Дело № 2-124/2021
УИД: 21RS0023-01-2020-003324-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Волковой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Андреевой Н.В.,
представителя ответчика МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары – Тихоновой О.В., действующей на основании доверенности от дата,
представителя ответчика ООО «Стройиндустрия» – Артемьевой Н.В., действующей на основании доверенности от дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики и обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия», с учетом уточнений, об обязании произвести работы по установке контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возле здания дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары (позиция 1.28 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары) в соответствии с требованиями СанПиН путем перемещения контейнерной площадки на место площадки для чистки ковровых изделий в непосредственной близости от въезда на территорию МБОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением (с последующими уточнениями) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – МБУ «УКСиР» г. Чебоксары) и обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» (далее – ООО «Стройиндустрия») об обязании произвести работы по установке площадки для сбра твердых коммунальных отходов возле здания детского дошкольного образовательного учреждения на 160 мест полиции 1.28 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары в соответствии с требованиями п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, путем перемещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов с контейнерами с закрывающимися крышками на место площадки для чистки ковровых изделий в непосредственной близи от въезда на территорию МБДОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары.
Исковые требования мотивированы тем, что по обращению жильцов адрес прокуратурой района с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республики (далее – Управление Роспотребнадзора по Чувашии) по факту расположения контейнерной площадки с контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов на территории дошкольного образовательного учреждения на 160 мест, позиция 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» г. Чебоксары (после присвоения номера детскому дошкольному учреждению – МБДОУ «Детский сад -----» адрес). В нарушение Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и правил, предусмотренных п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-99 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР дата, контейнерная площадка детского образовательного учреждения установлена на расстояние 3,75 м до детской игровой площадки, примыкающей к территории жилого адрес. Заказчиком строительства здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест позиции 1.28 является МБУ «УКСиР» адрес, которым дата был заключен муниципальный контракт ----- с ООО «Стройиндустрия», предметом которого являлось строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест полиции 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары. Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства МБУ «УКСиР» г. Чебоксары и ООО «Стройиндустрия» при строительстве контейнерной площадки возле здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест полиции 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» адрес было внесено представление, которое оставлено без исполнения, что повлекло обращение прокурора с иском в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО2 исковые требования с учетом уточнений поддержала по вышеизложенным доводам, вновь привела их суду и пояснила, что расположенная на территории детского дошкольного учреждения площадка, предназначенная для мусорных контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, нарушает права жильцов близлежащего на благоприятную окружающую среду, так как детская игровая площадка жилого дома расположена в непосредственной близости от площадки с мусорными контейнерами, предназначенными для сбора твердых коммунальных отходов детского дошкольного образовательного учреждения. Прокуратурой района совместно с представителями Управления Роспотребнадзора по Чувашии и с участием ответчиков и заинтересованных лиц неоднократно проводилась проверка для определения места возможного размещения площадки с мусорными контейнерами для нужд детского дошкольного образовательного учреждения, таким возможным местом была определена площадка на территории учреждения, обозначенная в ведомости как 1-6 «Площадка для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий».
Представитель ответчика МБУ «УКСиР» г. Чебоксары ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными, по тем основаниям, что дошкольное образовательное учреждение построено и эксплуатируется в соответствии с проектно-сметной документацией и Техническому заданию, получившим положительные заключения государственной экспертизы. МБДОУ «Детский сад ----- г. Чебоксары как объект, предоставляющий услуги по воспитанию и обучению детей, не может функционировать без обеспечения местом для складирования твердых коммунальных отходов. При этом иное расположение контейнерной площадки для твердых коммунальных отходов, чем предусмотрено в проектно-сметной документации, не обеспечит права лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, что подтверждается экспертным заключением. Полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В представленном (до уточнения исковых требований) письменном отзыве представителем ответчика МБУ «УКСиР» г. Чебоксары исковые требования не признаны, указано на заключение по итогам аукциона МБУ «УКСиР» г. Чебоксары как заказчиком с ООО «Стройиндустрия» как генеральным подрядчиком муниципального контракта № 12 от 29 июля 2018 года на строительство объекта «Дошкольное образовательное учреждение на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне № 1 жилого района «Новый город» г. Чебоксары». Строительство осуществлялось на основании проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Поскольку возникшие правоотношения регулируются требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение предмета договора (технический условий и т.д.) возможно лишь при определенных условиях, произвольные изменение со стороны заказчика или подрядчика не допускается. В соответствии с условиями контракта генеральным подрядчиком получены земельные участки для размещения объекта капитального строительства, разрешение на строительство, работы выполнялись согласно проектной документации. В ходе строительства были выявлены непредвиденные работы, которые также прошли государственную экспертизу и получили положительное заключение АУ «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской республики» Минстроя Чувашии № 21-1-1-2-035544-2019 от 13 декабря 2019 года. По окончании строительства 23 декабря 2019 года были составлены комиссионные акты о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и акт приемки объекта капитального строительства с участием заказчика, генерального подрядчика и разработчика проектной документации ООО «Проектно-сметное бюро». 25 декабря 2019 года за № 03/1-03/1065выдано и утверждено приказом заключение № 115 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ООО «Стройиндустрия» как генеральным подрядчиком получено 31 декабря 2019 года (№ -----). По изложенным основаниям полагают, что нарушений законодательства со стороны МБУ «УКСиР» г. Чебоксары не допущено, исковые требования прокурор являются необоснованными.
После принятия уточненных исковых требований в письменных пояснениях представитель ответчика МБУ «УКСиР» пояснил, что перенесение контейнерной площадки не обеспечит выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель ответчика ООО «Стройиндустрия» Артемьева Н.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что ответчик ООО «Стройиндустрия» являлось генеральным подрядчиком по муниципальному контракту и строительства осуществлялось в строгом соответствии с муниципальным контрактом. Перемещение по своему усмотрению площадки для контейнеров для сбора ТКО являлось бы прямым нарушением условий контракта. Надлежащими ответчиками себя не считают.
В ранее представленном письменном отзыве (до уточнения исковых требований) представителем ответчика ООО «Стройиндустрия» указано, что дата между МБУ «УКСиР» г. Чебоксары и ООО «Стройиндустрия» был заключен муниципальный контракт -----, по условиям которого заказчик поручил, а генеральный подрядчик (ООО «Стройиндустрия») принял обязательство по выполнению работ «Строительство дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» адрес». После даты исполнения муниципального контракта для сведения в ООО «Стройиндустрия» из МБУ «УКСиР» г. Чебоксары поступило представление прокурора Калининского района г. Чебоксары, содержащее требование о переносе мусорных контейнеров. Строительство на объекте велось с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Согласно листа 8 раздела «Схема планировочной организации земельного участка» площадка для установки мусоросборных контейнеров на территории детского сада была размещена в соответствии с действующими нормами и правилами. Каких-либо нарушений со стороны ООО «Стройиндустрия» как подрядчика не допущено. Расположить площадку для установки мусоросборных контейнеров в каком-либо другом месте на территории детского сада, не нарушая п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», ст. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» невозможно.
Третьи лица МБДОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары и ООО «УК «Новый город», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участие представителей не обеспечили.
Представитель третьего лица ООО «Проектно-сметное бюро», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в суд направлены письменные пояснения о возможности перенесения контейнерной площадки на место, предусмотренное для целей чистки ковровых изделий. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Михайлов П.В. суду пояснил, что на период разработки проектно-сметной документации для целей строительства дошкольного образовательного учреждения детская площадка адрес отсутствовала. Жилая застройка проводилась несколькими застройщиками, которые, вероятно, не согласовывали между собой расположение объектов, что привело к нарушению санитарно-эпидемиологических правил при устройстве контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов дошкольного образовательного учреждения. Полагал, что частично устранить нарушение возможности путем размещения такой площадки на место, предназначенное для чистки ковров. Такое размещение в полной мере не обеспечит исполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, но минимизирует нарушение.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Чувашии, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явился. На ранее состоявшемся судебном заседании представитель третьего лица Анисов С.К.. По вопросу, соответствует ли предложенное место, обозначенное в ведомости как место для чистки ковровых изделий, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, полагал, что ответ на данный вопрос требует специальных познаний.
С учетом мнения участвующих в деле лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на образование, гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. ст. 9, 42 и 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования; обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечения права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; автономии образовательных организаций; недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования и других.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
Из п/п. 3 п. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (статья 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Положениями части 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
На период возникновения спорных правоотношений действовали СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, п. 2.2.3 которых было предусмотрена удаленность площадки для установки контейнеров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 № 42.
К организациям обучения применяются Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28, которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении такой деятельности
Таким санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 2.2.3 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 на собственной территории детского образовательного учреждения должна быть оборудована площадка, расположенная в непосредственной близости от въезда на эту территорию, с водонепроницаемым твердым покрытием для сбора отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. На площадке устанавливаются контейнеры (мусоросборники) с закрывающимися крышками.
В прокуратуру района адрес поступили обращения о переносе мусорного контейнера и площадки складирования бытовых отходов в строящемся детском садике позиции 1.28 «Новый город» от детской площадки, прилегающей к адрес.
Согласно справкам о результатах проверки от дата и дата, составленной главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, государственной регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Чувашии Анисовым С.К., на территории детского образовательного учреждения (детский сад) позиции 1.28, которая непосредственно примыкает к территории жилого адрес, расположена огороженная контейнерная площадка, на которой установлено два контейнера для сбора твердых коммунальных отходов, расстояние от контейнерной площадки с контейнерами составляет 3,75 м (при нормативе не менее 20 м) до детской игровой площадки жилого адрес, что не соответствует требованиям п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 8.2.5 СанПиН 2.дата-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
СанПиН 2.дата-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата -----, утратили силу с дата в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от дата -----.
Аналогичные выводы содержатся в справке от дата, составленной ст.пом. прокурора адрес.
Согласно экспертному заключению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской республике – Чувашии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам проведенного санитарно-эпидемиологического обследования жилого здания, помещения, территории ----- от дата размещение контейнерной площадки для сбора ТКО детского сада ----- вблизи с детской площадкой жилого дома по адресу: Чувашская республика, адрес, не соответствует п. 4 СанПиН дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста Егорова Е.В. подтвердила выводы, изложенные в заключении.
Согласно представленному фотоматериалу территория детского дошкольного образовательного учреждения огорожена забором, который разделяет площадку для мусорных контейнеров учреждения от детской площадки жилого дома.
Заместителем прокурора Калининского района г. Чебоксары дата в адрес МБУ «УКСиР» г. Чебоксары направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принятия конкретных мер по устранению нарушений федерального законодательства.
По результатам рассмотрения представления прокурора в ответе МБУ «УКСиР» г. Чебоксары от дата оснований для удовлетворения требований представления не найдено, поскольку расположение объектов на территории детского дошкольного образовательного учреждения предусмотрено муниципальным контрактом от дата, заключенным МБУ «УКСиР» г. Чебоксары как заказчиком и ООО «Стройиндустрия» как подрядчиком. Контракт заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ООО «Стройиндустрия» получено разрешение на строительство. Работы по строительству объекта, в том числе размещение контейнерной площадки, выполнено в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение АУ «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской республики от дата -----. дата ООО «Стройиндустрия» получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -----с-2019.
Ответ с аналогичным содержанием представлен в прокуратуру района ООО «Стройиндустрия» (исх. ----- от дата).
Согласно контракту ----- на строительство здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары от 29 июля 208 года, МБУ «УКСиР» г. Чебоксары, именуемый «Заказчик» поручает, и ООО «Стройиндустрия», именуемый «Генеральный подрядчик», на основании подведения итогов электронного аукциона заключили контракт, предметом которого является обязательство Генерального подрядчика по строительству здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары, согласно Техническому заданию (приложение ----- к контракту), которое является неотъемлемой частью контракта. Требования, предъявляемые к выполненным работам, а также последовательность действий при выполнении работ и другие условия определяются в Техническом задании (Приложение ----- к контракту), Календарном плане (Приложение ----- к контракту) и Сводном сметном расчете (Приложение ----- к контракту), которые являются неотъемлемой частью контракта (п. 1.3 контракта).
Согласно п. 3.13 контракта ----- Заказчик вправе отказать Генеральному подрядчику в приемке работ, если их объем, стоимость или качество не соответствуют условиям: технического задания; проектно-сметной документации, прошедшей экспертизу и выданной в производстве работ, настоящего контракта, а также в случае предоставления документов без согласования строительного контроля Заказчика.
Как следует из п. 4.3.1 контракта -----, ООО «Стройиндустрия» обязуется выполнить все работы надлежащего качества в соответствии с проектно-сметной документацией и СНиП, действующими нормами и правилами выполнения работ и техническими условиями, в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом.
Приложением ----- к контракту ----- от дата является Техническое задание на выполнение работ по строительству здания дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары.
На объект капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары» дата получено положительное заключение экспертизы ----- Автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
В разделе 3.1.7 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» предусмотрен порядок обращения с отходами.
Так, при эксплуатации детского сада образуются отходы в количестве 37,6241 т/год. Для сбора отходов предусматривается установка на специально оборудованной площадке в хозяйственной зоне типовых контейнеров (3 шт.). Оценка воздействия на компоненты окружающей среды выполнена в соответствии с действующими нормативными документами и методиками. Предусмотренные проектом мероприятия по охране окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта соответствуют экологическим требованиям.
дата администрацией города Чебоксары ООО «Стройиндустрия» выдано разрешение на строительство -----.
Объект «Детское образовательное учреждение на 160 мест» является объектом непроизводственного назначения
В соответствии с разделом В «Обоснование планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительным и техническими регламентами» пояснительной записки к Техническому заданию на проектирование дошкольного образовательного учреждения 067/16/Н-ПЗУ.ПЗ (текстовая часть) проектные решения приняты в соответствии с требованиями СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СанПиН 2.дата-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.2.1/2.дата-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». Объекты строительства на участке расположены с учетом охранных зон инженерных коммуникаций.
В разделе Ж «Описание решений по благоустройству территории» предусмотрено, что планировка земельного участка выполнена с учетом существующей и планируемой застройки, обеспечения санитарных и противопожарных требований, организации движения транспорта и пешеходов. На территории ДОУ выделены игровая и хозяйственная зоны. Хозяйственная зона имеет самостоятельный въезд. На территории хозяйственной зоны расположены хозсарай, площадка для мусоросборников, площадки для чистки ковров и сушки белья. Площадка для сбора мусора находится на расстоянии 20,2м (более 15м, п. 3.18 СанПиН 2.дата-13) от здания ДОУ, имеет твердое основание и ограждается с трех сторон забором из профнастила высотой 1,5м Территория детского сада по периметру ограждается металлическим забором высотой 1,65м и рядовой посадкой лиственных деревьев. Для отделения групповых площадок друг от друга и от хозяйственной зоны используется рядовой кустарник. Проезды, площадки, тротуары и пешеходные дорожки запроектированы с твердым покрытием.
Согласно разделу 2 «Схема планировочной организации земельного участка» (лист 8 «Ведомость площадок, проездов и тротуаров) Технического задания на проектирование обозначенного дошкольного образовательного учреждения обозначены площадки: 1-8 «Площадка для мусоросборников» (площадь: 9 м2), 1.-6 «Площадка для сушки постельных принадлежности и чистки ковровых изделий» (площадь: 20,4 м2). Также на объекте предусмотрены групповые площадки для детей (1-1 площадью 216 м2, 1-2 площадью 180 м2, 1-3 площадью 140 м2), физкультурная площадка 1-4 площадью 250 м2).
Из графической схемы расположения объектов на территории дошкольного образовательного учреждения следует, что групповые площадки для детей и физкультурные площадки расположены с трех сторон по периметру дошкольного образовательного учреждения.
Согласно схемам (графической, топографической) детские площадки за пределами земельного участка, предназначенного для строительства дошкольного образовательного учреждения, с восточной стороны рядом с местом предполагаемого размещения площадки для мусорных контейнеров не находятся, обозначены как стройплощадки.
В ходе выполнения работ во исполнение контракта ----- от дата от автономного учреждения Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики получено положительное заключение ----- от дата с выводом: «Проектная документация «Дошкольное образовательное учреждение на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары» соответствует результатам инженерных изысканий, заданию на корректировку проектной документации и требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Согласно акту приемки объекта капитального строительства от дата принято решение о принятии (приемке) в эксплуатацию дошкольного образовательного учреждения на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары.
Приказом от дата ----- заместителя министра главного архитектора Чувашской Республики ФИО8 утверждено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов ----- от дата по завершенному строительством объекту капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 160 мест», расположенному по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, поз. 1.28 в мкр. ----- жилого района «Новый город».
дата администрацией города Чебоксары выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -----с-2019, которым разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – дошкольного образовательного учреждения на 160 мест, расположенного по адресу: Чувашская Республика, адресА.
Таким образом, на периоды осуществления разработки проектно-сметной документации, строительства дошкольного образовательного учреждения с восточной стороны строящегося объекта, на котором размещена площадка для контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с муниципальным контрактом, детская площадка жилого дома адрес обозначена не обозначена, стороной истца данные об обустройстве такой детской площадки до утверждения проектно-сметной документации на строительство дошкольного образовательного учреждения и заключение муниципального контракта не представлено.
Стороной истца и третьим лицом ООО «Проектно-сметное бюро» при рассмотрении дела в суде предложено устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем перемещения площадки для контейнеров в пределах территории детского дошкольного образовательного учреждения на место, обозначенное как площадка для чистки ковровых изделий. Как указывает третье лицо, при таком случае нормативное расстояние от детской площадки жилого дома до мусоросборника достигается с минимальными затратами.
Для определения возможности устранения выявленных прокуратурой Калининского района г. Чебоксары нарушений судом назначена экспертиза.
Согласно экспертному заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы ----- от дата, проведенной Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской республике – Чувашии» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, место, находящееся в границах МБДОУ «Детский сад -----» адрес, расположенное по адресу: адресА (ранее – позиции 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» г. Чебоксары) в непосредственной близости от въезда и обозначенное в ведомости как 1-6 «Площадка для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий» для целей размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары не соответствует требованиям п. 1.3 СП дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», так как объект должен эксплуатироваться в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Как следует из исследовательской части экспертного заключения, на территории дошкольного образовательного учреждения оборудованы функционально разные по назначению площадки: для мусоросборников (обозначена в ведомости площадок как 1-8), для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий (обозначена в ведомости площадок как 1-6) и для сушки белья (обозначена в ведомости площадок как 1-7). Для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на оборудованной специальной площадке, огражденной с трех сторон, расположенной в непосредственной близости от въезда на территорию МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары установлены для контейнера (мусоросборники), с закрывающимися крышками. Расположение площадки для сбора мусора соответствует требованиям п. 2.2.3 СП дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Контейнеры (мусоросборники), площадка находятся в удовлетворительном состоянии. Площадка для сушки постельных принадлежностей и чистки ковровых изделий размещена в соответствии с проектом и граничит с площадкой для сушки белья, за которой расположена групповая площадка для детей от 3 до 7 лет (обозначена в ведомости площадок как 1-1).
Таким образом, предложенный стороной истца способ устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем устройства контейнерной площадки на территории МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары в ином месте противоречит утвержденной проектной документации и п. 1.3 СП дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства своих доводов и возражений.
Из исследованных материалов дела, пояснений участников судебного разбирательства, размещение контейнерной площадки на территории дошкольного образовательного учреждения не соответствует п. 4 СанПиН дата-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», так как расположена на расстоянии менее 20 метров от детской площадки жилого адрес.
Вместе с тем, образовательная деятельность учреждения, рассчитанная на 160 мест воспитанников, в силу п. 2.2.3 Санитарных правил СП дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», должна быть обеспечена оборудованием площадки для сбора отходов, расположенной в непосредственной близости от въезда на эту территорию.
По периметру внутри территории дошкольного образовательного учреждения расположены детские площадки для воспитанников раннего возраст и возраста от 3 до 7 лет. Предложенное в иске место размещения площадки для контейнернов для сбора отходов граничит с площадкой для сушки белья, за которой расположена групповая площадка для детей от 3 до 7 лет
По смыслу ст. 198 ГПК РФ решение суда должно быть исполнимым и в силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ не вызывать трудности при его исполнении.
Однако при удовлетворении заявленных требований с учетом положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, в соответствии с которыми суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, такое решение не является фактически исполнимым, поскольку прокурором, обратившимся с иском, не представлено доказательств возможности установить контейнерную площадку в ином месте с момента вступления решения в законную силу. Напротив, в дело представлены сведения о невозможности определить место для размещения контейнерной площадки для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в ином месте с соблюдением требований СанПиН и Санитарных правил.
Таким образом, заявленные требования об обязании ответчиков произвести работы по установке контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возле здания дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства путем перемещения на место для чистки ковровых изделий вблизи от въезда на территорию МБДОУ «Детский сад -----» удовлетворению не подлежат.
Согласно представленных доказательствам детская площадка расположена в границах земельного участка занимаемого многоквартирным жилым домом ----- по адрес.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 44 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе самостоятельно принимать решения о пределах использования общего имущества многоквартирного дома, использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе по вопросам оборудования детских площадок.
Кроме того, при рассмотрении исковых требований отмечается следующее.
После получения разрешения на ввод объекта капитального строительства «Дошкольное образовательное учреждение на 160 мест поз. 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» в г. Чебоксары» в эксплуатацию дата объекту капитального строительства присвоен адрес: Чувашская Республика, адресА.
Деятельность по данному адресу осуществляется муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад -----» города Чебоксары Чувашской Республики (сокращенное наименование – МБДОУ «Детский сад -----» адрес), юридический адрес: Чувашская Республика, адресА. МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары создано дата, тем самым, требования к ответчикам МБУ «УКСиР» и ООО «Стройиндустрия» заявлены необоснованно.
Таким образом, исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары к МБУ «УКСиР» и ООО «Стройиндустрия» об обязании совершения определенных действий в отношении территории МБДОУ «Детский сад -----» удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики и обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия», с учетом уточнений, об обязании произвести работы по установке контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возле здания дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары (позиция 1.28 в микрорайоне ----- жилого района «Новый город» г. Чебоксары) в соответствии с требованиями СанПиН путем перемещения контейнерной площадки на место площадки для чистки ковровых изделий в непосредственной близости от въезда на территорию МБОУ «Детский сад № 208» г. Чебоксары отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.Н. Волкова
Мотивированное решение составлено дата