Дело № 2а-795/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Усинск 17 сентября 2019 года
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Витязевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карманова Э. В. к ОМВД России по г.Усинску, МВД России о признании действий незаконными, нарушающими санитарно-гигиенические нормы,
установил:
Карманов Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОМВД России по г.Усинску, МВД России о признании действий по надеванию наручников через окно приёма пищи незаконными, нарушающими санитарно-гигиенические нормы, указав, что при надевании наручников через окно приема пищи, нарушаются его права.
Административный истец в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ОМВД по г.Усинску в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что действиями ОМВД по г.Усинску права истца нарушены не были.
Представитель МВД России в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно положениям указанного Федерального закона, изоляторы временного содержания, подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений (ч.1) В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных уголовно – процессуальным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (ч.2).
Частью 1 ст. 13 Федерального закона « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Карманов Э.В. с дд.мм.гггг. находился в ИВС по ..., дд.мм.гггг. этапирован в ФКУ СИЗО № УФСИН России по ....
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
Незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или полномочий органов и должностных лиц, а также бездействие в случаях, когда органы или должностные лица отказываются о выполнения своих обязанностей.
В силу ст.43 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел допускается только в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 07.02.201 №3-ФЗ « О полиции».
Приказом МВД России от 07.03.2006 №140-ДСП утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, которым определен порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах.
Согласно п.9 указанного наставления, конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.
В соответствии с п.17 Наставления, сотрудники ИВС, подразделений охраны и конвоирования, либо иные сотрудники территориальных органов МВД России, привлекаемые для конвоирования и охраны подозреваемых и обвиняемых, применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции».
В силу п.6 ч.1 ст.21 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.
Статья 22 указанного Закона содержит исчерпывающий перечень запретов и ограничений, связанных с применением специальных средств.
С целью недопущения побегов подозреваемых и обвиняемых из под стражи, нападений на участников следственных действий и на конвой, в адрес территориальных органов МВД России на районном уровне в РК, направлено указание № от дд.мм.гггг., в соответствии с которым конвоирование (в том числе и по территории ИВС) осуществлять с обязательным применением двух пар ограничения подвижности рук- одной парой ограничивать подвижность рук конвоируемого лица, другой парой пристегивать руку конвоируемого к руке конвоира.
Таким образом, действия должностных лиц ИВС ОМВД России по г.Усинску по применению двух пар наручников, являются правомерными, при этом доказательств того, что надевание наручников через окно приема пищи нарушают санитарно-гигиенические нормы не представлено, а судом таких доказательств не установлено.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть вынесено, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий должностных лиц незаконными в соответствии с требованиями данной нормы необходимо установление двух условий - несоответствие оспариваемых действий закону и нарушение прав административного истца.
При оценке законности действий административных ответчиков такой совокупности условий по делу не усматривается, поскольку каких-либо негативных последствий для административного истца надевание наручников через окно приема пищи не повлекло. Доказательств обратного истцом не представлено.
Руководствуясь статьями 227, 360 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Карманова Э. В. к ОМВД России по г.Усинску, МВД России о признании действий незаконными, нарушающими санитарно-гигиенические нормы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.А. Старцева
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2019 года.
Председательствующий Е.А. Старцева