018 года Едунова Н.Н. на основании решения Центрального районного суда г. Челябинска от 07 ноября 2017 года и определения этого же суда от 12 февраля 2018 года является собственником жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 39,2 кв.м, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 92, 93, 101-103, 108-109).

В справке ОУФМС России по Челябинской области в Центральном районе г. Челябинска от 05 апреля 2011 года № <данные изъяты> (л.д. 91) и домовой книге указано, что Едунова Н.Н. зарегистрирована по месту жительства (пребывания) по адресу: <адрес> с 16 июля 1971.

09 апреля 2021 года Едунова Н.Н. обратилась в Управление градостроительных разрешений администрации г. Челябинска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором уведомила о реконструкции в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> индивидуального жилого дома в 1 этаж, высотой 3,70 м, площадью застройки 8,05 м х 3,20 м, приложив схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке (л.д. 67-70).

Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 15 апреля 2021 года № <данные изъяты> администрация г. Челябинска уведомила Едунову Н.Н. о несоответствии реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, сославшись на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13, земельный участок расположен в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зоне защитных зеленых насаждений, где возможно узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства (л.д. 71-72).

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 (в первоначальной и действующей редакциях), в частности Приложению 2 «Часть 2. Карта градостроительного зонирования территории города Челябинска», выписке из Правил землепользования и застройки принадлежащий Едуновой Н.Н. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в территориальной зоне 05 09 12 А.1.1 – природно-рекреационной территориальной зоне: зоне защитных зеленых насаждений (т. 1 л.д. 201, 216, т. 2 л.д. 87-88, 149-152).

Исходя из Приложения 3 «Часть 3. Градостроительные регламенты» территориальная зона А.1.1 предназначена для уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений на селитебные и иные территории, объекты, а также защиты особо охраняемых территорий, природных объектов.

Для территориальной зоны А.1.1 предусмотрены: основные виды разрешенного использования: благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов) (12.0.2); связь (6.8); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1); площадки для занятий спортом (5.1.3); питомники (1.17); предоставление коммунальных услуг (3.1.1); вспомогательные виды разрешенного использования: улично-дорожная сеть (12.0.1); условно разрешенные виды использования: административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (3.1.2); развлекательные мероприятия (4.8.1); общественное питание (4.6); бытовое обслуживание (3.3); обслуживание перевозок пассажиров (7.2.2); стоянки транспорта общего пользования (7.2.3); обеспечение занятий спортом в помещениях (5.1.2); оборудованные площадки для занятий спортом (5.1.4); осуществление религиозных обрядов (3.7.1).

В примечании к названной территориальной зоне указано, что зона А.1.1 – защитная зона возможного узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу чч. 1, 4 ст. 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 26 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.

Пунктом 3 ч. 3 ст. 8 ГсК РФ утверждение правил землепользования и застройки городских округов также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Аналогичная норма содержится и в подп. 29 п. 1 ст. 8 Устава г. Челябинска, в котором установлено, что к вопросам местного значения города Челябинска относится утверждение правил землепользования и застройки.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ГсК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

На основании подп. 22 п. 2 ст. 25 Устава г. Челябинска полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки города Челябинска обладает Челябинская городская Дума.

С учетом указанных правовых норм суд признает, что Челябинская городская Дума утвердила Правила землепользования и застройки города Челябинска в соответствии с представленными ей законом полномочиями.

Исходя из представленных документов, касающихся принятия оспариваемого нормативного правового акта, а именно копии протокола № 37 тридцать седьмого заседания Челябинской городской Думы от 09 октября 2021 года (т. 2 л.д. 30-48), копии сборника правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва от 09 октября 2012 года № 37 (т. 2 л.д. 49-52), протокола № 15 от 26 апреля 2021 года заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний (т. 2 л.д. 54-58), протокола № 25/1 от 05 июля 2012 года проведения публичных слушаний (т. 2 л.д. 59-76), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 20 апреля 2012 года, содержащей публикацию постановления главы г. Челябинска от 18 апреля 2012 года № 27-пг о назначении публичных слушаний (т. 2 л.д. 77), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 27 июля 2012 года, содержащей публикацию заключения о результатах публичных слушаний (т. 2 л.д. 78), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 04 мая 2012 года, содержащей публикацию протокола заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний (т. 2 л.д. 79), суд также приходит к выводу о соблюдении Челябинской городской Думой предусмотренных ст.ст. 31-32 ГсК РФ процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и правил введения его в действие, в частности порядка опубликования, что по настоящему делу также не оспаривается административным истцом.

В пункте 8 ст. 1 ГсК РФ правила землепользования и застройки определены, как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГсК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГсК РФ).

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГсК РФ).

Такое же правило о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне содержится в п. 2 ст. 85 ЗК РФ.

В части 1 ст. 35 ГсК РФ и п. 1 ст. 85 ЗК РФ приведены виды территориальных зон, среди которых выделяют: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Исходя из положений чч. 2, 3, 11 ст. 35 ГсК РФ, пп. 5, 9 ст. 85 ЗК РФ жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.

Так, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, в том числе индивидуальными жилыми домами, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Земельные участки в составе рекреационных зон включают в себя территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, используются и предназначаются для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Порядок установления территориальных зон установлен ст. 34 ГсК РФ, в соответствии с ч. 1 которой при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

В соответствии с положениями ст. 2 ГсК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГсК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 9 ГсК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

В силу ч. 3 ст. 9 ГсК РФ документы территориального планирования, к которым относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГсК РФ) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В порядке ч. 9, 10 ст. 31 ГсК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, в том числе на соответствие генеральному плану городского округа, и в случае обнаружения его несоответствия направляет проект на доработку. На основании п. 1 ч. 2 ст. 33 ГсК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

Таким образом, приведенными выше правовыми нормами (ч. 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34 РФ) установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГсК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Приведенная выше правовая позиция относительно необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану неоднократно излагалась Верховным Судом РФ в обзорах судебной практики, а именно в п. 57 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года.

В соответствии с Приложением 3 «Часть 3. Градостроительные регламенты» к оспариваемым Правилам землепользования и застройки города Челябинска принцип деления на территориальные зоны основывается на «Планировочной структуре города» и «Схеме функционального зонирования территории города» Генерального плана города Челябинска.

Из материалов дела следует, что в соответствии с картой «Планировочная структура города Челябинска» Генерального плана города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 30 декабря 2003 года № 32/3, принадлежащий Едуновой Н.Н. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования» (т. 2 л.д. 129).

Исходя из номера территориальной зоны 05 09 12 А.1.1, а также отраженных в таблице 6.3.1 «Функциональные зоны города» номера кадастрового квартала 05 и номера градостроительного района 09 земельный участок по Схеме функционального зонирования г. Челябинска имеет тип функциональной зоны А3(Б) (т. 2 л.д. 104), функциональное назначение которой в соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану – лесопарки.

Таким образом, установление в Правилах землепользования и застройки в отношении земельного участка Едуновой Н.Н. территориальной зоны А.1.1 (природно-рекреационной территориальной зоны: зоны защитных зеленых насаждений) не противоречит и соответствует функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования» и типу функциональной зоны А3(Б) – лесопарки, утвержденным Генеральным планом города Челябинска.

Учитывая, что земельный участок административного истца расположен в функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования», имеет тип функциональной зоны – А3(Б) лесопарки, непосредственно граничит с Челябинским городским бором, имеющим статус памятника природы областного значения, относящегося к особо охраняемым территориям, для защиты которых предназначена территориальная зона А.1.1, суд не усматривает нарушения положений ч. 11 ст. 35 ГсК РФ, определяющей состав зоны рекреационного назначения, при включении земельного участка в состав данной территориальной зоны.

Кроме того, суд отмечает, что территориальная зона А.1.1 предусматривает в качестве существующего и планируемого использования земельного участка сохранение существующей жилищной застройки – индивидуального жилого дома, допуская в Примечании к данной территориальной зоне возможность узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства.

При этом в силу подп. 36 ст. 2 Приложения 1 «Часть 1. Порядок применения Правил землепользования и застройки города Челябинска» для административного истца не исключается замена отдельных элементов строительных конструкций объекта капитального строительства на аналогичные или иные улучшающие показатели строительных конструкций объекта капитального строительства элементы и (или) восстановление указанных элементов.

С учетом изложенного, довод административного истца о нарушении гарантированного Конституцией РФ права на жилище, является надуманным.

Суд не принимает во внимание ссылку в административном исковом заявлении на то, что разрешенное использование земельного участка административного истца, указанное в выписке из ЕГРН, – для эксплуатации индивидуального жилого дома согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, приравнивается к индивидуальному жилищному строительству под номером 2.1, подразумевающим под собой размещение жилого дома.

Установленный в ЕГРН вид разрешенного использования в силу ч. 1 ст. 34 ГсК РФ сам по себе не является единственным и безусловным ориентиром при установлении в правилах землепользования и застройки границ территориальных зон. Как указывалось выше, правила землепользования и застройки в первую очередь должны соответствовать генеральному плану, который определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.

Таким образом, утверждение административного истца о том, что включение земельного участка в состав территориальной зоны А1.1 фактически изменяет разрешенный вид использования, не свидетельствует о противоречии оспариваемых Правил землепользования и застройки города Челябинска правовым актам, имеющим большую юридическую силу, которые сами допускают такую ситуацию.

Кроме того, обращает внимание на себя то обстоятельство, что до утверждения оспариваемых Правил землепользования и застройки города Челябинска земельный участок в соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27 апреля 2004 года № 36/8 (утратившим силу со дня принятия Правил землепользования и застройки), располагался в общественно-деловой зоне – Б.1.1.2 – зоне вне исторического ядра, в пределах которой также не предусматривалось индивидуальное жилищное строительство (т. 2 л.д. 126-128).

Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки города Челябинска правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, утверждены решением Челябинской городской Думы в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования, суд в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ полагает возможным принять решение об отказе Едуновой Н.Н. в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Едуновой Надежды Николаевны к Челябинской городской Думе о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» в части установления расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу<адрес> в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий                         И.А. Ишимов

3а-250/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Челябинской области
Едунова Надежда Николаевна
Ответчики
Челябинская городская Дума
Другие
администрация г. Челябинска
Гнездилова И.В.
Плетнев Игорь Валерьевич
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Ишимов Иван Андреевич
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация административного искового заявления
26.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2021Предварительное судебное заседание
06.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее