Дело №
УИД 26RS0017-01-2024-001896-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» июня 2024 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре судебного заседания Филатовой Т.В.,
с участием помощника прокурора города Кисловодска Федоровой Д.Д.,
представителя ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска Камбиевой М.К., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования в зале суда гражданское дело по иску прокурора города Кисловодска в интересах несовершеннолетнего к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор города Кисловодска в интересах несовершеннолетнего Беглярова Богдана Владиславовича, <данные изъяты>, обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда в размере 20000,00 руб. в пользу законного представителя несовершеннолетнего Беглярова Б.В. В обоснование изложено, что в прокуратуре города Кисловодска по обращению Беглярова В.Ю. в интересах несовершеннолетнего Беглярова Б.В., 30.09.2008 года рождения, проведена проверка исполнения должностными лицами администрации города-курорта Кисловодска и ее структурных подразделений требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам который выявлены нарушения.
Гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
Нормативное-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.10.2015 г. № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 указанного Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города- курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Прокуратурой города по поступившему обращению Беглярова В.Ю. в интересах несовершеннолетнего Беглярова Б.В., <данные изъяты>, установлено, что согласно информации, представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница 22.03.2024 несовершеннолетний Бегляров Б.В. обратился за медицинской помощью в указанное учреждение с жалобами на укушенную рану безнадзорной собакой. Произведена обработка раны. Малолетнему Беглярову Б.В. в течение 90 дней проводится курс лечебно-профилактических прививок КОКАВ с целью недопущения заражения бешенством.
Согласно доводам обращения, а также материалам проверки, рана получена в результате нападения безнадзорной собаки на ул. Октябрьской города-курорта Кисловодска, чем несовершеннолетнему причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью.
В результате данного происшествия несовершеннолетнему Беглярову Б.В. причинены физические и нравственные страдания, ребенок испытал психологическую травму, у него имеется чувство страха, испуг при виде собак. Размер компенсации морального вреда истцом оценивается в 20000руб.
В судебном заседании помощник прокурора города Кисловодска Федорова Д.Д. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Законный представитель несовершеннолетнего Беглярова Б.В. – Бегляров В.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска Камбиева М.К. просила отказать в удовлетворении исковых требований, считая их незаконными и необоснованными. Истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что укус несовершеннолетнему нанесен именно безнадзорной собакой, в связи с чем не установлена вина управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, также в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий. Пояснила, что администрация города-курорта и управление действуют в рамках Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях исполнения Закона № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» Управление заключает муниципальные контракты на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. Представила суду муниципальный контракт № 9 на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске от 25.03.2024. В соответствии с условиями контракта по результатам выполненных работ составляются соответствующие акты выполненных работ. Таким образом, управление городского хозяйства администрации г. Кисловодска выполняет мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации города-курорта Кисловодска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие либо отложении судебного заседания не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Гарантированные ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В силу ч. 2 ст. 2 вышеуказанного Закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с животными регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 №71-п.
Согласно ст. 1 указанного Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
В силу положений пп. 38 п. 2 ст. 45 Устава городского округа города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 27.03.2019 № 27-519, к полномочиям администрации города-курорта Кисловодска относится в том числе, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В соответствии с п. 1.1 Положения об управлении городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 27.10.2021 № 23-621, Управление городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска является отраслевым (функциональным) органом администрации города-курорта Кисловодска, иным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства на территории городского округа города- курорта Кисловодска.
Согласно п. 3.1.11 указанного Положения в целях реализации задач, указанных в разделе 2 указанного положения, УГХ организует выполнение работ по уборке и санитарной очистке городской территории, отлову безнадзорных животных и осуществляет контроль за выполнением таких работ.
Статья 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав называет компенсацию морального вреда.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший наряд) с возмещением причиненного ему’ имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города по поступившему обращению Беглярова В.Ю. в интересах несовершеннолетнего Беглярова Б.В., <данные изъяты>, установлено, что согласно информации, представленной ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница 22.03.2024г. несовершеннолетний Бегляров Б.В. обратился за медицинской помощью в указанное учреждение с жалобами на укушенную рану безнадзорной собакой. Медиками произведена обработка раны, несовершеннолетнему Беглярову Б.В. в течение 90 дней проводится курс лечебно-профилактических прививок КОКАВ с целью недопущения заражения бешенством.
Согласно представленной медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (118021) Беглярова Богдана Владиславовича, 30.09.2008 года рождения, он обратился в ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» за медицинской помощью с укушенной раной правой голени.
Согласно сведениям ГБУЗ СК «Кисловодская городская больница» травмпункт, при первичном осмотре травматологом-ортопедом от 22.03.2024 Бегляров Б.В. обратился с жалобами на укус неизвестной собаки ан ул. Октябрьская г. Кисловодска, несовершеннолетнему поставлен предварительный диагноз: Укушенные раны правой голени, проведено лечение: Ас. повязка, назначено АВ по схеме 22,24,29/03, 05,21/04, 20.06.2024. Проведена профилактика бешенства КОКАВ, 25.03.2024, 29.03.2024, 05.04.2024,21.04.2024.
В судебном заседании установлено, что данная рана получена несовершеннолетним Бегляровым Б.В. в результате нападения безнадзорной собаки в районе ул. Октябрьской, г. Кисловодска, чем несовершеннолетнему Беглярову Б.В... причинен вред здоровью, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, и повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью малолетней.
В судебном заседании также установлено, что Управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска заключен муниципальный контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске. В 2024 году заключен муниципальный контракт № 9 на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске от 25.03.2024.
Вместе с тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принятые меры управлением городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска по отлову животных без владельцев недостаточны. Муниципальный контракт на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в городе-курорте Кисловодске в период события 22.03.2024 не заключался. Деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом в указанный период времени не осуществлялась, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы о скоплении животных без владельцев. В данном конкретном случае усматривается причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на малолетнего ребенка.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, обстоятельств получения физических и нравственных страданий потерпевшей, характером и степенью наступивших последствий, личностных особенностей потерпевшего, являющегося несовершеннолетним, а также требований разумности и справедливости, суд считает исковое требование прокурора города Кисловодска в интересах несовершеннолетнего Беглярова Б.В. о взыскании в качестве компенсации причиненного морального вреда 20000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Кисловодска в интересах несовершеннолетнего Беглярова Богдана Владиславовича к Управлению городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска о взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с Управления городского хозяйства администрации города-курорта Кисловодска в пользу несовершеннолетнего Беглярова Богдана Владиславовича, <данные изъяты>, в лице его законного представителя /отца/ Беглярова Владислава Юрьевича, <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 20000,00 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд.
Мотивированное решение составлено 07.06.2024.
Председательствующий судья Т.С. Ивашина