Дело № 3а-250/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего Ишимова И.А.,
при секретаре Агатаевой А.С.,
с участием прокурора Кирюшина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Едуновой Надежды Николаевны к Челябинской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Едунова Н.Н. через представителя по доверенности ФИО1. обратилась в суд с административным исковым заявлением Челябинской городской Думе о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» в части установления расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений.
В обоснование заявленных требований указано, что Едунова Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на основании договора купли-продажи от 14 ноября 2019 года, а расположенный на данном участке жилой дом принадлежит ей по решению Центрального районного суда от 07 ноября 2017 года. В данном доме она проживает с 1965 года, а зарегистрирована с 1971 года. Из технического паспорта на жилой дом следует, что он является фактически аварийный, т.к. имеет существенный износ, в связи с чем Едунова Н.Н. вынуждена произвести реконструкцию. Однако оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права, свободы и законные интересы, поскольку устанавливает запрет на строительство и реконструкцию индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ей земельном участке. Так, в порядке ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГсК РФ) она направила в администрацию г. Челябинска уведомление о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС), но получила уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке. Основанием для вынесения данного уведомления явилось то обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным оспариваемым решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13, земельный участок расположен в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 1 – зоне защитных зеленых насаждений. В данной территориальной зоне возможно узаконивания существующего индивидуального жилищного фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства. Между тем установление расположения земельного участка в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений противоречит федеральному законодательству. В части 11 ст. 35 ГсК РФ указано, что в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Между тем земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствует указанному описанию, так как он не предназначен для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а территория п. <адрес>, как и земельный участок не входят в границы городского бора, т.е. не находятся в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования. Напротив, территория поселка, как и земельного участка, соответствует положениям ч. 2 ст. 35 ГсК РФ, в силу которых в состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами, поскольку разрешенное использование земельного участка – для эксплуатации индивидуального жилого дома, а категория земель – земли населенных пунктов, что соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Включение земельного участка в состав зоны А1.1 фактически изменяет разрешенный вид использования и не допускает использование объекта капитального строительства, учитывая, что его реконструкция невозможна. В силу положений ст. 30 ГсК РФ, ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Таким образом, поскольку земельный участок Едуновой Н.Н. предоставлен под эксплуатацию жилого дома, его зона может быть отнесена только к жилой, отнесение данной зоны к рекреационной зоне недопустимо. Кроме того, отнесение земельного участка к зоне А1.1 противоречит ст. 40 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на жилище, так как жилой дом Едуновой Н.Н. находится в аварийном состоянии и будет разрушен без необходимой реконструкции, которая не допускается из-за нахождения земельного участка в зоне А1.1, что приведет к лишению Едуновой Н.Н. жилища. Также включение земельного участка в зону А.1.1 противоречит положениям закона, регламентирующим размещение на земельном участке с видом разрешенного использования для ИЖС жилого дома, предназначенного для проживания.
Административный истец Едунова Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, ее представитель Плетнев ФИО2., действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Челябинской городской Думы – ФИО3. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица – администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором выразил несогласие с заявленным административным истцом требованием.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, в том числе заключение прокурора прокуратуры Челябинской области ФИО4., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Едунова Н.Н. согласно выписке из ЕГРН с 02 декабря 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 495 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 106-107).
Данный земельный участок приобретен Едуновой Н.Н. по договору купли-продажи земельного участка от 14 ноября 2019 года № <данные изъяты>, заключенному с комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска. В пункте 1.3 указанного договора определено, что земельный участок предоставлен в целях эксплуатации индивидуального жилого дома (т. 1 л.д. 94-100).
Также согласно выписке из ЕГРН с 14 марта 2018 года Едунова Н.Н. на основании решения Центрального районного суда г. Челябинска от 07 ноября 2017 года и определения этого же суда от 12 февраля 2018 года является собственником жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 39,2 кв.м, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 92, 93, 101-103, 108-109).
В справке ОУФМС России по Челябинской области в Центральном районе г. Челябинска от 05 апреля 2011 года № <данные изъяты> (л.д. 91) и домовой книге указано, что Едунова Н.Н. зарегистрирована по месту жительства (пребывания) по адресу: <адрес> с 16 июля 1971.
09 апреля 2021 года Едунова Н.Н. обратилась в Управление градостроительных разрешений администрации г. Челябинска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором уведомила о реконструкции в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> индивидуального жилого дома в 1 этаж, высотой 3,70 м, площадью застройки 8,05 м х 3,20 м, приложив схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке (л.д. 67-70).
Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 15 апреля 2021 года № <данные изъяты> администрация г. Челябинска уведомила Едунову Н.Н. о несоответствии реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, сославшись на то, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13, земельный участок расположен в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зоне защитных зеленых насаждений, где возможно узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства (л.д. 71-72).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 (в первоначальной и действующей редакциях), в частности Приложению 2 «Часть 2. Карта градостроительного зонирования территории города Челябинска», выписке из Правил землепользования и застройки принадлежащий Едуновой Н.Н. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в территориальной зоне 05 09 12 А.1.1 – природно-рекреационной территориальной зоне: зоне защитных зеленых насаждений (т. 1 л.д. 201, 216, т. 2 л.д. 87-88, 149-152).
Исходя из Приложения 3 «Часть 3. Градостроительные регламенты» территориальная зона А.1.1 предназначена для уменьшения отрицательного влияния предприятий, транспортных и инженерных коммуникаций и сооружений на селитебные и иные территории, объекты, а также защиты особо охраняемых территорий, природных объектов.
Для территориальной зоны А.1.1 предусмотрены: основные виды разрешенного использования: благоустройство территории (размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов) (12.0.2); связь (6.8); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (3.9.1); площадки для занятий спортом (5.1.3); питомники (1.17); предоставление коммунальных услуг (3.1.1); вспомогательные виды разрешенного использования: улично-дорожная сеть (12.0.1); условно разрешенные виды использования: административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (3.1.2); развлекательные мероприятия (4.8.1); общественное питание (4.6); бытовое обслуживание (3.3); обслуживание перевозок пассажиров (7.2.2); стоянки транспорта общего пользования (7.2.3); обеспечение занятий спортом в помещениях (5.1.2); оборудованные площадки для занятий спортом (5.1.4); осуществление религиозных обрядов (3.7.1).
В примечании к названной территориальной зоне указано, что зона А.1.1 – защитная зона возможного узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу чч. 1, 4 ст. 7 названного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 26 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки.
Пунктом 3 ч. 3 ст. 8 ГсК РФ утверждение правил землепользования и застройки городских округов также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Аналогичная норма содержится и в подп. 29 п. 1 ст. 8 Устава г. Челябинска, в котором установлено, что к вопросам местного значения города Челябинска относится утверждение правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ГсК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
На основании подп. 22 п. 2 ст. 25 Устава г. Челябинска полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки города Челябинска обладает Челябинская городская Дума.
С учетом указанных правовых норм суд признает, что Челябинская городская Дума утвердила Правила землепользования и застройки города Челябинска в соответствии с представленными ей законом полномочиями.
Исходя из представленных документов, касающихся принятия оспариваемого нормативного правового акта, а именно копии протокола № 37 тридцать седьмого заседания Челябинской городской Думы от 09 октября 2021 года (т. 2 л.д. 30-48), копии сборника правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва от 09 октября 2012 года № 37 (т. 2 л.д. 49-52), протокола № 15 от 26 апреля 2021 года заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний (т. 2 л.д. 54-58), протокола № 25/1 от 05 июля 2012 года проведения публичных слушаний (т. 2 л.д. 59-76), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 20 апреля 2012 года, содержащей публикацию постановления главы г. Челябинска от 18 апреля 2012 года № 27-пг о назначении публичных слушаний (т. 2 л.д. 77), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 27 июля 2012 года, содержащей публикацию заключения о результатах публичных слушаний (т. 2 л.д. 78), копии газеты «Вечерний Челябинск» от 04 мая 2012 года, содержащей публикацию протокола заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний (т. 2 л.д. 79), суд также приходит к выводу о соблюдении Челябинской городской Думой предусмотренных ст.ст. 31-32 ГсК РФ процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и правил введения его в действие, в частности порядка опубликования, что по настоящему делу также не оспаривается административным истцом.
В пункте 8 ст. 1 ГсК РФ правила землепользования и застройки определены, как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 ст. 30 ГсК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (ч. 2 ст. 30 ГсК РФ).
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГсК РФ).
Такое же правило о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне содержится в п. 2 ст. 85 ЗК РФ.
В части 1 ст. 35 ГсК РФ и п. 1 ст. 85 ЗК РФ приведены виды территориальных зон, среди которых выделяют: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Исходя из положений чч. 2, 3, 11 ст. 35 ГсК РФ, пп. 5, 9 ст. 85 ЗК РФ жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.
Так, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, в том числе индивидуальными жилыми домами, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Земельные участки в составе рекреационных зон включают в себя территории, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, используются и предназначаются для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Порядок установления территориальных зон установлен ст. 34 ГсК РФ, в соответствии с ч. 1 которой при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В соответствии с положениями ст. 2 ГсК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГсК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 9 ГсК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
В силу ч. 3 ст. 9 ГсК РФ документы территориального планирования, к которым относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГсК РФ) являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В порядке ч. 9, 10 ст. 31 ГсК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, в том числе на соответствие генеральному плану городского округа, и в случае обнаружения его несоответствия направляет проект на доработку. На основании п. 1 ч. 2 ст. 33 ГсК РФ несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, приведенными выше правовыми нормами (ч. 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34 РФ) установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГсК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Приведенная выше правовая позиция относительно необходимости соблюдения принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану неоднократно излагалась Верховным Судом РФ в обзорах судебной практики, а именно в п. 57 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года, п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 года.
В соответствии с Приложением 3 «Часть 3. Градостроительные регламенты» к оспариваемым Правилам землепользования и застройки города Челябинска принцип деления на территориальные зоны основывается на «Планировочной структуре города» и «Схеме функционального зонирования территории города» Генерального плана города Челябинска.
Из материалов дела следует, что в соответствии с картой «Планировочная структура города Челябинска» Генерального плана города Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 30 декабря 2003 года № 32/3, принадлежащий Едуновой Н.Н. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования» (т. 2 л.д. 129).
Исходя из номера территориальной зоны 05 09 12 А.1.1, а также отраженных в таблице 6.3.1 «Функциональные зоны города» номера кадастрового квартала 05 и номера градостроительного района 09 земельный участок по Схеме функционального зонирования г. Челябинска имеет тип функциональной зоны А3(Б) (т. 2 л.д. 104), функциональное назначение которой в соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану – лесопарки.
Таким образом, установление в Правилах землепользования и застройки в отношении земельного участка Едуновой Н.Н. территориальной зоны А.1.1 (природно-рекреационной территориальной зоны: зоны защитных зеленых насаждений) не противоречит и соответствует функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования» и типу функциональной зоны А3(Б) – лесопарки, утвержденным Генеральным планом города Челябинска.
Учитывая, что земельный участок административного истца расположен в функциональной зоне «Озелененные территории интенсивного общественного использования», имеет тип функциональной зоны – А3(Б) лесопарки, непосредственно граничит с Челябинским городским бором, имеющим статус памятника природы областного значения, относящегося к особо охраняемым территориям, для защиты которых предназначена территориальная зона А.1.1, суд не усматривает нарушения положений ч. 11 ст. 35 ГсК РФ, определяющей состав зоны рекреационного назначения, при включении земельного участка в состав данной территориальной зоны.
Кроме того, суд отмечает, что территориальная зона А.1.1 предусматривает в качестве существующего и планируемого использования земельного участка сохранение существующей жилищной застройки – индивидуального жилого дома, допуская в Примечании к данной территориальной зоне возможность узаконивания существующего индивидуального жилого фонда без права на реконструкцию и размещение новых объектов капитального строительства.
При этом в силу подп. 36 ст. 2 Приложения 1 «Часть 1. Порядок применения Правил землепользования и застройки города Челябинска» для административного истца не исключается замена отдельных элементов строительных конструкций объекта капитального строительства на аналогичные или иные улучшающие показатели строительных конструкций объекта капитального строительства элементы и (или) восстановление указанных элементов.
С учетом изложенного, довод административного истца о нарушении гарантированного Конституцией РФ права на жилище, является надуманным.
Суд не принимает во внимание ссылку в административном исковом заявлении на то, что разрешенное использование земельного участка административного истца, указанное в выписке из ЕГРН, – для эксплуатации индивидуального жилого дома согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, приравнивается к индивидуальному жилищному строительству под номером 2.1, подразумевающим под собой размещение жилого дома.
Установленный в ЕГРН вид разрешенного использования в силу ч. 1 ст. 34 ГсК РФ сам по себе не является единственным и безусловным ориентиром при установлении в правилах землепользования и застройки границ территориальных зон. Как указывалось выше, правила землепользования и застройки в первую очередь должны соответствовать генеральному плану, который определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории.
Таким образом, утверждение административного истца о том, что включение земельного участка в состав территориальной зоны А1.1 фактически изменяет разрешенный вид использования, не свидетельствует о противоречии оспариваемых Правил землепользования и застройки города Челябинска правовым актам, имеющим большую юридическую силу, которые сами допускают такую ситуацию.
Кроме того, обращает внимание на себя то обстоятельство, что до утверждения оспариваемых Правил землепользования и застройки города Челябинска земельный участок в соответствии с Правовым зонированием территории города Челябинска, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27 апреля 2004 года № 36/8 (утратившим силу со дня принятия Правил землепользования и застройки), располагался в общественно-деловой зоне – Б.1.1.2 – зоне вне исторического ядра, в пределах которой также не предусматривалось индивидуальное жилищное строительство (т. 2 л.д. 126-128).
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки города Челябинска правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, утверждены решением Челябинской городской Думы в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования, суд в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ полагает возможным принять решение об отказе Едуновой Н.Н. в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Едуновой Надежды Николаевны к Челябинской городской Думе о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ» и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы» в части установления расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу<адрес> в природно-рекреационной территориальной зоне А1.1 – зона защитных зеленых насаждений отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий И.А. Ишимов