Дело № 2а-1723/2022
УИД 92RS0004-01-2022-001809-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(полный текст)
18 августа 2022 года город Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания Вайнштейн С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Гавриловой ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Гаврилова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором, с учетом уточненных требований, просила признать незаконным отказ в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов, выразившегося в письме от 30.03.2022 № ГУ-исх-2776/22; возложить обязанность на административного ответчика заключить с Гавриловой Н.Н. договор аренды земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что Гаврилова Н.Н. имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества. 01.03.2022 административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №. Однако административным ответчиком в предоставлении государственной услуги было отказано на основании п. 12 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
С указанным отказом административный истец не согласна, считает его принятым с нарушением норм действующего законодательства РФ, в связи с чем просит признать действия Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя по отказу в предоставлении услуги незаконными и обязать административного ответчика заключить договор о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, причин не явки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение, а так же письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Направил письменные возражения в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц: Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемое решение вынесено ответчиком 30.03.2022, административное исковое заявление подано в суд посредством почтовой связи 13.05.2022, соответственно, срок обращения в суд с административным иском не пропущен.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
Судом установлено, что Гаврилова Н.Н. является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных Законом города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».
01.03.2022 административный истец через МФЦ обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям с заявлением вх. № ГУ-2210/22 от 02.03.2022 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, в аренду без проведения торгов.
Административным ответчиком письмом от 30.03.2022 за исх. №ГУ-исх-2776/22 Гавриловой Н.Н. отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п.п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Так в ходе судебного разбирательства судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования земельного участка: «для индивидуального жилищного строительства», площадью 1050+/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> сформирован Департаментом в рамках предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», на основании заявления Тищенкова И.А. от 26.02.2019 вх. № ГУ-3004/19 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности».
Уполномоченный орган опубликовал на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru) извещение № 08-19 о приеме заявлений по предоставлению в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв.м., расположенного по адресу: Российская <адрес>, кадастровый квартал №, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)».
В установленный извещением срок, в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступили заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9282-РДЗ от 17.09.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.
Кадастровые работы и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществлены в рамках исполнения Государственного контракта.
Согласно письменным пояснениям представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по состоянию на 21.07.2022 решение о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона в отношении указанного земельного участка не принято.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 ЗК РФ договор аренды отнесен к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах (п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ).
Случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов предусмотрены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 указанной выше нормы договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 17, 18 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», гражданам, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны) предоставляются следующие меры социальной поддержки (помимо прочего) – первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Подпунктом 12 ст. 39.16 ЗК РФ, предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Из предоставленных административным ответчиком в материалы дела сведений следует, что 24.04.2019 в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поступило заявление о намерении участвовать в аукционе.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.
Установив, что на основании заявления ранее обратившегося лица о предварительном согласовании предоставления в аренду этого же земельного участка, было опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1050 кв. м, а так же наличие заявлений, поступивших от третьих лиц о намерении участвовать в аукционе, суд приходит к выводу о законности отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 30.03.2022 № ГУ-исх-2776/22 в предоставлении Гавриловой Н.Н. земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Наличие права на первоочередное получение земельного участка, не означало обязанность у Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя предоставить по требованию Гавриловой Н.Н. любой произвольно выбранный ею земельный участок, исходя из сведений публичной кадастровой карты.
В указанном случае административный истец на момент обращения в Департамент не является единственным претендентом на предоставление в его аренду и соответственно, не вправе рассчитывать на его приобретение без проведения аукциона.
Таким образом, оспариваемое решение Департаментом принято в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка принятия решения, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. При этом судом учитывается, что истцом суду не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым решением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 140-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Гавриловой ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 01.09.2022.
Председательствующий У.С. Григорьева