Решение по делу № 2-48/2024 (2-778/2023;) от 04.04.2023

УИД № 42RS0040-01-2023-000627-10

Номер производства по делу № 2-48/2024 (№ 2-778/2023)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово                                                                              1 февраля 2024 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

с участием помощника судьи Бойко С.В.,

при секретаре Климакиной Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Никитиной Веры Анатольевны к комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства

У С Т А Н О В И Л:

Никитина В.А. обратилась в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, требования мотивировала тем, что 21.01.2023 она обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа с тремя заявлениями о предоставлении в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в аренду земельного участка площадью 1 500 кв.м, расположенного по <адрес>, находящегося в муниципальной собственности.

К заявлениям были приложены следующие документы: копия паспорта, копия удостоверения "Ветеран труда", схемы расположения земельных участков на кадастровом плате территории.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа 03.02.2023 было принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, оформленное письмом исх. № 17-01/606.

Основанием отказа явилась ссылка на пп. 1, пп. 2 п. 8 ст. 39.15, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 и п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Никитина В.А. считает отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка.

Конституция РФ каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 1 и ч. 2 ст. 46).

Никитина В.А. просит признать незаконным и отменить отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 03.02.2023 исх. № 17-01/606; обязать предоставить в аренду земельный участок на основании заявления от 21.01.2023 и представленных документов.

В суд от представителя комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа Савченко А.Е., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 № 2-д (срок до 31.12.2023) (л.д. 20), поступил отзыв на иск (л.д. 28-29), согласно которому требования являются необоснованными по тем основаниям, что по информации комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа испрашиваемые Никитиной В.А. земельные участки имеют значительные перепады высот, что делает невозможным использование участков в соответствии с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".

В случае разрешения настоящего спора в пользу Никитиной В.А. при условии предоставления земельного участка в его исходном состоянии (т.е. на склоне (в овраге), в целях его использования необходимо будет произвести выравнивание/отсыпку щебнем, песком, отсевом.

Вместе с тем испрашиваемые земельные участки располагаются в зоне с особыми условиями использования территории с (прибрежная защитная полоса), с (водоохранная зона).

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон, в том числе, запрещается использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (подъезд на автомобиле и стоянка автомобиля для пользователя будет невозможна, завоз материалов для строительства, передвижение спец, техники/большегрузной техники не представляется возможным); сброс сточных, в том числе дренажных вод (сточные воды неизбежно образуются в жизнедеятельности человека); распашка земель (ведение хозяйства невозможно без распашки); движение спец, техники/большегрузной техники неизбежно приведет к снятию/ разрытию плодородного слоя почвы; размещение отвалов размываемых грунтов (при размытии искусственно созданного рельефа/снятого плодородного слоя почв неизбежно попадание щебня, песка, отсева, верхнего слоя почв в водный объект, соответственно неизбежно причинение вреда окружающей среде); выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Кроме того, комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа было установлено, что испрашиваемые земельные участки невозможно сформировать, так как отсутствует возможность организации самостоятельного проезда, отсутствует доступ к земельным участкам.

В соответствии с п. 26 ст. 26 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета является отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к земельному участку.

П. 1 ст. 27 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Так как устранить такое обстоятельство, как отсутствие доступа/подъезда к земельному участку не представляется возможным, Никитиной В.А. было бы отказано в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, соответственно решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и последующее решение о предоставлении были бы фактически неисполнимы.

В связи с тем, что преимущественная площадь земельного участка с (участок из которого образуются испрашиваемые земельные участки) располагается в зоне с особыми условиями использования территории с (прибрежная защитная полоса), с (водоохранная зона), рельеф земельного участка не предполагает строительства жилых домов, комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа принято решение о смене функциональной зоны земельного участка с с Ж1 на Р1/Р2.

В суд от третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступил отзыв на иск (л.д. 47-49), согласно которому требования являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с публичной кадастровой картой земельный участок с является многоконтурным земельным участком, категория земли - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилищное строительство.

По информации комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа земельный участок расположен в территориальной зоне Ж 1.1 - зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством (основание - решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 № 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение").

Также по информации комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории - прибрежная защитная полоса.

Никитина В.А. обращалась в комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Частью 16 ст. 65 Водного кодекса РФ установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Учитывая вышеперечисленные законодательные ограничения Управление считает достаточно высоким риск нарушения природоохранного законодательства и, как следствие, наступление негативных последствий для землепользователя (в виде привлечения к административной ответственности), а также наступление негативных последствий для неограниченного круга лиц в виде нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Истец Никитина В.А., представитель ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа, третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований относительно предмета спора - представители администрации Кемеровского муниципального округа, МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского округа", Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Дюкарев Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ каждое лицо имеет право на защиту своих гражданских прав способами, предусмотренными законом, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 1, ст. 8 ГК РФ выбор способа защиты права избирается истцом, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения и удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам местного самоуправления.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.09.2023 <данные изъяты> расположен земельный участок площадью 40 108 кв.м с ; категория земли – земли населенных пунктов; разрешенное использование – под жилищное строительство; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 02.07.2010; земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании администрации Кемеровского муниципального округа с 15.08.2023.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно п. 1, пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 2-1 Закона Кемеровской области от 29.12.2015 № 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 25.12.2015) на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов в границах населенного пункта для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства имеют ветераны труда. Правом на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов для целей индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта обладают граждане, указанные в п. 1 настоящей статьи, если они постоянно проживают на территории Кемеровской области - Кузбасса не менее 3 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления и (или) о предоставлении земельного участка, за исключением участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей.

Судом установлено, что Никитина В.А. является ветераном труда, 26.01.2023 обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа с тремя заявлениями (л.д. 41, 43, 45, 122, 124, 126) о предоставлении в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ в аренду земельного участка площадью 1 500 кв.м, расположенного по <адрес>, принадлежащего администрации Кемеровского муниципального округа на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Также Никитина В.А. представила в комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа 3 схемы вновь образуемых земельный участков после раздела земельного участка с (л.д. 9, 10, 11, 42, 44, 46, 123, 125, 127).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (ред. от 05.12.2022) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; либо принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа ответом от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 (л.д. 7-8, 19, 40, 119, 120) отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков по тем основаниям, что на основании заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа и в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", утвержденными решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 19.09.2015 № 498, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.1 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством, в зоне с особыми условиями использования территории с (прибрежная защитная полоса), (водоохранная зона).

Образование земельных участков согласно представленным схемам расположения не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ), в связи с чем использование земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", предусматривающее размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости), размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек не предоставляется возможным.

Согласно п. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах прибрежных защитных полос запрещается: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для летних лагерей, ванн.

В подтверждение обоснованности отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа также ссылается на заключение кадастрового инженера ФИО2 (л.д. 36-39), согласно которому доступ к земельным участкам, образуемым путем раздела земельного участка с по трём вариантам, предложенным Никитиной В.А., отсутствует.

Суд считает отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в предоставлении земельного участка незаконным в связи с тем, что ответчик не привел оснований, в соответствии с которыми земельное, водное законодательство и иные градостроительные нормы не позволяют предоставить данную муниципальную услугу.

Согласно пп. 1, пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, в том числе если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 1, п. 2, п. 17, п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ (ред. от 01.05.2022) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 1).

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (п. 2).

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными ч. 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (п. 17).

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах, размещенных на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах") (п. 15).

В соответствии с п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Согласно п. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных зон определен Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17.

Согласно п. 3 Правил установления границ водоохранных зон, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации (абз. 1) либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей (абз. 2).

Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственной регистрации недвижимости".

Границы указанных зон отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 4 Правил установления границ водоохранных зон).

Как следует из заявления Никитиной В.А. (л.д. 41), целью предоставления земельного участка является индивидуальное жилищное строительство.

Земельный участок с расположен в границах населенного пункта, его разрешенное использование позволяет вести жилищное строительство, Никитина В.А. относится категории лиц (ветеран труда), которым Законом Кемеровской области от 29.12.2015 № 135-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений" предоставлено право на первоочередное приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов; Никитина В.А. постоянно проживает на территории Кемеровской области - Кузбасса не менее 3 лет на дату подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в ответе от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 (л.д. 7-8, 40) ссылается на заключение Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального округа, однако такое заключение в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе публичные кадастровые карты - кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц. Публичные кадастровые карты ведутся в электронной форме. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. На публичных кадастровых картах также воспроизводятся дополнительные сведения, представленные в орган регистрации прав федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их представления в орган регистрации прав определяются Правительством Российской Федерации.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в ответе от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 ссылается на прибрежную защитную полосу с

Однако согласно публичной кадастровой карте (официальный сайт Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.rosreestr.gov.ru/) зона с – это зона с особыми условиями использования территории (тип); охранная зона инженерных коммуникаций (зона охраны искусственных объектов) (вид); наименование - охранная зона ВЛ-10 кВ от ПС 110/10 Водозабор Ф-10-6-МП с ТП и ВЛ-0,4 кВ, в составе: ВЛ 0,4 кВ от ТП-694 ф.2.

Действительно, на публичной кадастровой карте имеются сведения о прибрежной защитной полосе с , однако испрашиваемый Никитиной В.А. один из трех земельных участков, согласно публичной кадастровой карте, только частично находится в водоохранной зоне в прибрежной защитной полосе (л.д. 9, 183).

В п. 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ содержится запрет на предоставление земельного участка, если он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Ответчиком в материалы дела доказательства того, что испрашиваемые Никитиной В.А. три земельных участка бесспорно находятся в прибрежной защитной полосе , не представлены, поскольку не приведены координаты прибрежной защитной полосы, в границах которых эта полоса поглощает испрашиваемые истцом участки, либо частично накладывается на них, не представлена схема наложения земельных участков.

В силу п. 4, п. 11, п. 14 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (п. 4).

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса (п. 11).

На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта) (п. 14).

Однако согласно сведениям публичной кадастровой карты ширина водоохранной зоны (л.д. 31, 182, 184) совпадает с шириной прибрежной защитной полосы (л.д. 183).

Более того, вокруг испрашиваемых Никитиной В.А. земельных участков уже расположены смежные земельные участки, находящиеся в границах населенного пункта в частной собственности с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, в том числе в границах прибрежной защитной полосы (с ) (л.д. 38-39, 178-182).

Водный кодекс РФ в границах прибрежных защитных полос устанавливает дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (п. 2 ст. 65), однако это не свидетельствует о том, что действующее законодательство содержит запрет на предоставление гражданам в аренду земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Ответчиком доказательств того, что использование истцом вновь образуемого земельного участка по целевому назначению приведет к нарушению дополнительных ограничений хозяйственной и иной деятельности, в суд не представлено.

Также ответчиком не представлено и доказательств того, что в границах испрашиваемых земельных участков невозможно размещение объектов недвижимости – невозможно их строительство, либо их использование по целевому назначению, и доказательств того, что использование вновь образуемого земельного участка по целевому назначению приведет к нарушению дополнительных ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Ссылка ответчика на то, что он будет производить распашку земель, использовать транспорт для строительства и для движения, либо осуществлять иные запреты в водоохранной зоне или в прибрежной защитной полосе в результате использования земельного участка по целевому назначению какими-либо объективными доказательствами не подтверждена.

Более того, в силу п. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Ответчик в суде, а такого основания в ответе от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 указано не было, дополнительно сослался на то, что в результате предоставления Никитиной В.А. земельного участка невозможно будет организовать к нему проезд.

Однако согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 от 09.08.2023 (л.д. 61-86) подъезд к земельным участкам возможен со стороны автодороги с твердым покрытием, находящейся между <адрес> и <адрес> всех изученных материалов, используемых при подготовке заключения, можно сделать вывод, что рельеф поверхности земельною участка с позволяет осуществлять доступ к образуемым земельным участкам и возводить объекты недвижимости.

Более того, согласно заключению эксперта филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Кемеровской области-Кузбассу (л.д. 130-155) подъезд к вновь образуемым земельным участкам возможен как со стороны дороги с твёрдым покрытием, от которой отходит грунтовая (полевая) дорога, идущая вдоль образуемых земельных участков, так и посредством смежных земельных участков с согласия их правообладателей.

Суд считает заключение эксперта Публично-правовой компании "Роскадастр" по Кемеровской области-Кузбассу обоснованным и достоверным, отражающим фактические обстоятельства дела, поскольку оно соответствует требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ и ст. 8 Закона РФ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, отвечает требованиям относимости и допустимости, надлежащим образом мотивировано, содержит исчерпывающие ответы на вопросы суда, составлено лицом, имеющим соответствующее образование и стаж экспертной работы, обладающим специальными познаниями, выводы эксперта являются полными, противоречий в себе не содержат, эксперт предупреждался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение эксперта Публично-правовой компании "Роскадастр" по Кемеровской области-Кузбассу ответчиком в суде не оспорено.

Заключение кадастрового инженера ФИО2 (л.д. 36-39) также подтверждает возможность доступа к образуемым земельным участкам посредством смежных земельных участков с согласия их правообладателей.

Кадастровый инженер ФИО2 ссылается на то, что подъезд невозможен ввиду большого перепада высот рельефа, однако никаких объективных данных, позволяющих проверить данное утверждение, в заключении не приведено.

При этом анализ заключения кадастрового инженера ФИО2, сведений о границах водоохранной зоны и сведений о границах прибрежной защитной полосы позволяют сделать вывод о том, что доступ к одному из образуемых земельных участков может быть обеспечен путем выравнивания рельефа ввиду не нахождения доступа в границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы (л.д. 9).

Ответчик в суде, а такого основания в ответе от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 также указано не было, сослался на то, что в случае предоставления Никитиной В.А. земельного участка она будет вынуждена произвести его выравнивание/отсыпку щебнем, песком, отсевом, поскольку участки находятся на склоне (в овраге) (л.д. 18).

Однако ответчиком также не приведено ни одного доказательства того, так наличие склона будет препятствовать его использованию по целевому назначению, в том числе жилищному строительству и проезду транспорта.

Решение о смене функциональной зоны земельного участка с с Ж1 на Р1/Р2 комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа принято после обращения Никитиной В.А. с заявлениями о предоставлении земельного участка (л.д. 30).

В связи с этим суд считает отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 немотивированным и незаконным, поскольку Никитиной В.А. испрашивалось три земельных участка, в то время как материалами дела подтверждено, что не все из них полностью расположены в водоохранной зоне и в прибрежной защитной полосе, и ответчиком данное обстоятельство не опровергнуто; ответчик в отказе ссылается на наличие зоны с особыми условиями использования территории, учетный номер которой по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о том, что данная зона является прибрежной защитной полосой; ответчик доказательств того, каким образом использование истцом земельного участка по целевому назначению приведет к нарушению ограничений, установленных ст. 65 Водного кодекса РФ, не приводит.

При указанных обстоятельствах требования истца в части признания незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в предварительном согласовании предоставления земельных участков от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 подлежат удовлетворению.

Требования истца в части обязания комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа предоставить в аренду земельный участок удовлетворены быть не могут, поскольку истец с такими требованиями к ответчику изначально не обращался. Более того, истец обращался с просьбой предварительно согласовать три земельных участка, в связи чем удовлетворение судом требований в этой части влечет подмену функций органа местного самоуправления, что является недопустимым.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Верховного Суда РФ от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 "Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительны ми (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В связи с этим в исковом порядке подлежат рассмотрению дела о признании недействительным (незаконным) ненормативного акта о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, в аренду либо на ином праве.

Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В случае неисполнения стороной или сторонами обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 96 настоящего Кодекса, если в дальнейшем они не произвели оплату экспертизы или оплатили ее не полностью, денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы, а также возмещения фактических расходов эксперта, судебно-экспертного учреждения, понесенных в связи с проведением экспертизы, явкой в суд для участия в судебном заседании, подлежат взысканию с одной стороны или с обеих сторон и распределяются между ними в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.

При таких обстоятельствах с комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в пользу филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Кемеровской области-Кузбассу подлежат взысканию денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы в размере 30 000 рублей (л.д. 128).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Никитиной Веры Анатольевны (<данные изъяты>) к комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа (ОГРН: 1084205006951, ИНН: 4205153887) о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа от 03.02.2023 исх. № 17-01/606 в предварительном согласовании предоставления земельного участка Никитиной Вере Анатольевне в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В остальной части исковых требований Никитиной Вере Анатольевне отказать.

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального округа в пользу филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Кемеровской области-Кузбассу денежные суммы в счет выплаты вознаграждения за проведение экспертизы в размере 30 000 рублей

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский районный суд.

Председательствующий

Справка: в окончательной форме решение принято 06.02.2024.

Судья                                                                         А.А. Тупица

2-48/2024 (2-778/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитина Вера Анатольевна
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского округа
Другие
МУП «Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского округа»
Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Администрация Кемеровского муниципального округа
Дюкарев Дмитрий Александрович
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Тупица Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
kemerovsky.kmr.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Подготовка дела (собеседование)
12.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2023Судебное заседание
20.12.2023Производство по делу возобновлено
20.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Подготовка дела (собеседование)
16.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее