Дело № 66а-5/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 15 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бутковой Н.А.,
судей Пластинина И.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре–помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власовой Марины Сергеевны и Власова Ильи Игоревича о признании не действующими в части решений Петрозаводского городского совета от 11 июля 2008 г. № ХХVI/ХХ-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и от 11 марта 2010 г. № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» по апелляционной жалобе Власовой Марины Сергеевны и Власова Ильи Игоревича на решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 октября 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В., объяснения представителя административных истцов Домрачева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Петрозаводского городского округа и главы Петрозаводского городского округа Хмелевской М.В. о законности судебного постановления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
11 июля 2008 г. Петрозаводским городским советом принято решение № ХХVI/ХХ-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», которое официально опубликовано в печатном издании «Информационный бюллетень» 30 июля 2008 г., № 1.
Согласно карте функциональных зон Генерального плана земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> расположены в функциональной зоне – общественно-деловой зоне центров районного значения.
11 марта 2010 г. Петрозаводским городским советом принято решение № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа», которое официально опубликовано в печатном издании «Информационный бюллетень» 8 апреля 2010 г., № 25.
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> отнесены к территориальной зоне – зоне многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (Ор).
Власова М.С. и Власов И.И., будучи собственниками земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими упомянутых нормативных правовых актов в части отнесения земельных участков к названным функциональной и территориальной зоне.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при установлении функциональных и территориальных зон должны учитываться сложившаяся планировка территории и существующее землепользование, а также нарушают их права как собственников земельных участков и возведённых на них жилых домов, поскольку установление поименованных функциональной и территориальной зон препятствует проведению работ по реконструкции этих жилых домов.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 2 октября 2019 г., Власовой М.С. и Власову И.И. в удовлетворении административного искового заявления отказано полностью.
В апелляционной жалобе Власова М.С. и Власов И.И., поддерживая правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, просят решение суда отменить и принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы Петрозаводским городским советом, администрацией Петрозаводского городского округа и прокуратурой Республики Карелия поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
С учётом названных норм оспариваемые положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил опубликования и по этим основаниям не оспариваются.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа, в котором определены границы функциональных зон и их функциональное назначение (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в них устанавливаются территориальные зоны, их границы и градостроительные регламенты (пункты 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Данный подход конкретизирован в части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон устанавливаются с учётом как функциональных зон и параметров их планируемого развития, определённых генеральным планом городского округа, так и сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В данном случае градостроительное зонирование земельных участков административных истцов согласуется с функциональным зонированием, определённым Генеральным планом.
При этом судебная коллегия отмечает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (статья 49, глава VII.1Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечиваются возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то есть земельное и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешённому использованию в случае изменения градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории, если существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Также следует принять во внимание, что Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации введена часть 6.1, согласно которой обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон. Формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон, требования к точности определения координат характерных точек границ территориальных зон, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частями 8 и 10 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населённых пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населённого пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Данное положение применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определённого населенного пункта, определённой территориальной зоны.
Таким образом, до внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах территориальных зон нельзя считать права административных истцов нарушенными.
Следовательно, оспариваемое правовое регулирование назначения функциональной и территориальной зон, в которых находятся земельные участки административных истцов, позволяет использовать названные земельные участки на условиях, определённых частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, и на вывод суда о соответствии оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Власовой Марины Сергеевны и Власова Ильи Игоревича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи