Решение по делу № 2-8987/2022 от 09.08.2022

УИД 11RS0001-01-2022-012573-75 Дело № 2-8987/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Платто Н.В.

при секретаре Добрынинской А.А.,

с участием представителя истца Ракиной П.О.,

представителя ответчиков и третьего лица Вещицкого А.В.,

третьего лица Порошкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

09 ноября 2022 года гражданское дело по иску Онищенко ... к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Сыктывкару о взыскании убытков,

установил:

Онищенко Л.П. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Сыктывкару /далее также ОСП по ВАШ по г.Сыктывкару/ о взыскании убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и мер принудительного исполнения в рамках исполнительных производств №..., №..., №..., в размере 138 436,52 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФССП России по Республике Коми, АО «Почта Банк», «Газпромбанк» (АО), Центр фотовидеофиксации ГИБДД МВД по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель Порошкина А.Н., МВД России, МВД по Республике Коми.

В судебном заседании, открытом ** ** ** в 10-00 и продолженном после перерыва ** ** ** в 09-00, представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчиков Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов и ОСП по ВАШ по г.Сыктывкару, представляющий также третье лицо УФССП России по Республике Коми, и третье лицо судебный пристав-исполнитель Порошкина А.Н. с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

Истец и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе /пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах»/.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.

Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).

Для применения ответственности за вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ может быть в форме умысла и неосторожности. Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностного лица является юридически значимым обстоятельством.

Судом установлено, что постановлениями Центра фотовидеофиксации ГИБДД МВД по Республике Коми от ** ** ** №..., №... и №... Онищенко Л.П. был привлечен к административной ответственности в виде административных штрафов в размере 500 руб. по каждому из постановлений.

На основании указанных постановлений постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ по ... от ** ** ** в отношении должника Онищенко Л.П. были возбуждены исполнительные производства №..., №..., №... с установлением должнику пятидневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах.

Копии названных постановлений в тот же день были направлены должнику заказным письмом по адресу, указанному в исполнительных документах /.../.

Однако данные копии должником получены не были в связи с регистрацией с ** ** ** по адресу: ....

В связи с неисполнением требований, содержащихся в исполнительных документах, ** ** ** судебным приставом-исполнителем по всем исполнительным производствам вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

** ** ** со счетов Онищенко Л.П., открытых в АО «Почта Банк», АО «Газпромбанк» и АО «Северный Народный Банк», были списаны денежные средства в общей сумме 1 500 руб. в каждом банке.

** ** ** судебным приставом-исполнителем отменены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника; ** ** ** окончены исполнительные производства в связи с их фактическим исполнением и возвращены истцу излишне списанные денежные средства.

В связи с взысканием денежных средств с Онищенко Л.П. в АО «Почта Банк» и АО «Газпромбанк», названные банки досрочно расторгли заключенные с истцом договоры срочных банковских вкладов на сумму 1 400 038 руб. сроком с ** ** ** по ** ** ** и на сумму 1 350 000 руб. сроком с ** ** ** по ** ** ** соответственно.

Стороной истца указано, что им не получены проценты по указанным договорам банковских вкладов в общей сумме 138 436,52 руб. /62 143 + 76 293,52/.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1; статья 46 части 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (статья 2).

Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 52, 53, 55, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» часть 1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах» на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /далее также Закон/.

В соответствии со статьей 24 Закона извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе.

Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства /пункт 4 статьи 24 Закона/.

В рассматриваемом случае судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении в отношении Онищенко Л.П. указанных выше исполнительных производств направлялись заказным письмом по адресу должника, указанному в исполнительных документах.

Доказательств того, что в рамках указанных исполнительных производств должником судебному приставу-исполнителю в письменной форме сообщался иной адрес места жительства, по делу не представлено.

Доводы представителя истца о неоднократных обращениях истца по телефону и лично к судебному приставу-исполнителю после ** ** ** ничем не подтверждены, а напротив, опровергаются представленной стороной ответчиков выпиской из Журнала учета приема посетителей ОСП №2, где располагаются и судебные приставы-исполнители ОСП по ВАШ по г.Сыктывкару. Так, из названной выписки следует, что Онищенко Л.П. посетил здание, в котором располагается ОСП по ВАШ по г.Сыктывкару, лишь ** ** **, то есть уже после списания денежных средств со счетов в банках.

Обязанность судебного пристава-исполнителя при возбуждении исполнительных производств проверять адреса должников, указанных в исполнительных документах, нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве» не закреплена.

При этом именно истец, как сторона исполнительного производства, достоверно зная с ** ** ** о возбуждении в отношении него исполнительных производств о взыскании денежных средств, мог своевременно погасить задолженность и сообщить об этом судебному приставу-исполнителю.

Постановления об обращении взыскания на денежные средства должника были отменены судебным приставом-исполнителем ** ** **, то есть незамедлительно после обращения истца.

Доводы стороны истца о ненаправлении истцу копий постановлений о возбуждении исполнительных производств опровергаются представленной ответчиками в материалы дела выпиской из списка корреспонденции, направляемой почтовой связью, от ** ** **.

Доводы представителя истца об обязанности судебного пристава-исполнителя направлять постановления о возбуждении исполнительных производств, принятые в форме электронного документа, исключительно в электронном виде в форме электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг судом во внимание не принимаются, поскольку на момент возбуждения исполнительных производств у судебного пристава-исполнителя отсутствовали /не содержались в исполнительных документах/ сведения о СНИЛС, ИНН, ОГРН или данных паспорта должника, которые являются необходимыми для направления документов в электронном виде.

Такие сведения были получены судебным приставом-исполнителем уже после возбуждения в отношении истца исполнительных производств и направления соответствующих запросов.

Таким образом, в рассматриваемом случае действия судебного пристава-исполнителя по направлению должнику копий постановлений о возбуждении исполнительных производств и обращению взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках, произведены в точном соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве», оснований для признания их незаконными судом не установлено.

Также следует отметить следующее.

В силу положений статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Поскольку сведения о собственнике транспортного средства по указанной категории дел автоматически импортируются из федеральных учетов Госавтоинспекции, постановление выносится в отношении того собственника, о котором имеются сведения в базе данных Госавтоинспекции на день вынесения постановления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения Госавтоинспекции.

Согласно статье 8 названного Федерального закона владелец транспортного средства обязан, в том числе, обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для совершения иных регистрационных действий в случаях, установленных данным Федеральным законом.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона под регистрационными данными транспортного средства понимаются данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы. При этом к регистрационным данным транспортного средства, в том числе относятся данные о владельце транспортного средства: фамилия, имя и (при наличии) отчество физического лица и место жительства физического лица.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1507 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях, или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Однако в рассматриваемом случае после регистрации по новому месту жительства ** ** **, истец Онищенко Л.П. обратился в ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару с заявлениями о внесении изменений в регистрационные данные принадлежащих ему транспортных средств в связи с изменением адреса регистрации лишь ** ** **, то есть уже после вынесения постановлений Центром фотовидеофиксации ГИБДД МВД по Республике Коми.

Соответственно, в названных постановлениях правомерно был указан адрес истца по предыдущей регистрации.

Таким образом, при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, обратившись в ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару с заявлениями о внесении изменений в регистрационные данные транспортных средств в установленный десятидневный срок после регистрации по новому месту жительства, именно сам истец мог избежать риска неполучения направленных по его домашнему адресу постановлений о возбуждении исполнительных производств, а соответственно и расторжения заключенных с банками договоров срочных банковских вкладов, повлекших для истца убытки в виде неполученных дивидендов.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Онищенко Л.П. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Онищенко ... (...) в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов (ОГРН 1047796859791), Отделению судебных приставов по взысканию административных штрафов по г.Сыктывкару о взыскании убытков.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.В.Платто

...

2-8987/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Онищенко Леонид Павлович
Ответчики
Российская Федерация в лице Федеральной службы судебных приставов
ОСП по взысканию административных штрафов по г. Сыктывкару по РК
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
АО «Почта Банк»
Центр фотовидеофиксации ГИБДД МВД по Республике Коми
Ракина Полина Олеговна
Судебный пристав-исполнитель Порошкина Анна Николаевна
«Газпромбанк» (АО)
МВД России
МВД по республике КОМИ
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Платто Наталия Валериевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
09.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.10.2022Предварительное судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
09.11.2022Судебное заседание
24.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее