Председательствующий – Чорина Е.Н. Дело № 33-819
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2016 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Ялбаковой Э.В.,
судей – Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Телекомсервис – Горный Алтай» Алековой О.К. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 06 июня 2016 года, которым
удовлетворено исковое требование Булавкина В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомсервис – Горный Алтай» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Телекомсервис – Горный Алтай» в пользу Булавкина В.Г. недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с <дата> г. по <дата> г. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек без вычета 13% НДФЛ.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Булавкин В.Г. обратился в суд с иском к ООО «Телекомсервис – Горный Алтай» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь, февраль и март 2016 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек без вычета 13% НДФЛ. Требования мотивированы тем, что истец работал в ООО «Телекомсервис – Горный Алтай» в должности машиниста (кочегара) котельной по обслуживанию Чемальского ЛТУ <адрес>. В связи с тем, что заработная плата истцу была установлена и выплачивалась в соответствии с минимальным размером оплаты труда, включающим районный коэффициент к заработной плате, ему недоплачивали заработную плату за январь, февраль и март 2016 года.
Не согласившись с решением суда, директор ООО «Телекомсервис – Горный Алтай» Алекова О.К. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение суда, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что заработная плата истца не ниже минимального размера оплаты труда. Чемальский район Республики Алтай не относится к районам Крайнего Севера, следовательно, вывод суда о том, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент, не состоятелен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Булавкин В.Г. на основании трудового договора №№ с <дата> года по <дата> года работает в ООО «Телекомсервис – Горный Алтай» в должности машиниста (кочегара) котельной по обслуживанию Чемальского ЛТУ <адрес>.
В спорный период истцу фактически ежемесячно начислялась заработная плата, включающая: оклад (тарифная часовая ставка) в размере <данные изъяты> рублей; ежемесячная премия в размере <данные изъяты> % от должностного оклада; доплата за ночные часы; доплата за работу в праздники и выходные; районный коэффициент в размере 40%.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, Булавкин В.Г. указывал, что его ежемесячная заработная плата без начисления районного коэффициента в 2016 году была ниже установленного в Российской Федерации федеральным законом минимального размера оплаты труда. По его мнению, размер ежемесячной заработной платы истца должен быть не ниже сумм минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2016 года в Российской Федерации был установлен в сумме 6204 рубля, а районный коэффициент должен начисляться сверх выплачиваемых истцу сумм ежемесячной заработной платы.
Удовлетворяя исковые требования Булавкина В.Г. к ООО «Телекомсервис - Горный Алтай» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 129,133,146,148 ТК РФ исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Установив, что размер заработной платы Булавкина В.Г. без учета районного коэффициента (40%) не превысил сумму минимального размера оплаты труда, установленного в 2016 году на территории Российской Федерации (6204 рубля), суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с вышеуказанным выводом суда, поскольку вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч.2 ст. 129 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 1 сентября 2007 года, из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2. С 1 сентября 2007 года также признана утратившей силу ч. 4 ст.133 ТК РФ.
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст.133.1 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч.1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (ч.ч. 3,4,5).
Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федеральных законов от 01.12.2014 № 408-ФЗ и от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2016 года установлен в сумме 6 204 рубля в месяц.
Из материалов дела следует, что с учетом установленного Булавкину В.Г. оклада, а также начисленных надбавок за работу в праздники и выходные дни, работу в ночное время, ежемесячной премии по текущему месяцу, районного коэффициента, размер выплачиваемой с января 2016 года данному работнику ежемесячно заработной платы превысил установленный федеральным законом в 2016 году минимальный размер оплаты труда, а именно Булавкину В.Г. с января 2016 года ежемесячно начислялась заработная плата в январе – <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (л.д. 10), в феврале – <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки (л.д. 11), в марте - <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки (л.д. 35).
Следовательно, размер выплачиваемой истцу работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ.
Ввиду того, что размер ежемесячной заработной платы Булавкина В.Г. с учетом оклада по должности, начисленных надбавок за работу в праздники и выходные дни, работу в ночное время, ежемесячной премии по текущему месяцу, районного коэффициента, согласно материалам дела, превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2016 году, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, вывод суда о том, что районный коэффициент необходимо начислять истцу сверх заработной платы, размер которой не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ссылка суда в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований на статьи 146,148 ТК РФ, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, является несостоятельной, поскольку судом установлено и из материалов дела следует, что в состав ежемесячной заработной платы истца включена выплата районного коэффициента (40%).
Таким образом, права истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особыми климатическими условиями не нарушено.
В связи с вышеизложенным, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Булавкина В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомсервис – Горный Алтай» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с <дата> г. по <дата> г. в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек без вычета 13% НДФЛ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Булавкина В.Г. в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 06 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Булавкина В.Г. к обществу с ограниченной ответственностью «Телекомсервис – Горный Алтай» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за январь, февраль и март 2016 года в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки без вычета 13% НДФЛ отказать.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи С.Н. Чертков
С.А. Шинжина