Решение по делу № 33-4791/2024 от 17.04.2024

Судья Балакирева А.Ю.

Дело №33-4791/2024 (№2-54/2024)

УИД 22RS0010-01-2023-001185-38

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2024 года

г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

Секериной О.И.,

судей

Сухаревой С.А., Попова С.В.,

при секретаре

Макине А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости

по апелляционной жалобе истца К.А.В. на решение Каменского городского суда Алтайского края от 1 февраля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением ответчика *** от 23.08.2023 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы.

Спорные в период работы в должностях государственной противопожарной службы периоды: дни нахождения в командировке 08 и 09 ноября 2007 года и периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012 не включены в спец стаж, поскольку эти периоды отражены в сведениях ИЛС общими условиями, кроме того, не засчитан период работы с 21.04.1993 о 26.06.1995 в должности младшего инспектора Учреждения <данные изъяты> УВД Сахалинской области, который подлежит зачету в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №85 от 03.02.1994.

Считая данное решение пенсионного органа незаконным, К.А.В. обратился в суд с иском к названному ответчику, в котором просил признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю *** от 23.08.2023 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости незаконным; включить в специальный стаж для назначения пенсии период его службы с 21.04.1993 по 26.06.1995 в должности младшего инспектора Учреждения ИЗ-62/3 СИДиР УВД Сахалинской области в соответствии Списком работ, профессий, должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы занятых на работах с осужденными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 №85; дни нахождения в командировке 08.11.2007 и 09.11.2007 и периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012, имевших место в период работы в ГУ и ЧС; возложить обязанность на ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права – с 12.05.2023.

Решением Каменского городского суда Алтайского края от 1 февраля 2024 года исковые требования К.А.В. удовлетворены частично.

Возложена обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить в специальный стаж К.А.В. для назначения пенсии по п.п. 18 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» дни нахождения в командировке 08.11.2007 и 09.11.2007; периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012.

В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда в части, истец К.А.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении иска, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.

Суд не дал оценку представленным в дело доказательствам. Так, согласно записям в трудовой книжке после службы в армии истец с 23.04.1993 по 26.06.1995 проходил службу в учреждении, относящемся к УВД Сахалинской области – 2 года 2 мес. 25 дней, в связи с чем полагает, что указанный период службы должен быть включен в льготный страховой стаж. В связи с тем, что в момент трудовой деятельности в спорный период органы уголовно-исполнительной системы входили в систему учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, которые обязаны были отчислять за своих сотрудников в Пенсионный фонд взносы, неисполнение данной обязанности на должно нарушать права истца.

В письменных возражениях представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю просит решение в оспариваемой части оставить без изменения, ссылаясь на то, что действующим законодательством определен порядок сохранения пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, при этом установлено правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы только в страховой стаж. Правовых норм относительно зачета периодов службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.05.2023 К.А.В. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 23.08.2023 *** К.А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены, в том числе, периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004 во время работы в качестве пожарного в Каменском отряде государственной противопожарной службе; нахождения истца в командировке 08.11.2007 и 09.11.2007, периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012 в период работы в ОГПС №8 Министерства РФ по делам ГО и ЧС.

В связи с тем, что истец обратился с заявлением о включении в специальный стаж периодов работы на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», оценка периоду службы в Учреждения ИЗ-62/3 СИДиР УВД Сахалинской области с 23.04.1993 по 26.06.1995 на предмет включения в специальный стаж пенсионным органом не давалась. Вместе с тем, данный период включен в общий страховой стад истца, что подтверждается сведениями индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст.ст. 11, 12, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 116, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что К.А.В. в периоды с 08.11.2007, 09.11.2007, с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012 исполнял обязанности пожарного в органах государственной противопожарной службы, прохождение периодической аттестации и обучения связано с характером его профессиональной деятельности как пожарного, на периоды обучения и командировок за ним сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Установив, что истец в период с 21.04.1993 по 26.06.1995 проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, данный период приравнивается к военной и иной службе и подлежит включению только в общий страховой стаж, суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска, включив в специальный стаж К.А.В. для назначения пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» дни нахождения в командировке 08.11.2007, 09.11.2007; периоды обучения и повышения квалификации с 29.03.2004 по 26.06.2004, с 01.04.2012 по 18.05.2012.

Поскольку К.А.В. обжалует решение суда только в части не включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 21.04.1993 по 26.06.1995, отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, то в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в остальной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

В пределах доводов жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим мотивам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занятым на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, были предусмотрены и действовавшим до 01.01.2015 Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (подп. 17 п. 1 ст. 27 этого закона).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» такая же норма содержалась в п. 1 ст. 10).

Частью 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Подпунктом «к» п. 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, – список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 №85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список от 03.02.1994 №85).

Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются инспекторы, старшие инспекторы (п. 2 Списка от 03.02.1994 №85).

К работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеют, в частности, мужчины по достижении возраста 55 лет при условии занятости их не менее 15 лет на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, то есть лица, не являющиеся сотрудниками уголовно-исполнительной системы и не имеющие специальных званий.

Из трудовой книжки истца усматривается, что с 26.06.1990 по 19.05.1992 проходил службу в Вооруженных Силах. В период с 21.04.1993 по 26.06.1995 проходил службу в Учреждении <данные изъяты> УВД Сахалинской области.

Согласно справки <данные изъяты> России по <адрес> *** от 06.04.2006 сержант внутренней службы К.А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, действительно проходил службу в Учреждении <данные изъяты> УВД <адрес> с ДД.ММ.ГГ (приказ СИЗО-3 *** от 21.04.1993 о приеме на службу), по 26.06.1995 (приказ СИЗО-3 *** от 26.06.1995 об увольнении). В 2005 году Учреждение <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты> УФСИН России по <адрес>.

По сведениям индивидуального лицевого счета истца период работы истца с 21.04.1993 по 26.06.1995 обозначен как период военной службы и иной, приравненной к ней службе (не по призыву), зачтен в страховой стаж из расчета 2 года 2 месяца 6 дней.

Таким образом, учитывая, что в спорный период с 21.04.1993 по 26.06.1995 К.А.В. проходил службу в учреждении уголовно-исполнительной системы, имел специальное звание сержанта внутренней службы и, соответственно, не относился к категории рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также необходимой продолжительности стажа работы на указанной работе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включению спорного периода в специальный страховой стаж, в связи с чем, принял правильное по существу решение.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом периоды, предусмотренные ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст. 11 этого Федерального закона (ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).

Аналогичные положения содержались в действующем до 01.01.2015 Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст.ст. 10,11).

Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 №605-О-О).

Таким образом, положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подп. 1 п. 1 ст. 11 действовавшего до 01.01.2015 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, истец ошибочно полагает, что спорный период службы подлежит включению в страховой стаж в двойном размере.

Приведенные положения действующего пенсионного законодательства не предусматривают включение периода военной службы и иной приравненной к ней службе в страховой стаж в двойном размере.

Согласно статье 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1), действовавшего в спорный период (с 01 января 1992 года по 01 января 2002 года), служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

В силу статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1, при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона, следующие периоды работы (службы) исчисляются в льготном порядке: военная служба по призыву - в двойном размере.

Таким образом, в двойном размере подлежала включению в общий трудовой стаж по ранее действующему закону военная служба по призыву, однако служба истца в <данные изъяты> УВД <адрес> не относится к службе по призыву.

Ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа для назначения досрочной пенсии, выводы суда первой инстанции об отказе в признании за истцом права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 12.05.2023 является верным.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения по настоящему конкретному спору.

На основании изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы истца отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Каменского городского суда Алтайского края от 1 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца К.А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 мая 2024 г.

33-4791/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Кольцов А.В.
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
ГУ МЧС России по Алтайскому краю
Синина Л.П.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
22.04.2024Передача дела судье
21.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее