К делу № 2а-4063/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Сочи 08 августа 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении Центрального районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Сочи административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Фролова Р’.Р. Рє администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ признании незаконным постановления Рѕ предоставлении разрешения РЅР° условно-разрешенный РІРёРґ использования земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Административный истец Фролов Р’.Р. обратился РІ Центральный районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ признании незаконным постановления Рѕ предоставлении разрешения РЅР° условно-разрешенный РІРёРґ использования земельного участка.
РЎРІРѕРё требования административный истец мотивировал тем, что РћРћРћ «Моравия» осуществляет строительство объекта капительного строительства «Апартотель» РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, РЅР° основании разрешения РЅР° строительство РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– RU- в„–. Данное разрешение РЅР° строительство было выдано Невзорову Рџ.Рђ. РЅР° строительство Апартотеля, состоящего РёР· 3-С… блоков, общей площадью 44 852 РєРІ.Рј., этажностью РґРѕ 9 этажей. РќР° разрешении имеется отметка Рѕ переходе прав Рё обязанностей РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Рє РћРћРћ «Моравия». Р’ соответствии СЃ выпиской РёР· ЕГРН РЅР° земельный участок, РЅР° котором осуществляется строительство, его собственником является муниципальное образование РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ Сочи. Указанный земельный участок был предоставлен РІ аренду РћРћРћ «Компания «Старая мельница» РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– для обеспечения эксплуатации зданий Рё сооружений. РЎСЂРѕРє аренды СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. Дополнительным соглашением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка был изменен арендатор РЅР° РћРћРћ «Рестон». Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером 23:49:0302031:36 РїРѕ Курортному проспекту, 96Рі РІ Хостинском районе РіРѕСЂРѕРґР° Сочи» РћРћРћ «Рестон» было предоставлено разрешение РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированные жилые РґРѕРјР°)В», предписано осуществить СЃРЅРѕСЃ объектов недвижимости, расположенных РЅР° земельном участке, соответствующие изменения были внесены РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды дополнительным соглашением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка. Таким образом, земельный участок был предоставлен коммерческой организации РІ аренду РїРѕРґ строительство новых объектов РІ нарушение действующей законной процедуре предоставления земельных участков для строительства РЅР° торгах, Р° именно: РІ соответствии СЃ С‡. 2 СЃС‚. 30.1 Р—Рљ Р Р¤ (РІ редакции, действовавшей РЅР° момент принятия решения администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи) продажа права РЅР° заключение РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРІ аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется РЅР° аукционах, Р·Р° исключением случаев, установленных подпунктами 5 Рё 5.1 Рї. 1 СЃС‚. 24, Рї. 2.1 СЃС‚. 30 Рё Рї. 27 СЃС‚. 38 настоящего Кодекса. Причем СЃ РћРћРћ «Рестон» РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ развитии территории или контракта РЅР° строительство объекта недвижимости Р·Р° счет бюджетных средств заключено РЅРµ было. Невзоров Рџ.Рђ. приобрел права аренды РЅР° земельный участок РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° передачи прав Рё обязанностей РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Невзоров Рџ.Рђ. обратился РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ заявлением РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования РЅР° «апарт-отель». Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РІРёРґ разрешенного использования земельного участка был изменен РЅР° «апарт-отель». Затем арендатором РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды становится РћРћРћ «Моравия» РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° передачи прав Рё обязанностей РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды земельного участка РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Таким образом, администрация РіРѕСЂРѕРґР° Сочи предоставила коммерческой организации земельный участок РІ нарушение установленного законодательством процедуры торгов Рё РЅР° более длительный СЃСЂРѕРє, тем самым поставила общество РІ более выгодные условия РїРѕ сравнению СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё хозяйствующими субъектами, которые были вправе рассчитывать РЅР° получение СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка для целей жилищного строительства РїРѕ результатам аукциона. Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка также РїРѕ существу направлено РЅР° предоставление земельного участка без торгов для целей строительства РІ нарушение существующего законодательства. Считаю, что постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ Курортному проспекту, 96Рі РІ Хостинском районе РіРѕСЂРѕРґР° Сочи», дополнительное соглашение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, предусматривающее установление РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированные жилые РґРѕРјР°)В», постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ Курортному проспекту, 96Рі Хостинского района РіРѕСЂРѕРґР° Сочи», дополнительное соглашение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, предусматривающее установление РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– «гостиничное обслуживание», разрешение РЅР° строительство РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– RUв„– РІ параметрах, указанных РІ бланке, изданы администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ нарушением земельного Рё градостроительного законодательства. Строительство апарт-отеля РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ Курортному проспекту, 96Рі Хостинского района РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ учетом требований технических регламентов РЅРµ допустимо. Р’ соответствии СЃ градостроительным планом земельный участок расположен РІ Р·РѕРЅРµ «РК» - Р·РѕРЅР° лечебно-оздоровительных учреждений. Согласно выданному РћРћРћ «Моравия» администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи разрешению РЅР° строительство РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– RUв„– планируется построить комплекс объектов недвижимости. Состоящий РёР· трех секций разной этажности (РѕС‚ 4 РґРѕ 9). Численность помещений составляет 728, количество машино-мест - 193. Администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи без проведения общественных слушаний без учета интереса местных жителей был изменен РІРёРґ разрешенного использования Рё выдано разрешение РЅР° строительство объекта капитального строительства значительной площади Рё этажности РІ условиях стесненной застройки, отсутствия технических условий подключения, транспортной необеспеченности объекта, отсутствия социальной инфраструктуры. Административного истца, как жителя Хостинского района РіРѕСЂРѕРґР° Сочи волнует СЃСѓРґСЊР±Р° существующего микрорайона малоэтажной застройки, так как РІ его границах планируется организовать многоэтажную застройку. Данный район имеет СѓР·РєСѓСЋ подъездную РґРѕСЂРѕРіСѓ, которая РЅРµ имеет необходимой ширины для проезда автомобилей встречного направления. Также считает, что РїСЂРё проектировании РЅРµ был учтен факт отсутствия объектов социальной инфраструктуры.
На основании вышеизложенного, просит признать незаконными постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по Курортному проспекту, 96г в Хостинском районе города Сочи»; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее установление вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)»; постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по Курортному проспекту, 96г Хостинского района города Сочи»; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающее установление вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «гостиничное обслуживание»; разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU№ в параметрах, указанных в бланке.
Р’ судебное заседание административный истец Фролов Р’.Р. РЅРµ явился, Рѕ РґРЅРµ, времени Рё месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия РІ рассмотрении административного дела направил своего представителя – Каширского Рђ.Р“.
Представитель административного истца Фролов Р’.Р. – Каширский Рђ.Р“., действующий РЅР° основании доверенности, РІ судебном заседании поддержал РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РЅР° удовлетворении заявленных требований настаивал Рё РїСЂРѕСЃРёР» РёС… удовлетворить РІ полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи – Рстомина Р.Р’., действующая РЅР° основании доверенности, административный РёСЃРє РЅРµ признала, возражала против его удовлетворения, РІРІРёРґСѓ его необоснованности, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ представленных СЃСѓРґСѓ письменных возражениях РЅР° административный РёСЃРє, РІ которых указано РЅР° следующее. Администрация РіРѕСЂРѕРґР° Сочи считает требования Фролова Р’.Р, незаконными, необоснованными РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РЅРµ подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям. Поскольку Фроловым Р’.Р. РЅРµ представлены доказательства того, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление подано РІ установленный РљРђРЎ Р Р¤ СЃСЂРѕРє, считает, что указанный трехмесячный СЃСЂРѕРє РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ СЃ соответствующими требованиями административным истцом пропущен. РљСЂРѕРјРµ того, Фроловым Р’.Р. РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении РЅРµ указано, какие его права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы нарушены действиями органа местного самоуправления. Р’ СЃРІРѕСЋ очередь, Фролов Р’.Р. РЅРµ относится Рє числу лиц, наделенных действующим процессуальным законодательством правом РЅР° обращение РІ СЃСѓРґ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц. Следует учитывать, что постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В», которым РІРёРґ разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– изменен РЅР° «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированные жилые РґРѕРјР°)В», утратило СЃРІРѕРµ правовое значение РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ изданием Постановления администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В». Таким образом, указанное постановление, равно как Рё заключенное РЅР° его основании дополнительное соглашение Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ аренды, РЅРµ порождает Рё РЅРµ имеет РІ настоящее время правовых последствий, так как утратило СЃРІРѕРµ значение, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅРµ может считаться нарушающим права административного истца. Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В» РІРёРґ разрешенного использования рассматриваемого земельного участка приведен РІ соответствие административному регламенту, установленному РІ Правилах землепользования Рё застройки РЅР° территории муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи РѕС‚ 29.12.2009 в„– 202. Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка РїРѕ инициативе его правообладателя (РІ данном случае арендатора) РЅРѕСЃРёС‚ заявительный характер, Р° администрация РіРѕСЂРѕРґР° Сочи как орган местного самоуправления, уполномоченный РїРѕ предоставлению указанной муниципальной услуги, РЅРµ вправе принимать решение Рѕ ее предоставлении или РѕР± отказе РїРѕ своему усмотрению. РџСЂРё принятии такого решения уполномоченный орган «связан» императивными предписаниями федерального Рё краевого законодательства Рё требованиями административного регламента. РџСЂРё установлении отсутствия оснований для отказа РІ предоставлении муниципальной услуги РёР· числа поименованных РІ пункте 29 Регламента, администрация РіРѕСЂРѕРґР° Сочи обязана принять решение РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка. Согласно Правил землепользования Рё застройки, РІРёРґ разрешенного использования «апарт-отель» является разрешенным РІ территориальной Р·РѕРЅРµ «РК» - лечебно-оздоровительных учреждений, Рє которой относится земельный участок СЃ кадастровым номером в„–. Административным истцом РЅРµ названы убедительные причины, РїРѕ которым изменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РЅР° апарт-отель является противоречащим законодательству Рё (или) нарушающим его права Рё законные интересы. Указанный РІРёРґ разрешенного использования соответствует градостроительному регламенту Рё требованиям технических регламентов, следовательно, дополнительное соглашение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– также. РќР° орган местного самоуправления возложена обязанность убедиться РІ наличии проектной документации (Рї. 3 С‡. 7 СЃС‚. 51 Градостроительного кодекса Р Р¤) Рё положительного заключения экспертизы такой документации (Рї. 4 С‡. 7 СЃС‚. 51 Градостроительного кодекса Р Р¤), что следует РёР· Рї. 1 С‡. 11 СЃС‚. 51 Градостроительного кодекса Р Р¤. Градостроительный кодекс Р Р¤ раздельно регулирует процедуры экспертизы проектной документации Рё выдачи разрешения РЅР° строительство. Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов (допустимость Рё правильность примененных проектных решений) является предметом экспертизы проектной документации (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Р Р¤). Таким образом, органы местного самоуправления РЅРµ вправе РїСЂРё выдаче разрешения РЅР° строительство осуществлять проверку представленной проектной документации РЅР° соответствие требованиям технических регламентов, поскольку это выходит Р·Р° пределы РёС… полномочий, предусмотренных частью 13 статьей 51 Градостроительного кодекса Р Р¤, Рё является самостоятельной процедурой - экспертизой проектной документации. Невзоров Рџ.Рђ. обратился РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи СЃ заявлением Рѕ выдаче разрешения РЅР° строительство апарт-отеля РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, представив РІСЃРµ необходимые согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Р Р¤ документы, РІ том числе положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Органу местного самоуправления РЅРµ предоставлено право произвольно или РїРѕ своему усмотрению определять показатели проектируемого объекта капитального строительства РїСЂРё выдаче разрешения РЅР° строительство. Основания для отказа РІ выдаче разрешения РЅР° строительство предусмотрены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Р Р¤ Рё РЅРѕСЃСЏС‚ исчерпывающий характер. Учитывая изложенное, отказ РІ выдаче разрешения РЅР° строительство РїРѕ иным основаниям РЅРµ соответствует Градостроительному кодексу Р Р¤. Проведение общественных слушаний РЅРё РІ рамках процедуры изменений РІРёРґР° разрешенного использования (если испрашиваемый РІРёРґ разрешенного использования РЅРµ является условно разрешенным РІ данной территориальной Р·РѕРЅРµ), РЅРё РїСЂРё выдаче разрешения РЅР° строительство РЅРµ является обязательным Рё РЅРµ предусмотрено. Р’ части СЃСЂРѕРєР° действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, который, РїРѕ мнению административного истца, РЅРµ должен был превышать 10 лет, сообщает, что земельный участок СЃ кадастровым номером в„– находится РІ муниципальной собственности, постановлением Главы РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– предоставлен РІ аренду РћРћРћ «Компания «Старая мельница» для обеспечения эксплуатации зданий Рё сооружений, Р° РЅРµ для строительства. РћРћРћ «Компания «Старая мельница» РЅР° момент издания вышеуказанного постановления принадлежали РЅР° праве собственности объекты недвижимости, расположенные РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–. Указанный земельный участок, как следует РёР· постановлением Главы РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, предоставлен для эксплуатации объектов недвижимости, что допустимо СЃСЂРѕРєРѕРј РґРѕ 49 лет, как действующим законодательством, так Рё актуальным РїРѕ состоянию РЅР° 2005 РіРѕРґ, РєРѕРіРґР° РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды был заключен. РљСЂРѕРјРµ того, статья 39.8 Земельного кодекса Р Р¤, РЅР° которую административный истец ссылается как РЅР° запрещающую предоставлять земельные участки для строительства СЃСЂРѕРєРѕРј более 10 лет, введена Федеральным законом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 171-ФЗ, вступила РІ силу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Рє рассматриваемым правоотношениям РЅРµ применима, поскольку РѕРЅРё возникли РІ 2005 РіРѕРґСѓ. РџСЂРё этом, РЅРё Земельный кодекс Р Р¤, РЅРё Градостроительный кодекс Р Р¤ РЅРµ содержит Рё РЅРµ содержал запрета РЅР° строительство РЅР° земельном участке, предоставленном для эксплуатации объектов недвижимости, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, оспариваемые решения администрации Рі. Сочи основаны РЅР° законе Рё приняты РІ соответствии СЃ РЅРёРј. Учитывая изложенное, РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать Фролову Р’.Р. РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РІ полном объеме.
Р’ судебном заседании представитель заинтересованного лица РћРћРћ «Моравия» - Глушкова Рў.РЎ., действующая РЅР° основании доверенности, возражала против удовлетворения административного РёСЃРєР°, поддержала РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ письменном отзыве РЅР° административный РёСЃРє, РІ котором указано РЅР° то, что СЃ указанным административном исковым заявлением РћРћРћ «Моравия» РЅРµ согласно, считает заявленные требования необоснованными, РЅРµ подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Рстец верно указывает, РЅР° то обстоятельство, что земельный участок в„– расположен РІ Р·РѕРЅРµ «РК» - Р·РѕРЅР° лечебно-оздоровительных учреждений. Градостроительным планом земельного участка в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРґРЅРёРј РёР· основных РІРёРґРѕРІ разрешенного использования установлено: временное проживание: гостиница, мотель, хостел, отель, апартотель, пансионат, туристическая база, туристическая деревня, специализированный жилищный фонд (общежитие). РћРґРЅРёРј РёР· условно разрешенных РІРёРґРѕРІ использования является: обслуживание Рё хранение автотранспорта: паркинг, автостоянка, многоэтажные парковки, мастерская автосервиса. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ изложенным, разрешенный РІРёРґ использования земельного участка «Апартотель» РЅРµ противоречит градостроительному регламенту, Р° основания для признания незаконными постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В», как Рё основания РІ удовлетворении остальных требований административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления отсутствуют. РќР° основании вышеизложенного РћРћРћ «Моравия» РїСЂРѕСЃРё РІ удовлетворении требований административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Фролова Р’.Р. отказать РІ полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Невзорова Рџ.Рђ. – Ярошевская Р”.Рђ., действующая РЅР° основании доверенности, возражала против удовлетворения административного РёСЃРєР°, представила письменный отзыв РЅР° административный РёСЃРє, РІ котором указано РЅР° то, что считает необоснованным РґРѕРІРѕРґС‹ административного истца Рѕ том, что изменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РІ Р·РѕРЅРµ «РК», было проведено СЃ нарушением действующего законодательства. Р’РІРёРґСѓ того, что Р·РѕРЅР° Р Рљ, согласно градостроительному регламенту содержит исчерпывающий перечень РІРёРґРѕРІ разрешенного использования земель, находящихся РІ указанной Р·РѕРЅРµ, который РЅРµ предусматривает возведение объектов указанных ранее, Р° именно «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированный жилой РґРѕРј)В», таким образом Администрация РіРѕСЂРѕРґР° Сочи: правомерно произвела изменение РІРёРґР° разрешенного использования, что соответствует всем нормам права, регулирующих правовой режим использования земельных участков. Доводы Административного истца Рѕ недопустимости строительства апарт-отеля РЅРµ состоятельны. Градостроительный план земельного участка в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ утвержденный департаментом архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, четко регламентирует РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ РІРёРґ разрешенного использования - это временное проживание, Р° именно апарт-отель, Р° также градостроительный план предусматривает Рё условно разрешенный РІРёРґ использования такой как обслуживание Рё хранение автотранспорта: паркинг, автостоянка, многоэтажные парковки, мастерская автосервиса. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что градостроительный план соответствует требованиям градостроительного регламента, который РІ СЃРІРѕСЋ очередь разработан РІ полном соответствии СЃ номами земельного права, градостроительного кодекса, Невзоров Рџ.Рђ. считает, что основания для удовлетворения требований заявленных административным истцом отсутствуют. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ полном объеме РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Фролова Р’.Р.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Рестон» не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Поскольку суд не признал явку участвующих в деле лиц обязательной, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке.
Заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, ООО «Моравия» осуществляет строительство объекта капительного строительства «Апартотель» на земельном участке с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU№.
Данное разрешение на строительство выдано Невзорову П.А. на строительство Апартотеля, состоящего из 3-х блоков, общей площадью 44 852 (17139,4+17139,4+10573,2) кв.м., этажностью - до 9 этажей.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> предоставлен администрацией города Сочи ООО «Компания «Старая мельница» на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) сроком по ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения эксплуатации зданий и сооружений.
Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу ч. 2 данной статьи, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
- земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (п. 9);
- земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи (п. 10).
В дальнейшем, права и обязанности по указанному договору аренды перешли от ООО «Компания «Старая мельница» к ООО «Рестон» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, протокола о результатах торгов по продаже арестованного имущества, которое является предметом залога, должника ООО «Компания «Старая мельница» лот № от ДД.ММ.ГГГГ.
Затем, права и обязанности по договору аренды перешли от ООО «Рестон» к гражданину Бабусенко В.Н. на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
От гражданина Бабусенко В.Н. права и обязанности по договору аренды перешли гражданину Невзорову П.А. на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Невзоровым П.А. права и обязанности по договору аренды земельного участка переданы ООО «Моравия» на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
На разрешении № RU№, выданным администрацией города Сочи Невзорову П.А., имеется отметка о переходе прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № к ООО «Моравия».
Таким образом, суд приходит к выводу, что к ООО «Моравия» перешло право осуществлять строительство на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 23217 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, Курортный проспект, 96г, на основании разрешения на строительство № RU№.
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на котором осуществляется строительство ООО «Моравия», находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Первоначально, видом разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> был установлен вид – для обеспечения зданий и сооружений по <адрес>.
Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>», вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302031:36 изменен на «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)».
На основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Сочи и ООО «Рестон» заключено дополнительное соглашение от к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно условиям данного дополнительного соглашения на основании постановления Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>», проведенных кадастровых работ, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены изменения в договор, изложив в следующей редакции п.1.1. «В соответствии с настоящим договором Арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 23 217 (двадцать три тыс. двести семнадцать) кв.м. с кадастровым номером №. Вид разрешенного использования - жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)».
Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>» изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м. по <адрес> с «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)» на «апарт-отель».
Данным постановлением установлено соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 23217 кв.м. по <адрес> «апарт-отель» классификатору видов разрешенного использования земельных участков – «гостиничное обслуживание» 4.7.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием город-курорт Сочи и Невзоровым П.А. заключено дополнительное соглашение к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно условиям данного дополнительного соглашения в соответствии с постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>», внести следующие изменения в договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 1.1. договора аренды изложен в следующей редакции: «Арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а Арендатор принять на условиях настоящего Договора земельный участок площадью 23217 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования - «гостиничное обслуживание» 4.7, в территориальной зоне - «РК». Категория земель - земли населенных пунктов».
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На основании ч.ч. 1-5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Рзменение РѕРґРЅРѕРіРѕ РІРёРґР° разрешенного использования земельных участков Рё объектов капитального строительства РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ РІРёРґ такого использования осуществляется РІ соответствии СЃ градостроительным регламентом РїСЂРё условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Постановлением администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги В«Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё объекта капитального строительства».
Департамент архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи является уполномоченным органом РїРѕ предоставлению муниципальной услуги В«Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё объекта капитального строительства».
Административный истец Фролов Р’.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконными постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес> дополнительное соглашение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, предусматривающее установление РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рµ кадастровым номером в„– «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированные жилые РґРѕРјР°)В»; постановление администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес> дополнительное соглашение РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рє РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ Рѕ предоставлении земельного участка РІ пользование РЅР° условиях аренды (РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды) РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, предусматривающее установление РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– «гостиничное обслуживание»; разрешение РЅР° строительство РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– RUв„– РІ параметрах, указанных РІ бланке.
РР· материалов дела следует, что СЃ заявлением РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес> СЃ «жилые РґРѕРјР°, состоящие РёР· нескольких блоков (сблокированные жилые РґРѕРјР°)В» РЅР° «апарт-отель» РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Сочи обратился Невзоров Рџ.Рђ., который являлся арендатором указанного земельного участка.
С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> с вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № «для обеспечения эксплуатации зданий и сооружений» на «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)» обращался являвшийся на тот момент арендатором земельного участка - ООО «Рестон».
Пунктом 29 административного регламента предоставления муниципальной услуги В«Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё объекта капитального строительства» установлен исчерпывающий перечень для отказа РІ предоставлении муниципальной услуги РїРѕ изменению РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка:
1) несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительным и техническим регламентам, режиму зон с особыми условиями использования территории;
2) изменение вида разрешенного использования земельного участка, вид разрешенного использования которого не предусматривает строительство;
3) изменение вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного с торгов (аукциона) или с предварительным согласованием места размещения объекта, при условии отсутствия достижения цели предоставления;
4) изменение вида разрешенного использования земельного участка, обремененного правом аренды, для целей жилищного строительства (за исключением приведения в соответствие - если на земельном участке расположен объект капитального строительства с назначением "жилое");
5) границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства;
6) наличие недостающей характеристики земельного участка - вид разрешенного использования, категория земель;
7) отсутствие заявления всех правообладателей земельного участка и (или) объекта капитального строительства, либо письменное согласие таких правообладателей;
8) истечение срока действия договора аренды земельного участка;
9) наличие вступившего в законную силу судебного постановления или акта, препятствующих оказанию Муниципальной услуги;
10) обращение заинтересованного лица в неуполномоченный орган для принятия решения;
11) планируемое использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральным законодательством;
12) несогласие департамента имущественных отношений администрации города Сочи (арендодателя) с испрашиваемым видом разрешенного использования земельного участка, обремененным правом аренды (Порядок изменения условий договора регламентирован Главой 29 Гражданского кодекса РФ. По общему правилу основанием для внесения изменений в действующий договор аренды с учетом принципа свободы договора является взаимное волеизъявление сторон сделки (п. ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Указанной Главой Гражданского кодекса РФ также закреплены основания и условия удовлетворения требования судом о внесении изменений в договор аренды в принудительном порядке);
13) непредоставление заявителем документов, указанных в пункте 19 Административного регламента.
РќР° основании Рї. 19 административного регламента предоставления муниципальной услуги В«Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё объекта капитального строительства» Рє заявлению получатель муниципальной услуги прилагает:
1) для физических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность) (копия и оригинал для сверки);
2) для юридических лиц - документ, удостоверяющий личность гражданина (оригинал и копия для сверки), обратившегося за оказанием Муниципальной услуги, и документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (копия и оригинал для сверки);
3) доверенность, оформленная надлежащим образом, - в случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя (нотариально удостоверенная - для физических лиц (оригинал), для юридических лиц - доверенность на фирменном бланке организации за подписью руководителя, удостоверенная печатью организации);
4) документы, удостоверяющие (устанавливающие) право на земельный участок и объекты капитального строительства, если право на данный земельный участок и объекты капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим, независимо от его регистрации (копия и оригинал для сверки);
5) согласие собственника, иного владельца, пользователя объекта недвижимого имущества в случае, если объект недвижимого имущества находится в собственности, владении или пользовании двух или нескольких лиц (нотариально удостоверенное - для физических лиц (оригинал), для юридических лиц - форма согласия на фирменном бланке организации за подписью руководителя, удостоверенного печатью организации) в отсутствие совместного обращения;
6) документ, подтверждающий соблюдение требований технических регламентов при изменении вида разрешенного использования земельного участка.
ООО «Рестон» обратилось в администрацию города Сочи по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м. по <адрес> - «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)».
Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания по вопросу предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Рестон» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м. по <адрес> - «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)».
По результатам публичных слушаний, учитывая общественное мнение и представленную обществом с ограниченной ответственностью «Рестон» соответствующую действующему законодательству документацию, комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи подготовлено заключение о возможности предоставления обществу с ограниченной ответственностью «Рестон» разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м, по <адрес> - «жилые дома, состоящие - из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)».
При этом, было установлено, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м., по <адрес> соответствует техническим и градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны РК - зона лечебно-оздоровительных учреждений.
После перехода к Невзорову П.А. права аренды на земельный участок с кадастровым номером № по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, он обратился в администрацию города Сочи с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м. по <адрес> с «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированный жилой дом)» на «апарт-отель».
РР· материалов дела следует, что земельный участок СЃ кадастровым номером в„– площадью 23217 РєРІ.Рј. РїРѕ <адрес>, действительно расположен РІ Р·РѕРЅРµ «РК» - Р·РѕРЅР° лечебно-оздоровительных учреждений.
Согласно Правилам землепользования и застройки Муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденным Решением городского собрания Сочи от 29 декабря 2009 г. N 202 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи», «РК» - зона лечебно-оздоровительных учреждений. Цель выделения - развитие существующих и преобразуемых территорий, предназначенных для размещения лечебно-профилактических учреждений для лечения преимущественно природными и физиотерапевтическими средствами, а также развитие современной санаторной системы, процессы в которой прямо не связаны с лечением, а с использованием SPA-стандартов.
При вынесении постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>», было установлено, что согласно заключению департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 23217 кв.м. по <адрес>, соответствует требованиям градостроительных, технических регламентов и требованиям зон с особыми условиями использования территории.
На основании ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах зон действия публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях (ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ).
РР· материалов дела следует, что РЅР° основании РїРёСЃСЊРјР° в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Департаментом архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи подготовлен градостроительный план земельного участка в„–, который утвержден Директором департамента архитектуры, градостроительства Рё благоустройства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи ДД.РњРњ.ГГГГ.
Градостроительным планом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ одним из основных видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № установлено: временное проживание: гостиница, мотель, хостел, отель, апартотель, пансионат, туристическая база, туристическая деревня, специализированный жилищный фонд (общежитие). Одним из условно-разрешенных видом использования является: обслуживание и хранение автотранспорта: паркинг, автостоянка, многоэтажные парковки, мастерская автосервиса.
Градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ установлен в составе Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с изложенным, разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № «Апартотель» не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>» вид разрешенного использования рассматриваемого земельного участка приведен в соответствие административному регламенту, установленному в Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Правилам землепользования и застройки Муниципального образования город - курорт Сочи, утвержденным Решением городского собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 202 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город - курорт Сочи», вид разрешенного использования «апарт-отель» является разрешенным в территориальной зоне «РК» - лечебно-оздоровительных учреждений, к которой относится земельный участок с кадастровым номером №
Поскольку указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № соответствует градостроительному регламенту и требованиям технических регламентов, следовательно, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ № также.
РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё рассмотрении заявления Невзорова Рџ.Рђ. РѕР± изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>, администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РЅРµ было установлено обстоятельств, предусмотренных пунктом 29 административного регламента предоставления муниципальной услуги В«Рзменение РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё объекта капитального строительства», которым установлен исчерпывающий перечень для отказа РІ предоставлении муниципальной услуги РїРѕ изменению РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка.
Административным истцом не приведены суду доказательства, подтверждающие, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № на апарт-отель является противоречащим законодательству и (или) нарушающим его права и законные интересы.
Отказывая административному истцу в удовлетворении требований, суд учитывает, что Постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>», которым вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № изменен на «жилые дома, состоящие из нескольких блоков (сблокированные жилые дома)», утратило свое правовое значение в связи с изданием Постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по Курортному проспекту, 96г Хостинского района города Сочи».
Таким образом, указанное постановление, равно как и заключенное на его основании дополнительное соглашение к договору аренды, не порождает и не имеет в настоящее время правовых последствий, так как утратило свое значение, в связи с чем не может считаться нарушающим права административного истца.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным: законодательством Российской Федерации.
Рсчерпывающий перечень оснований для отказа РІ выдаче разрешения РЅР° строительство содержится РІ части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Р Р¤. Таковыми являются:
1) отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи;
2) несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством: Российской Федерации;
3) несоответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определен закрытый (исчерпывающий) перечень мероприятий, проводимых орган ом, уполномоченным: выдавать разрешения на строительство после получения заявления о его выдаче, который корреспондирует основаниям для отказа в выдаче разрешения на строительство и направленных на их выявление. Так, уполномоченный орган:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность убедиться в наличии проектной документации (п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ) и положительного заключения экспертизы такой документации (п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), что следует из п. 1 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Градостроительный кодекс РФ раздельно регулирует процедуры экспертизы проектной документации и выдачи разрешения на строительство.
Оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов (допустимость и правильность примененных проектных решений) является предметом экспертизы проектной документации (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления не вправе при выдаче разрешения на строительство осуществлять проверку представленной проектной документации на соответствие требованиям технических регламентов, поскольку это выходит за пределы их полномочий, предусмотренных частью 13 статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, и является самостоятельной процедурой - экспертизой проектной документации.
Невзоров П.А. обратился в администрацию города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство апарт-отеля на земельном участке с кадастровым номером №, представив все необходимые согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ документы, в том числе положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Органу местного самоуправления не предоставлено право произвольно или по своему усмотрению определять показатели проектируемого объекта капитального строительства при выдаче разрешения на строительство.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и носят исчерпывающий характер.
Учитывая изложенное, отказ в выдаче разрешения на строительство по иным основаниям не соответствует Градостроительному кодексу РФ.
Проведение общественных слушаний ни в рамках процедуры изменений вида разрешенного использования (если испрашиваемый вид разрешенного использования не является условно разрешенным в данной территориальной зоне), ни при выдаче разрешения на строительство не является обязательным и не предусмотрено.
Кроме того, Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон Об особо охраняемых природных территориях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2013 N 406-ФЗ курорты исключены из перечня особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, не предусмотрено проведение экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях курортов, в том числе муниципального образования город-курорт Сочи.
Необоснованными являются доводы административного истца в части того, что действие договора аренды земельного участка с кадастровым номером № не должен был превышать 10 лет, поскольку земельный участок с кадастровым номером № находится в муниципальной собственности, постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в аренду ООО «Компания «Старая мельница» для обеспечения эксплуатации зданий и сооружений, а не для строительства.
ООО «Компания «Старая мельница» на момент издания вышеуказанного постановления принадлежали на праве собственности объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке с кадастровым номером №.
Р’ соответствии СЃ пунктом 1 статьи 36 Р—Рљ Р Р¤, РІ редакции, действовавшей РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, граждане Рё юридические лица, имеющие РІ собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные РЅР° земельных участках, находящихся РІ государственной или муниципальной собственности, приобретают права РЅР° эти земельные участки РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом. Рсключительное право участков имеют граждане Рё юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё РЅР° условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Указанный земельный участок, как следует из постановления Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставлен для эксплуатации объектов недвижимости, что допустимо сроком до 49 лет, как действующим законодательством, так и актуальным по состоянию на 2005 год, когда договор аренды был заключен.
Кроме того, статья 39.8 ЗК РФ, на которую административный истец ссылается как на запрещающую предоставлять земельные участки для строительства сроком более 10 лет, введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступила в силу с 01.03.2015, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям не применима, поскольку они возникли в 2005 году.
При этом, ни Земельный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ не содержат и не содержали запрета на строительство на земельном участке, предоставленном для эксплуатации объектов недвижимости.
На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 5 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
РР· пояснений представителя административного истца следует, что Рѕ наличии оспариваемых постановлений ему стало известно РІ 2017 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР° началось строительство, Р° Рѕ выданном разрешении РЅР° строительство РѕРЅ узнал РІ мае-апреле 2018 РіРѕРґР°.
РЎ административным РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ Фролов Р’.Р. обратился ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть спустя более чем три месяца, после того, как ему стало известно РѕР± оспариваемых РёРј постановлении администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «О предоставлении разрешения РЅР° условно разрешенный РІРёРґ использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В», Рё Рѕ постановлении администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об изменении РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ <адрес>В», то есть административным истцом пропущен СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями Рѕ признании указанных постановлений незаконными.
Причем, ходатайств о восстановлении пропущенного срока от административного истца и его представителя не поступало, доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу административного иска с указанными требованиями суду не представлено.
Пропуск срока на подачу административного искового заявления о признании указанных постановлений незаконными, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШРР›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Фролова Р’.Р. Рє администрации РіРѕСЂРѕРґР° Сочи Рѕ признании незаконным постановления Рѕ предоставлении разрешения РЅР° условно-разрешенный РІРёРґ использования земельного участка – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда, с учетом выходных дней, составлено и подписано судьей 14.08.2018 года.
«Решение в законную силу на момент опубликования не вступило»
"Согласовано"