Дело № 2-74/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2016 года город Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Чумаченко А.Ю.
При секретаре Патраковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ОАО «Энергосистемы», Администрации Саткинского муниципального района о признании действий противоправными, обязании прекращения действий,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области обратилось в суд в защиту прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к ОАО «Энергосистемы», Администрации Саткинского муниципального района о признании противоправными в отношении неопределённого круга потребителей и обязании прекратить действия ОАО «Энергосистемы», выраженные в оказании населению <адрес> услуг горячего водоснабжения, не соответствующих санитарно- эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24. Возложении обязанности обеспечить постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителям горячей воды требованиям СанПиН, по показателям: «цветность» - не более 20 (35) градусов, «железо» (Fе, суммарно) не более 0,3 (1,0), «мутность» - не более 2,6 (3,5), ЕМФ или не более 1,5 (2) мг/л (по каолину), «общие колиформные бактерии» - отсутствие, «термотолерантные колиформные бактерии» - отсутствие; обязать Администрацию Саткинского городского поселения внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; обязать ОАО «Энергосистемы» в течение трех месяцев с момента получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Саткинском районе, в срок до ДД.ММ.ГГГГ очередного года; обязать ОАО «Энергосистемы» довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда в течение <данные изъяты> дней со дня вступления его в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Саткинском районе в отношении ОАО «Энергосистемы» было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по соблюдению требований действующего санитарно- эпидемиологического законодательства при осуществлении деятельности по оказанию населению коммунальных услуг питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
По результатам проведенного административного расследования, было установлено, что ОАО «Энергосистемы» при осуществлений питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения <адрес> не выполняются санитарно - эпидемиологические требования к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
По факту выявленных нарушений начальник управления теплоснабжения ОАО «Энергосистемы» привлечен к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель истца Исламов И.Р., действующий по доверенности, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Энергосистемы» Цурикова Ю.Е., действующая по доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, представила в письменной форме возражения.
Представитель ответчика Администрации Саткинского муниципального района Елсукова И.И., против исковых требований возражала.
Представитель третьего лица МКУ «Городское управление жилищно-коммунального хозяйства Саткинского муниципального района» Чепилевский А.Б. против иска возражал.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
На основании соглашения о порядке и сроках внедрения схемы осуществления полномочий Администрации Саткинского городского поселения Администрацией Саткинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, в части организации водоснабжения населения переданы Администрации Саткинского муниципального района.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора но Челябинской области в Саткинском районе в отношении ОАО «Энергосистемы» было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по соблюдению требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, при осуществлении ответчиком деятельности по оказанию населению коммунальных услуг питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения.
Деятельность ОАО «Энергосистемы» осуществляется на основании Устава, и договоров, заключенных с гражданами – потребителями коммунальных услуг. К видам деятельности, предусмотренным Уставом ОАО «Энергосистемы» относится производство, передача и распределение пара и горячей воды, оказание коммунальных услуг юридическим и физическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов котельных, водопроводно-канализационного хозяйства, выполнение текущего и капитального ремонта объектов теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства, деятельность по эксплуатации тепловых сетей (л.д.133-146).
На основании Договоров аренды ОАО «Энергосистемы» арендует муниципальное имущество, в том числе объекты теплоснабжения и водоснабжения <адрес> (л.д.149-156, 171-191).
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
СанПиН 2.1.4.1074-01, 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения).
В связи с изменением, СанПиН 2.1.4.1074-01 дополнены главой Санитарно эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20).
Указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) – п.п. 1.1, 1.2, 1.3 СанПин 2.1.4.2496-09.
Согласно п.п. 2.2., 3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4., п. 3.1.9 Приложения СанПин 2.1.4.2496-09 качество горячей и питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения должно соответствовать требованиям настоящих санитарных правил. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии п.п. 3.4, 3.4.1, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. безвредность питьевой воды по химическому составу и благоприятные органолептические свойства воды определяется ее соответствием нормативам, в т.ч. по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблицы №№ 2 и 4) по показателям «Цветность» - не более 20 (35) градусов, «Железо» (Fe, суммарно) предельно допустимая концентрация - не более 0,3 (1,0), «Мутность» - не более 2,6 (3,5) (Величина, указанная в скобках, может быть установлена по постановлению Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки).
Как следует из материалов дела, ОАО «Энергоситсемы» при осуществлении водоснабжения <адрес> не выполняются санитарно- эпидемиологические требования, а именно:
- в пробе горячей водопроводной воды, после водоподготовки показатель «цветность» составляет 40 градусов (при нормативе не более 20), «мутность» - 5,4 мг/л (при нормативе не более 1,5), «железо» -1,2 мг/л (при нормативе не более 0,3) – протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ;
- в пробе горячей водопроводной воды из разводящей водопроводной сети ОАО «Энергосистемы» показатель «цветность» составляет 40 градусов (при нормативе не более 30), «железо» - 0,61 мг/л (при нормативе не более 0,3) – протокол лабораторных исследований № СЭО от ДД.ММ.ГГГГ;
- в пробе горячее водопроводной воды в разводящей сети <адрес> показатель «цветность» составляет 40 градусов (при нормативе не более 30), «железо» - 0,57 мг/л (при нормативе не более 0,3) – протокол лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что в настоящее время выявленные нарушения устранены, в материалы дела не представлено.
По факту выявленных нарушений в отношении начальника Управления теплоснабжения ОАО «Энергосистемы» Можаева С.О. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ и он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Согласно положений статьи 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения «О Федеральной службе по надзору (контролю) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утверждённого Постановлением Правительства РФ № 322 от 30 июня 2004 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка непосредственно и через свои территориальные органы.
В данном случае круг потребителем, чьи права были нарушены действиями ОАО «Энергосистемы» невозможно индивидуализировать (определить); невозможно привлечь всех их в качестве истцов и указать в решении; а также невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении данного дела.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ОАО «Энергосистемы» при осуществлении деятельности допустили оказание услуг населению <адрес> питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не соответствующего качества, доказательств того, что нарушения в настоящее время устранены, требования в части признания действий ОАО «Энергосистемы» выраженных в оказании населению <адрес> услуг горячего водоснабжения, не соответствующих санитарно- эпидемиологическим требованиям противоправными, возложении обязанности обеспечить постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителям горячей воды требованиям СанПиН, подлежащими удовлетворению.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12. 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, горячей воды, соответствующей установленным требованиям. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям, в случае если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества питьевой воды не более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества, территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения и в организацию, осуществляющую горячее водоснабжение.
В случае получения указанного уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением случая, если низкое качество горячей воды вызвано несоответствием качества воды, используемой для приготовления горячей воды, установленным требованиям. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана в течении трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственным санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требований включается в состав инвестиционной программы.
В соответствии с Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 641 от 29.07.2013 года проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления поселения, в случае если законом субъекта РФ ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В любом случае проект инвестиционной программы подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений.
Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения.
Техническое задание должно содержать перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий.
Согласно п. 9 Правил техническое задание утверждается органом местного самоуправления до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы
Как следует из материалов дела, уведомление о не соответствии нормативам качества горячей воды по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора было направлено Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Саткинском районе в Администрацию Саткинского городского поселения и ОАО «Энергосистемы» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
Техническое задание на разработку инвестиционной программы ОАО «Энергосистемы» «Развитие и реконструкция объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения Саткинского городского поселения на 2016-2030 годы» утверждено Решением Совета депутатов Саткинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ОАО «Энергосистемы» была разработана инвестиционная программа «Развитие и реконструкция объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения Саткинского городского поселения на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ», которая направлена на согласование в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.
Однако Постановлением Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 октября 2015 года № 51/19 утверждена инвестиционная программа ОАО «Энергосистемы» на 2016-2018 годы.
Поскольку после получения уведомления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в Саткинском районе Администрацией Саткинского городского поселения изготовлено техническое задание на разработку инвестиционной программы, в котором учитывались мероприятия по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, ОАО «Энергосистемы» была разработана инвестиционная программа на основании указанного технического задания, суд полагает заявленные требования в части пунктов 3 и 4, а именно возложении обязанности на Администрацию Саткинского муниципального района внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; на ОАО «Энергосистемы» в течение трех месяцев с момента получения технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, разработать план мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Челябинской, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области удовлетворить частично.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать прекратить действия ОАО «Энергосистемы» выраженные в оказании населению <адрес> услуг горячего водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям главы Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормтивы», утвержденных Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации 26.09.2001 года № 24.
Обязать ОАО «Энергосистемы» обеспечить постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителям горячей воды требованиям главы Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» по показателям: «Цветность», «Железо», «Мутность».
Обязать ОАО «Энергосистемы» в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течении месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий Чумаченко А.Ю.
Верно:
Судья Чумаченко А.Ю.
Секретарь Патракова А.В.
Решение вступило в законную силу «____»_________2016 года
Судья Чумаченко А.Ю.