Дело №2-390/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2023 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сватиковой Л.Т., при секретаре Хомушку Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И к Министерству юстиции Республики Тыва о признании незаконными: приказа от № № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» в части; приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О приеме на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначении И» в части; срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № в части; приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И»; заключения по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И», восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя,
с участием представителя истицы ПИ, представителя ответчика ПО, помощника прокурора г. Кызыла Дугер А.О.,
у с т а н о в и л :
истица обратилась в суд с вышеуказанным иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) к ответчику, указывая в обоснование на то, что приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истица была принята на государственную гражданскую службу Республики Тыва с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О результатах конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включении претендентов в кадровый резерв».
ДД.ММ.ГГГГ с истицей был заключен контракт № о прохождении государственной гражданской службы в должности <данные изъяты> на неопределенный срок.
Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с истицей был прекращен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с освобождением от занимаемой должности государственной гражданской службы <данные изъяты>, однако по такой должности служебный контракт с ней не заключался, так как она была принята на должность <данные изъяты>.
Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истица была принята на должность государственной гражданской службы <данные изъяты>, и ДД.ММ.ГГГГ с ней заключен срочный служебный контракт №.
Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с истицей был прекращен срочный служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> на основании п.9 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с неудовлетворительным результатом испытания.
Считает, что увольнение произведено незаконно. Полагает, что оснований для заключения с ней срочного служебного контракта в должности <данные изъяты> не имелось, так как в связи с сокращением должности <данные изъяты> ей была предложена должность <данные изъяты>, поэтому фактически имело место продолжение трудовой деятельности на условиях неопределенного срока, и работодатель обязан был произвести ее перевод на должность <данные изъяты> Она подавала заявление о прекращении служебного контракта и освобождении ее должности <данные изъяты>, но не об увольнении. При этом ей не было разъяснено, являются ли идентичными должности <данные изъяты> и <данные изъяты>. Добровольность заключения с ней срочного служебного контракта отсутствовала. Порядок и срок предупреждения о сокращении штата был нарушен. Работодатель ввел ее в заблуждение, предложив в уведомлении новую должность на условиях неопределенного срока и без указания испытательного срока.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № к истице было применено дисциплинарное взыскание в виде выговора на основании заключения по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
С приказом о наложении дисциплинарного взыскания и заключением по материалам служебной проверки истица не согласна, считает их необоснованными. После назначения ее на должность <данные изъяты> отсутствовал секретарь <данные изъяты> а за увеличенный объем работы доплата за совмещение ей не производилась, дополнительного соглашения не заключалось, отдельного приказа не издавалось. Большая часть оснований для привлечения ее к дисциплинарной ответственности указывает на период исполнения ее обязанностей в должности <данные изъяты>
Уведомление о предстоящем увольнении в связи с не прохождением испытательного срока было направлено ей на официальную электронную почту <данные изъяты>, однако в ее служебном контракте отсутствует условие о получении кадровых документов посредством электронной почты, а персонально под роспись она с уведомлением ознакомлена не была. Акт об отказе от ознакомления с уведомлением составлен ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, работодатель должен был расторгнуть контракт ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, на день увольнения истица была нетрудоспособна, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении, о чем сообщила сотрудникам кадрового отдела Министерства юстиции Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ.
Просит восстановить ей срок обращения в суд о защите трудовых прав; признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И»; признать незаконным пункт 1 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» в части слов: «и уволить с государственной гражданской службы Республики Тыва» и в части слов: «на основании пункта 3 части 1 стати 33Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего»; признать недействительным пункт 1 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с «О приеме на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначении И» в части слов: «принять на государственную гражданскую службу Республики Тыва» и в части слов: «по срочному служебному контракту»; признать недействительным пункт 12 срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «О прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва и замещении должности государственной гражданской службы Республики Тыва» в части установления срока действия контракта по ДД.ММ.ГГГГ и признать его заключенным на неопределенный срок; признать недействительным пункт 17 срочного служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № «О прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва и замещении должности государственной гражданской службы Республики Тыва»; признать незаконным и необоснованным заключение по материалам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и необоснованным приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И»; восстановить ее на работе в должности <данные изъяты> взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ и по день восстановления на работе, исходя из среднего дневного заработка 2288,29 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 15000 руб., взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 51000 руб.
Истица просила о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель истицы ПИ уточненные исковые требования полностью поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ПО, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что представителем нанимателя привлечение истицы к дисциплинарной ответственности и увольнение произведено в соответствии с требованиями закона; истицей без уважительных причин пропущен срок обращения в суд; истицей допущено злоупотребление правом при выходе на «больничный»; просит в удовлетворении иска отказать; представлено письменное возражение.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего иск в части признания увольнения незаконным подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»(далее также - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ) является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом ответчика от 6 августа 2021 года № л/с истица была принята на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>
6 августа 2021 года с истицей был заключен служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок.
Согласно Реестру должностей государственной гражданской службы Республики Тыва данная должность отнесена к старшей группе должностей, категории «специалисты».
Уведомлением от 13.12.2021 № представитель нанимателя сообщил истице о том, что в связи с утверждением и введением в действие с 10.12.2021 изменений в структуру Министерства юстиции Республики Тыва, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 10.12.2021 №, определенные сторонами условия служебного контракта не могут быть сохранены, поэтому ей предлагается с 10.02.2022 продолжить работу в должности <данные изъяты> на новых условиях. Истице разъяснено, что в случае отказа от предложенной должности она будет уволена в соответствии с п.8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы), с предоставлением всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.
С предложением о продолжении работы в новых условиях в должности <данные изъяты> истица согласилась, также согласилась на досрочное расторжение служебного контракта до истечения срока предупреждения об увольнении, указав об этом в уведомлении, вписав текст: «согласна», «14.12.2021».
Заявлением от 20.01.2022 истица просила прекратить служебный контракт и освободить ее от должности государственной службы <данные изъяты> с 09.02.2022.
Также заявлением от 20.01.2022 истица просит назначить ее на должность <данные изъяты> с 10.02.2022.
Приказом ответчика от 28.01.2022 № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» с истицей был прекращен служебный контракт от 13.08.2021, истица освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы Республики Тыва и уволена 08.02.2022 с государственной гражданской службы Республики Тыва <данные изъяты>, на основании п.3 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по инициативе гражданского служащего.
Приказом от 28.01.2022 № л/с «О приеме на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначении И» истица была принята на государственную гражданскую службу и назначена с 10.02.2022 на должность <данные изъяты> по срочному служебному контракту.
10.02.2022 с истицей заключен срочный служебный контракт №14 о прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва в должности <данные изъяты>; служебный контракт заключен сроком на 1 год: с 10.02.2022 по 09.02.2023 (п.12); гражданскому служащему устанавливается испытательный срок на 3 месяца: с 10.02.2022 по 09.05.2022 (п.17).
В Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Тыва должность помощника мирового судьи отнесена в ведущей группе должностей, категории «помощники (советники»).
Истица оспаривает пункт 1 приказа от 28.01.2022 № л/с в части слов: «и уволить с государственной гражданской службы Республики Тыва» и в части слов: «на основании пункта 3 части 1 стати 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего»; пункт 1 приказа от 28.01.2022 № л/с в части слов: «принять на государственную гражданскую службу Республики Тыва» и в части слов: «по срочному служебному контракту»; пункт 12 срочного служебного контракта от 10.02.2022 № в части установления срока действия контракта по 09.02.2023 и просит признать его заключенным на неопределенный срок; пункт 17 срочного служебного контракта от 10.02.2022 №.
В соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч.2); Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч.7).
Согласно структуре Министерства юстиции Республики Тыва (приложение к Положению о Министерстве юстиции Республики Тыва) в аппарате мировых судей были предусмотрены должности: помощник мирового судьи -15 ед., секретарь судебного заседания -26 ед., секретарь суда -13 ед.
Согласно выписке из штатного расписания, утв. приказом Министерства юстиции Республики Тыва от 01.07.2021 №, в штате аппарата мирового судьи судебного участка <данные изъяты> были предусмотрены должности: секретарь суда -1 ед., секретарь суда – 1 ед.
В связи с изменением структуры, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 10.12.2021 №, в аппарате мировых судей предусмотрены должности: помощник мирового судьи -26 ед., секретарь судебного заседания -26 ед., секретарь суда -2 ед., в связи с чем истица была уведомлена за 2 месяца о предстоящем сокращении замещаемой ею должности <данные изъяты>, и ей предложена вакантная должность помощника <данные изъяты> на новых условиях.
Так как истица согласилась с предложенной ей должностью, собственноручно написав заявление об увольнении до истечения 2-месячного срока, то представитель нанимателя правомерно произвел увольнение на основании ее заявления в соответствии с пунктом 3 части 1 стати 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.
Довод истицы о том, что она подавала заявление о прекращении служебного контракта и освобождении ее от должности секретаря суда судебного участка, но не об увольнении, не может быть признан состоятельным, так как из самого заявления следует, что истица просила прекратить с ней служебный контракт и освободить от должности государственной службы <данные изъяты>, что и предусматривает юридическое последствие в виде увольнения, поэтому в приказе ответчик использовал правильную формулировку, предусмотренную законом.
Также не обоснован довод истицы о том, что она принималась на должность <данные изъяты>, а уволена с должности <данные изъяты>, так как наименование самой замещаемой ею должности «<данные изъяты>» не изменялось, также не изменялись ее функциональные обязанности, а дополнительно указанные слова «аппарат мирового судьи» приведены в структуре Министерства юстиции Республики Тыва.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим срочный служебный контракт (п. 2 ч.1); Срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет заключается, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом (ч.2); Срочный служебный контракт заключается в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители", а также должностей гражданской службы категории "помощники (советники)" (п.1 ч.4).
Согласно п.1 ч.4 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в служебном контракте может предусматриваться испытание, которое устанавливается в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.1); Испытание может устанавливаться при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, - на срок от одного до шести месяцев (п.2 ч.2).
Из смысла приведенных норм закона следует, что испытание при приеме на гражданскую службу устанавливается с целью проверки соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. Условие об испытании предусматривается в служебном контракте гражданского служащего. Вопрос об установлении испытания гражданскому служащему при поступлении его на гражданскую службу решает представитель нанимателя.
Поскольку истица ранее замещала должность, которая отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы, а принималась на должность <данные изъяты>, отнесенной к ведущей группе должностей, при этом из содержания ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ следует, что истица не относится к категории лиц, в отношении которых запрещено устанавливать испытание при назначении на должность государственной гражданской службы, соответственно, в силу приведенных норм с ней мог быть заключен срочный контракт и установлен испытательный срок с целью проверки ее соответствия данной должности гражданской службы. Условие об испытательном сроке внесено в служебный контракт, поэтому утверждение истицы о том, что поскольку такое условие не указано в приказе, то фактически испытание ей не устанавливалось – не обоснованно.
Не состоятелен аргумент истицы и о том, что поскольку она была принята на должность помощника мирового судьи без конкурса, то фактически имел место ее перевод, так как в силу п.1 ч.2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ конкурс не проводится при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".
Поэтому, вопреки доводам иска, нарушений в порядке заключения срочного служебного контракта с истицей и установления ей испытательного срока представителем нанимателя не допущено.
Следует признать не состоятельным и довод истицы о приоритете Трудового кодекса Российской Федерации при регулировании рассматриваемого правоотношения.
Так, частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.
Следовательно, статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой (преамбула Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).
Кроме того, ответчик заявляет о пропуске срока обращения, а истица просит восстановить ей срок обращения в суд.
Истица стала оспаривать приказы от 28.01.2022 № л/с, от 28.01.2022 № л/с в части, пункты 12 и 17 срочного служебного контракта от 10.02.2022 № лишь в уточненном иске, а первоначальный иск о защите трудовых прав ею подан 27.05.2022, тем самым ею пропущен срок обращения в суд по вышеуказанным требованиям.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ индивидуальные служебные споры рассматриваются органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров - комиссией государственного органа по служебным спорам, судом.
Частью 17 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 настоящего кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Согласно части 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2) разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся также в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15), и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.
В абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. N 15).
Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению работникам (государственным гражданским служащим), не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок этот срок может быть восстановлен в судебном порядке лишь при его пропуске по уважительным причинам.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67, 71 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового (служебного) спора обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового (служебного) спора.
Между тем, истицей не представлено ни одного доказательства, подтверждающего уважительность пропуска срока обращения в суд.
Ссылка истицы на заблуждение при заключении срочного служебного контракта уважительной причиной не является. При этом истица, сама имеющая высшее юридическое образование, обладала также возможностью воспользоваться юридической помощью и своевременно обратиться в суд об оспаривании вышеуказанных приказов и положений служебного контракта.
Поскольку доказательств причин уважительности пропуска срока, объективно препятствующих обращению в суд, не представлено, то при таких обстоятельствах оснований для восстановления срока обращения не имеется.
В связи с этим, поскольку нарушений закона со стороны представителя нанимателя при увольнении истицы с замещаемой ранее должности <данные изъяты> и принятии на должность <данные изъяты> на основании срочного служебного контракта с установлением ей испытательного срока не установлено, при этом истицей без уважительных причин пропущен срок обращения в суд, то требования истцы о признании незаконным пункта 1 приказа от 28 января 2022 года № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» в части слов: «и уволить с государственной гражданской службы Республики Тыва» и в части слов: «на основании пункта 3 части 1 стати 33Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего»; признании недействительным пункта 1 приказа от 28 января 2022 года № л/с «О приеме на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначении И» в части слов: «принять на государственную гражданскую службу Республики Тыва» и в части слов: «по срочному служебному контракту»; признании недействительными пункта 12 срочного служебного контракта от 10.02.2022 № «О прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва и замещении должности государственной гражданской службы Республики Тыва» в части установления срока действия контракта по 09.02.2023 и признании его заключенным на неопределенный срок; признании недействительным пункта 17 срочного служебного контракта от 10.02.2022 № «О прохождении государственной гражданской службы Республики Тыва и замещении должности государственной гражданской службы Республики Тыва» - не подлежат удовлетворению.
Требования истицы о признании незаконным и необоснованным заключения по материалам служебной проверки от 6 апреля 2022 года, признании незаконным и необоснованным приказа от 7 апреля 2022 года № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И» также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статей 15 и 18 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентомдобросовестно, на высоком профессиональном уровне; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
В силу ст. ст. 57 - 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: 1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; 2) вина гражданского служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; 4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.
В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: 1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; 2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.
Приказом от 07.04.2022 № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И» за совершение дисциплинарного проступка, заключающегося в неисполнении своих должностных обязанностей, а именно: в нарушении требований действующего законодательства, несвоевременном оформлении уголовных, гражданских дел, материалов, согласно п. 3 ст. 230 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1, п.6 ст. 259 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пп.20 п.3.1.4., пп.21 п.3.1.4, пп.30 п.3.1.4, п.3.3 должностного регламента <данные изъяты>, п.1.5 Инструкции по судебному делопроизводству на судебном участке мирового судьи Республики Тыва, утв. приказом Министерства юстиции Республики Тыва от 21.10.2019 №, к <данные изъяты> И применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Основанием указано заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
С приказом истица ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, указав: «возражаю».
В докладной записке от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ПР сообщает, что помощник судьи И не справляется со своими обязанностями. И в период исполнения обязанностей <данные изъяты> ни разу не сдавала в архив рассмотренные уголовные и гражданские дела, в которых она участвовала в качестве <данные изъяты>, не изготовила протоколы судебных заседаний. <данные изъяты> И на запросы отвечает с опозданием, несвоевременно передает судье входящую корреспонденцию. ДД.ММ.ГГГГ было дано письменное задание о выгрузке из ПИ АМИРС алфавитных указателей и статистических карточек за 2021 год, которые следовало распечатать до ДД.ММ.ГГГГ, данное поручение И не исполнено. Просит провести служебную проверку и принять меры дисциплинарного воздействия.
Согласно письменному поручению от 21.02.2022 мировой судья ПР дала задание И выгрузить из ПИ АМИРС и распечатать документы за 2021 год согласно перечню. Задание следовало выполнить до 05.03.2022. Получение поручения истицей подтверждается ее подписью от 21.02.2022.
Приказом от 16.03.2022 постановлено сформировать комиссию для проведения служебной проверки на основании докладной записки <данные изъяты> ПР от 14.03.2022.
Уведомлением от 16.03.2022 от И затребовано объяснение по факту, изложенному в докладной записке <данные изъяты>.
В объяснении от 23.03.2022 И указала, что протоколы не изготовила в связи с двойной нагрузкой, так как замещала должность <данные изъяты> и <данные изъяты>, кроме того отвечала на звонки граждан по рабочему телефону, занималась извещением участников процессов.
В заключении по результатам служебной проверки от 06.04.2022 комиссия, осуществив выезд на судебный участок мирового судьи <данные изъяты> для проведения проверки делопроизводства, установила, что с июня 2021 года по настоящее время оформление уголовных, гражданских дел и материалов И велось с нарушениями установленных законодательством сроков, дела не подшиты, отсутствуют описи, извещения, протоколы судебных заседаний; приведен перечень дел (3 уголовных дела, 11 гражданских, 3 материала). Поручение мирового судьи ПР от 21.02.2022 о выгрузке из ПИ АМИРС алфавитных указателей и статистических карточек за 2021 год до 05.03.2022 И не исполнено. Комиссия, учитывая объяснение И, отметила, что ее доводы о большой нагрузке не нашли своего подтверждения, так как по указанным в акте делам нарушения не устранены в течение длительного времени. Аналогичные факты неисполнения должностных обязанностей И выявлялись и ранее в ходе проводимых служебных проверок, что указывает на систематический характер нарушений со стороны И С учетом собранных материалов комиссия пришла к выводу о неисполнении И требований должностных обязанностей <данные изъяты>, квалифицируемых как дисциплинарный проступок, за совершение которого она подлежит дисциплинарному взысканию.
В соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Республики Тыва, замещающего должность помощника мирового судьиутв. 26.08.2019, с которым И ознакомлена лично под роспись 10.02.2022, <данные изъяты> обязан, в частности, принимать и регистрировать поступающую на участок корреспонденцию, заявления, судебные дела, материалы, передавать мировому судье для рассмотрения (п.19 п.3.1.4); вести учет судебных дел, заявлений материалов, осуществлять контроль за сроками их рассмотрения (пп.20 п.3.1.4); принимать судебные дела и материалы после их рассмотрения от секретаря судебного заседания, контролировать сроки сдачи дел секретарем судебного заседания ( пп.21 п.3.1.4); регистрировать, вести учет и обработку (упаковка и оформление конвертов) исходящей корреспонденции, вносить сведения в разносную книгу, реестр почтовой корреспонденции и направлять документы в пределах компетенции, отвечать на запросы (пп.28 п.3.1.4); оформлять судебные дела и материалы после сдачи их в архив судебного участка, составлять сдаточные описи; вести архив судебного участка; выдавать дела и материалы в соответствии с резолюцией мирового судьи; осуществлять контроль за возвратом дел и материалов (пп.30 п.3.1.4); по поручению мирового судьи выполнять иную работу (пп.46 п.3.1.4).
В должностном регламенте государственного гражданского служащего Республики Тыва, замещающего должность помощника мирового судьи, также предусмотрено, что в период временного отсутствия (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) помощника мирового судьи исполнение его должностных обязанностей возлагается на секретаря судебного заседания соответствующего судебного участка (п.1.7).
В должностном регламенте государственного гражданского служащего Республики Тыва, замещающего должность секретаря судебного заседания, утв. 26.08.2019, предусмотрено, что в период временного отсутствия (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) секретаря судебного заседания исполнение его должностных обязанностей возлагается на помощника мирового судьи соответствующего судебного участка, а в случае отсутствия на судебном участке должности помощника мирового судьи – на секретаря суда соответствующего судебного участка (п.1.7).
Аналогичное положение о взаимозаменяемости закреплено в п.1.7 должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Тыва, замещающего должность секретаря суда, утв. 26.08.2019.
Согласно п.1.6 Инструкции по судебному делопроизводству на судебном участке мирового судьи Республики Тыва, утв. приказом Министерства юстиции Республики Тыва от 21.10.2019 №, при ведении судебного делопроизводства работники аппарата мирового судьи подчиняются непосредственно мировому судье.
Поскольку в ходе служебной проверки комиссией было установлено, что И длительное время не оформлены уголовные, гражданские дела и материалы, не изготовлены протоколы судебных заседаний, в которых истица участвовала в качестве секретаря судебного заседания, а кроме того, не исполнено письменное поручение мирового судьи ПР от 21.02.2022 о выгрузке из ПИ АМИРС алфавитных указателей и статистических карточек за 2021 год в срок до 05.03.2022, то следует признать, что И обоснованно и на законных основаниях привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора приказом от 07.04.2022 № за совершение дисциплинарного проступка, заключающегося в неисполнении своих должностных обязанностей.
Служебная проверка проведена комиссией в установленный срок, полностью, объективно и всесторонне, при проведении служебной проверки затребовано объяснение от И, проверено делопроизводство на судебном участке, к материалам служебной проверки приложен акт проверки ведения делопроизводства, в результате установлен факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка и вина гражданского служащего в неисполнении должностных обязанностей.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и необоснованными заключения по материалам служебной проверки от 06.04.2022 и приказа от 07.04.2022 № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И» не имеется.
Поэтому данные требования не подлежат удовлетворению.
Приказом ответчика от 20.04.2022 № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» с истицей был прекращен срочный служебный контракт от 10.02.2022 №, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Тыва и уволена 25.04.2022 с государственной гражданской службы Республики Тыва <данные изъяты> на основании п.9 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по инициативе представителя нанимателя в связи с неудовлетворительным результатом испытания.
Согласно п.9 ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07. 2004 N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности гражданского служащего и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности (ч. 6 ст. 27). Согласно ч. 8 ст. 27 указанного Закона решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд.
При рассмотрении данного спора суд проверяет не только наличие законного основания для увольнения гражданского служащего, но и соблюдение государственным органом установленного порядка увольнения.
В силу п.11 Методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Республики Тыва, утвержденной Указом Главы Республики Тыва от 21.09.2021 №361 (далее- Методика), непосредственный руководитель либо по его поручению заместитель непосредственного руководителя не позднее чем за 14 рабочих дней до окончания установленного срока испытания готовит отзыв (проект отзыва) о результатах испытания гражданского служащего (далее - отзыв о результатах испытания) по форме согласно приложению N 2 и не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания установленного срока испытания передает его в кадровую службу.
Согласно п.12 Методики в отзыве о результатах испытания дается оценка соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы и делается вывод о результате испытания.
Согласно п. 15, п.19, п.20 Методики при неудовлетворительном результате испытания в отзыве о результатах испытания указываются причины, послужившие основанием для признания гражданского служащего не выдержавшим испытание. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме под роспись по форме согласно приложению N 3 не позднее чем за 3 дня до истечения срока испытания с указанием причин, послуживших основанием для признания гражданского служащего не выдержавшим испытание. При отказе гражданского служащего от ознакомления под роспись с отзывом о результатах испытания и уведомлением о неудовлетворительном результате испытания или от получения копии отзыва о результатах испытания составляется акт о таком отказе.
В отзыве о результатах испытания от 14.04.2022 мировой судья <данные изъяты> ПР отметила недостаточный профессиональный уровень И, неисполнение должностных обязанностей, несвоевременное оформление уголовных, гражданских дел и материалов в нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, должностного регламента, п. 1.5 Инструкции по судебному делопроизводству по судебном участке мирового судьи Республики Тыва, утв. приказом Министерства юстиции Республики Тыва от 21.10.2019, а также несвоевременную передачу мировому судье входящей корреспонденции, регистрацию корреспонденции «задним» числом; невыполнение поручений мирового судьи, неизвещение сторон о времени и месте рассмотрения дел, невыдачу исполнительных листов по заявлению сторон, направление копии приговора прокурору с нарушением срока.
Уведомлением от 19.04.2022 представитель нанимателя сообщил истице о неудовлетворительном результате испытания, о расторжении срочного служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении в соответствии с ч.7 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Актом от 21.04.2022 мировой судья ПР, секретарь судебного заседания ФИО8 и судебный пристав-исполнитель ФИО9 зафиксировали отказ истицы от ознакомления с уведомлением о неудовлетворительном результате испытания.
Учитывая привлечение истицы к дисциплинарной ответственности в период испытательного срока приказом от 07.04.2022 №, а также отзыв мирового судьи, представитель нанимателя пришел к обоснованному выводу о неудовлетворительном результате испытания истицы. Оценка профессиональных и личностно-деловых качеств истицы произведена на основании всестороннего анализа выполняемой работы, качества выполнения поручаемых заданий, своевременности и оперативности выполнения обязанностей, поручений.
Вместе с тем, истица была нетрудоспособна в период с 22.04.2022 по 30.04.2022, что подтверждается электронным листком нетрудоспособности ГБУЗ Республики Тыва «Инфекционная больница».
В соответствии с ч.3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Представитель ответчика заявила о злоупотреблении правом истицей, так как приказ от 20.04.2022 № л/с об увольнении с 25.04.2022 был объявлен истице 21.04.2022 при ее личной явке на прием к министру юстиции Республики Тыва, однако от подписания приказа об увольнении истица отказалась, о чем составлен акт.
Действительно, сокрытие работником факта временной нетрудоспособности на момент увольнения может свидетельствовать о злоупотреблении правом с его стороны, и работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий работника (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2).
Между тем, оснований для признания злоупотребления правом истицей в данном случае не имеется. Так, судом установлено, что на следующий день после объявления приказа об увольнении, то есть 22.04.2022 в 16.55 час. (пятница), истица направила в телефонном режиме сообщение сотруднику кадровой службы об открытии листка нетрудоспособности, что подтверждается распечаткой телефонных сообщений. Кроме того, о своей нетрудоспособности с 22.04.2022 истица сообщила в тот же день также участвующему в деле представителю ответчика ПО - начальнику отдела кадрового и правового обеспечения Министерства юстиции Республики Тыва, что последней подтверждено в судебном заседании.
Поскольку сотрудники кадровой службы ответчика были уведомлены истицей о нетрудоспособности в день открытия листка нетрудоспособности, то в случае сомнений в действительном заболевании истицы, ответчик не лишен был возможности направить соответствующий запрос в Территориальный фонд социального страхования Республики Тыва. Также представитель нанимателя имел возможность перенести день увольнения на первый день выхода истицы на работу, однако произвел увольнение ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период временной нетрудоспособности истицы.
При таких обстоятельствах, так как представитель нанимателя был уведомлен о нетрудоспособности истицы, истица факт своей нетрудоспособности не скрывала, то увольнение истицы по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в период ее временной нетрудоспособности (25.04.2022) является незаконным.
Как разъяснено в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2, работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. Если работник, с которым заключен срочный трудовой договор, был незаконно уволен с работы до истечения срока договора, суд восстанавливает работника на прежней работе, а если на время рассмотрения спора судом срок трудового договора уже истек, - признает увольнение незаконным, изменяет дату увольнения и формулировку основания увольнения на увольнение по истечении срока трудового договора.
В связи с истечением срока служебного контракта на дату рассмотрения дела требование истицы о восстановлении на работе не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, следует признать незаконным приказ Министерства юстиции Республики Тыва от 20 апреля 2022 года № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» и изменить дату увольнения И с должности <данные изъяты> с 25 апреля 2022 года на дату - 9 февраля 2023 года (дату истечения срочного служебного контракта) и формулировку основания увольнения - на увольнение по истечении срока действия срочного служебного контракта, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (истечение срока действия срочного служебного контракта).
В связи с признанием увольнения незаконным и изменением даты увольнения имеются основания для взыскания в пользу истицы среднего заработка за время вынужденного прогула.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядокее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
При поверке расчета среднего заработка за время вынужденного прогула истицы суд отмечает, что он составлен неверно, с нарушением установленного законом порядка, так как истица в расчете среднего заработка учла заработную плату по должности секретаря суда, однако увольнение произведено с должности помощника мирового судьи.
Поэтому суд производит расчет исходя из справки о заработной плате по должности помощника мирового судьи за период, предшествующий увольнению.
Так, согласно справке средняя дневная заработная плата истицы за расчетный период составила 2003,45 руб., количество дней вынужденного прогула - 207, следовательно, размер среднего заработка за время вынужденного прогула: 2003,45 руб. х 207 = 414714,15 руб. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы, и из этой суммы подлежит удержанию налог на доходы физического лица.
Согласно ч.16 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.
Учитывая обстоятельства данного дела, установление факта нарушения трудовых прав истицы при увольнении, отказ в удовлетворении большей части ее требований, отсутствие доказательств индивидуальных нравственных страданий, суд частично удовлетворяет требование о компенсации морального вреда, определив размер компенсации истице в размере 3000 рублей и полагая данный размер соответствующим требованиям разумности и справедливости.
В связи с чем требование истицы о компенсации морального вреда в остальной части не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как разъяснено в п.12 и п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
Расходы на оплату услуг представителя в размере 51000 руб. истица подтвердила квитанцией.
Учитывая подготовку и оформление искового заявления, участие представителя в судебных заседаниях, требования разумных пределов, а также частичное удовлетворение иска, суд определяет в счет возмещения расходов истицы на представителя 20000 рублей, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истицы. Поэтому требование о взыскании расходов на представителя в остальной части не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Иск И к Министерству юстиции Республики Тыва о признании незаконными: приказа от 28 января 2022 года № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И» в части; приказа от 28 января 2022 года № л/с «О приеме на государственную гражданскую службу Республики Тыва и назначении И» в части; срочного служебного контракта от 10 февраля 2022 года № в части; приказа от 7 апреля 2022 года № «О применении дисциплинарного взыскания к <данные изъяты> И»; заключения по материалам служебной проверки от 6 апреля 2022 года; приказа от 20 апреля 2022 года № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И», восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Министерства юстиции Республики Тыва от 20 апреля 2022 года № л/с «О расторжении служебного контракта и освобождении от занимаемой должности государственной гражданской службы И».
Изменить дату увольнения И с должности <данные изъяты> с 25 апреля 2022 года на дату - 9 февраля 2023 года и формулировку основания увольнения - на увольнение по истечении срока действия срочного служебного контракта, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (истечение срока действия срочного служебного контракта).
Взыскать с Министерства юстиции Республики Тыва (ИНН <данные изъяты> в пользу И (<данные изъяты>) 414714 рублей 15 копеек в счет среднего заработка за время вынужденного прогула, из которых подлежит удержанию налог на доходы физического лица; 3000 рублей в счет компенсации морального вреда; 20000 рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
В удовлетворении остальной части исковых требований И отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 9 марта 2023 года.
Судья Л.Т. Сватикова