Судья Совкова М.В. УИД 16RS0038-01-2021-001143-59
Дело №2-1806/2021
№33-12173/2022
учёт № 211г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августу 2022 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шафигуллина Ф.Р.,
судей Муллагулова Р.С., Шайхиева И.Ш.,
при ведении протокола помощником судьи Ахатовым А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муллагулова Р.С. апелляционную жалобу Фазлутдиновой Юлии Шакировны на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года, которым постановлено:
иск Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Елабуги» к Фазлутдиновой Юлие Шакировне о взыскании денежных средств удовлетворить;
взыскать с Фазлутдиновой Юлии Шакировны в пользу Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения г. Елабуги» денежные средства в размере 70354,45 руб.;
взыскать с Фазлутдиновой Юлии Шакировны в бюджет муниципального образования город Елабуги Республики Татарстан государственную пошлину в размере 2310 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы заявителя, судебная коллегия
установила:
Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Елабуги» обратилось к Фазлутдиновой Ю.Ш. с иском о взыскании денежных средств, указав на то, что 5 декабря 2019 года, в день представления Фазлутдиновой Ю.Ш. документов в целях поиска подходящей работы, специалистом отдела трудоустройства, запросив по системе межведомственного электронного взаимодействия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, было установлено, что Фазлутдинова Ю.Ш. с 5 сентября 2014 года по 22 ноября 2019 года являлась индивидуальным предпринимателем, однако данный факт в период с 18 мая 2016 года по 31 июля 2017 года, когда получала пособие по безработице, стипендию и материальную помощь, она скрыла; сумма незаконно ею полученных выплат, а именно пособия по безработице за период с 18 мая 2016 года по 10 мая 2017 года составила 57 693,55 руб., стипендии за период с 11 мая 2017 года по 31 июля 2017 года - 13 119,35 руб., материальной помощи в 2017 году - 2 275,81 руб., всего 73 088,71 руб.
По требованию центра занятости населения Фазлутдиновой Ю.Ш. был произведен возврат денежных средств в размере 2 734,21 руб.
По этим основаниям ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги» просил взыскать с Фазлутдиновой Ю.Ш. остаток денежных средств в размере 70 354, 45 руб.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Фазлутдиновой Ю.Ш. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывается, что ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги» при её постановке на учет в 2016 году в качестве безработного надлежащим образом не выполнены требования, предписанные нормативно-правовыми актами, регулирующими вопрос постановки на учет лица в качестве безработного, и что Центром занятости населения г. Елабуги не представлено доказательств тому, что она была ознакомлена с Правилами о постановке на учет в качестве безработного, её карточка персонального учета, подписанная ею, не подтверждает об ознакомлении с названными Правилами. Кроме того, указывает, что она обратилась к истцу в мае 2016 года, истец в течение 10 дней с момента предоставления ею документов должен был проверить с помощью электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с помощью запросов в Пенсионный фонд, в налоговые органы, в органы государственной власти, с целью подтверждения сведений и подлинности документов, не являлась ответчик занятой и трудоустроенной, и после всех собранных сведений истец должен был поставить на регистрационный учет безработных граждан. Истец данных запросов не сделал. Ответчик считает, что истцом пропущен срок исковой давности, произведенные ею платежи не прерывают срока исковой давности, поскольку в назначении платежа указано за август 2017 года, сумма 2734 рубля 31 копейка, является возвратом за излишне оплаченные по договору на обучение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 10 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Фазлутдиновой Ю.Ш. - без удовлетворения
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции Верховного Суда Республики Татарстан от 16 июня 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2022 года отменено с направлением гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе заявителя, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 7 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в виде пособия по безработице.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон «О занятости населения в Российской Федерации»), закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Из смысла п. 1 ст. 3 названного закона следует, что лицо, зарегистрированное индивидуальным предпринимателем, признаваемое законодателем лицом, работающим и имеющим заработок, не может быть признан безработным.
Как следует из материалов дела, приказом центра занятости от 25 мая 2016 года № 146ДТ/16 Фазлутдинова Ю.Ш. зарегистрирована в качестве безработного; с 18 мая 2016 года ей назначено пособие по безработице; в последующем согласно приказу от 11 мая 2017 года № 131ПК/1718 выплата по безработице прекращена, в связи с прохождением профессионального обучения по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии; в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости Фазлутдиновой Ю.Ш. назначена стипендия в размере 4 900 руб. с 11 мая 2017 года по 31 июля 2017 года.
Согласно приказам от 31 мая 2017 года № 151МП/1718, 15 июня 2017 года №166МП/1718 и 20 июля 2017 года № 201МП/1718 Фазлутдиновой Ю.Ш. назначены выплаты материальной помощи в размере 850 руб. в периоды с 11 мая 2017 года по 10 июня 2017 года, с 11 июня 2017 года по 10 июля 2017 года и с 11 июля 2017 года по 31 июля 2017 года.
Выплаты материальной помощи Фазлутдиновой Ю.Ш. прекращены, в связи с истечением периода выплаты материальной помощи согласно приказам от 15 июня 2017 года № 166МП/1718, 20 июля 2017 года № 201МП/1718 и 31 июля 2017 года №212МП/1718.
В соответствии с приказом от 31 июля 2017 года № 212СК/1718 Фазлутдиновой Ю.Ш. прекращена выплата стипендии в связи с истечением периода обучения.
Таким образом, из расчета ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги» следует, что Фазлутдиновой Ю.Ш. в период с мая 2016 года по июль 2017 года получены денежные средства в общей сумме 73088,71 руб.
Как установлено по делу, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Фазлутдинова Ю.Ш. была зарегистрирована индивидуальным предпринимателем 5 сентября 2014 года и сохранила этот статус по 22 ноября 2019 года.
Фазлутдинова Ю.Ш. центром занятости населения уведомлением от 11 декабря 2019 года поставлена в известность о незаконно полученных социальных выплатах и ей предложено добровольно возвратить денежные средства в срок до 13 января 2020 года.
Фазлутдинова Ю.Ш., обязательства по возврату денежных средств исполнила частично, произведя возврат денежных средств в размере 2 734,21 руб. в период с 11 февраля 2020 года по 7 августа 2020 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги», исходил из выводов, что Фазлутдиновой Ю.Ш. в период с мая 2016 года по июль 2017 года присвоение статуса безработного произведено незаконно вследствие скрытия ею информации о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, получение социальных выплат было незаконно, она, погасив задолженность в 2020 году частично, признала свою вину, тем самым прервала течение срока исковой давности, настоящий иск подан 13 февраля 2021 года, поэтому её ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности не может быть удовлетворено.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласится не может.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 55 и статей 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых суд руководствуется статьями 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех обстоятельств.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 4 статьи 15 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 425-ФЗ, было предусмотрено, что органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Положениями пункта 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N891, утратили силу 2 ноября 2021 года, установлено, что государственные учреждения службы занятости населения вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил регистрации безработных граждан).
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (пункт 9 Правил регистрации безработных граждан).
Таким образом, положения Закона «О занятости населения в Российской Федерации», а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Фазлутдинова Ю.Ш. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы 18 мая 2016 года, с предоставлением в тот же день документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Приказом центра занятости от 25 мая 2016 года № 146ДТ/16 Фазлутдинова Ю.Ш. зарегистрирована в качестве безработного; с 18 мая 2016 года ей назначено пособие по безработице; в последующем согласно приказу от 11 мая 2017 года № 131ПК/1718 выплата по безработице прекращена, в связи с прохождением профессионального обучения по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии; в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органа службы занятости Фазлутдиновой Ю.Ш. назначена стипендия в размере 4 900 руб. с 11 мая 2017 года по 31 июля 2017 года.
Согласно части 6 статьи 31 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции действовавшей до 1 июля 2021 года, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Из карточки учета получения социальных выплат в виде пособия по безработице и материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице №139002/1618 следует, что выплаты производились ежемесячно в следующих размерах:
26 мая 2016 года – 1264,52 руб.;
14 июня 2016 года – 2581,72 руб.;
28 июня 2016 года – 2776,67 руб.;
14 июля 2016 года – 2544,84 руб.;
27 июля 2016 года – 2212,90 руб.;
10 августа 2016 года – 2212,91 руб.;
25 августа 2016 года – 2212,90 руб.;
14 сентября 2016 года – 3229,78 руб.;
28 сентября 2016 года – 2286,67 руб.;
12 октября 2016 года – 2386,77 руб.;
27 октября 2016 года – 2212,90 руб.;
11 ноября 2016 года -2423,65 руб.;
25 ноября 2016 года – 2450,00 руб.;
8 декабря 2016 года – 2081,19 руб.;
23 декабря 2016 года – 2212,90 руб.;
28 декабря 2016 года – 2687,10 руб.;
13 января 2017 года – 790,32 руб.;
25 января 2017 года – 1896,77 руб.;
7 февраля 2017 года – 2173,39 руб.;
20 февраля 2017 года – 1750,00 руб.;
10 марта 2017 года – 2212,90 руб.;
10 апреля 2017 года – 2897,85 руб.;
25 апреля 2017 года – 2286,67 руб.;
11 мая 2017 года – 2560,65 руб.
Из карточки учета получения социальных выплат в виде стипендии и материальной помощи в период прохождения профессионального обучения по направлению центра занятости населения №139002/1618 следует, что выплаты производились ежемесячно в следующих размерах:
16 мая 2017 года – 790,32 руб.;
1 июня 2017 года – 2529,03 руб.;
2 июня 2017 года – 575,81 руб.;
19 июня 2017 года – 2450,03 руб.;
19 июня 2017 года – 141,67 руб.;
19 июня 2017 года – 283,33 руб.;
30 июня 2017 года – 425,00 руб.;
30 июня 2017 года – 2450,03 руб.;
17 июля 2017 года – 2370,97 руб.;
1 августа 2017 года – 2529,03 руб.;
2 августа 2017 года – 575,81 руб.;
2 августа 2017 года – 274,19 руб.
Согласно подпункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года).
Исходя из Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 324, Федеральная служба по труду и занятости, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет, в частности следующие полномочия: осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного им в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; контроль за расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции;
Согласно статье 7.1. Закона «О занятости населения в Российской Федерации», к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде: пособия по безработице; материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице. Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (субвенции).
Пунктом 4 статьи 15 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 425-ФЗ, было предусмотрено, что органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Как указывалось выше, Фазлутдинова Ю.Ш. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы 18 мая 2016 года, с предоставлением в тот же день документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также согласия на обработку и передачу персональных данных. 25 мая 2016 года зарегистрирована в качестве безработной и в дальнейшем неоднократно проходила перерегистрацию в ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги».
Согласно статье 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в редакции Федерального закона от 31 января 2016 года содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Срок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, не допускается. Содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах полномочий органа, которому предоставляются сведения. Формы, порядок и срок предоставления указанных в пунктах 5 и 6 настоящей статьи информации и справки устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом срок их предоставления не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2015 года N 5н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Утратил силу 28 декабря 2020 года. Указанным Административным регламентом предусмотрено получения выписки в электронном виде о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в том числе, в электронном виде с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы.
Материалы гражданского дела не содержат сведений о реализации истцом полномочий, предусмотренных пунктом 4 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в том числе, получение выписки из ЕГРИП в электронном виде в отношении ответчика, а также сведений не предоставления ответчиком запрашиваемых истцом документов.
Материалы гражданского дела, также не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии исключительного намерения ответчика причинить истцу вред, действуя в обход закона или иное недобросовестное поведение. Само по себе обращение ответчика в центр занятости с целью поиска работы, злоупотреблением правом не является, поскольку соответствующая возможность предоставлена ей законом, документы необходимые для признания ответчика безработной ею были предоставлены.
В пункте 1 статьи 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Фазлутдинова Ю.Ш. зарегистрирована в целях поиска подходящей работы 18 мая 2016 года, а 25 мая 2016 года зарегистрирована в качестве безработной и в дальнейшем неоднократно проходила перерегистрацию в ГКУ «Центр занятости населения г. Елабуги».
Таким образом, с учетом предоставления органам службы занятости права осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, направленных на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, возможностью получения выписки из ЕГРИП в течение 5 дней, срок исковой давности необходимо исчислять с 26 мая 2016 года, т.е. с первой выплаты пособия по безработице ответчику.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
При таких обстоятельствах, к требованиям о взыскании неосновательного обогащения в виде незаконно полученных ежемесячных социальных выплат срок исковой давности подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда истец узнал или должен быть узнать о нарушении своего права.
В пункте 20 Постановления Пленума N 43 разъяснено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом. Ответ на претензию, не содержащий указания на признание долга, сам по себе не свидетельствует о признании долга.
Признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником.
В тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь части долга (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
Ответчиком произведены возвраты денежных средств платежными поручениями:
- от 11 февраля 2020 года №1326999 в сумме 1079,03 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 6 марта 2020 года №238170 в сумме 500,00 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 25 марта 2020 года №498699 в сумме 300,00 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 15 мая 2020 года №616803 в сумме 200,00 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 25 июня 2020 года №385518 в сумме 202,30 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 2 июля 2020 года №105631 в сумме 202,30 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года;
- от 7 августа 2020 года №309022 в сумме 250,58 руб., с назначением платежа возврат суммы за август 2017 года.
Общая сумма, возвращённая ответчиком истцу, составляет 2734,21 руб., при этом материалы дела не содержат письменных доказательств, свидетельствующих о признании ответчиком долга, в том числе, долга за август 2017 года.
В силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Срок исковой давности по последней выплате от 2 августа 2017 года истек 2 августа 2020 года, а истец с исковым заявлением обратился в суд 13 февраля 2021 года, т.е. по истечению трехгодичного срока исковой давности.
С учетом вышеизложенного, положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и непредставлением истцом доказательств недобросовестности со стороны ответчика, а также истечением срока исковой давности, а применении которого заявлено ответчиком, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░