Судья Гайнутдинова А.С. № 33а-1721/2021
УИД 12RS0001-01-2021-000809-18
№ 2а-545/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 31 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Петровой О.А.,
судей Салиховой Э.И. и Орловой С.Г.,
при секретаре Медведеве Э.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Марий Эл к Малиничеву А.А. о взыскании задолженности по налогам по апелляционной жалобе Малиничева А.А. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 11 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия
установила:
22 марта 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Марий Эл (далее Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Малиничева А.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц (код ОКАТО 88705000) за 2015 год в размере 79,10 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц (код ОКАТО 88604159) за период с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года в размере 27723,44 рублей, земельный налог с физических лиц (код ОКАТО 88705000) за 2015 год в размере 15987 рублей, пени за период с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года в размере 333,09 рублей, земельный налог с физических лиц (код ОКАТО 88604159) за 2015 год в размере 3957 рублей, всего в сумме 48079,63 рублей.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Малиничев А.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, имеет в собственности объекты недвижимости и земельные участки, являющиеся объектами налогообложения. За налоговый период 2015 года он не уплатил налог на имущество физических лиц и земельный налог, в связи с чем ему начислены пени. Малиничеву А.А. направлены требования об уплате налогов и пени от 2 марта 2017 года <№>, <№>, от 20 марта 2017 года <№>. В установленные в требованиях сроки задолженность не оплачена. Межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Малиничева А.А. недоимки по налогам и пени. 29 сентября 2020 года вынесенный судебный приказ по заявлению Малиничева А.А. отменен, что послужило основанием для обращения в суд.
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл административные исковые требования удовлетворены: с Малиничева А.А. в доход бюджета взыскана задолженность:
по налогу на имущество физических лиц, код ОКАТО 88705000, за 2015 год в размере 79,10 рублей;
земельный налог с физических лиц, код ОКАТО 88705000, за 2015 год в размере 15 987 рублей, пени за период с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года в размере 333,09 рублей;
пени по налогу на имущество физических лиц, код ОКАТО 88604159, за период с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года в размере 27723,44 рублей;
земельный налог с физических лиц, код ОКАТО 88604159, за 2015 года в размере 3957 рублей;
итого на общую сумму 48079,63 рублей.
В связи с реорганизацией Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Марий Эл путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл определением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2021 года произведена замена административного истца на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл.
В апелляционной жалобе Малиничев А.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение которым в удовлетворении административных исковых требований отказать. Указывает, что административный иск подан в суд с пропуском шестимесячного срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговым органом произведено двойное начисление по налогам на объекты недвижимости ввиду замены кадастровых номеров этих объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Малиничев А.А. не явился, извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело по апелляционной жалобе в отсутствие административного ответчика.
Заслушав объяснения представителя административного истца Тетериной Л.А., поддержавшей доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, изучив представленные материалы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Из материалов дела следует, что Малиничеву А.А. налоговым органом было направлено налоговое уведомление от 29 сентября 2016 года <№> (л.д. 41-42) о необходимости уплаты в срок до 20 февраля 2017 года за 2015 год земельного налога в размере:
549 рублей, исчисленного в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
3408 рублей, исчисленного в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
15987 рублей, исчисленного в отношении земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
Налога на имущество физических лиц в размере:
5584 рублей, исчисленного в отношении нежилого здания с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
54263 рублей, исчисленного в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <№> (новый кадастровый номер <№>), расположенного по адресу: <адрес>;
8040 рублей, исчисленного в отношении нежилого помещения с кадастровым номером <№> (новый кадастровый номер <№>), расположенного по адресу: <адрес>;
3 рублей, исчисленного в отношении нежилого здания с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
319 рублей, исчисленного в отношении квартиры с кадастровым номером <№>, расположенной по адресу: <адрес>;
99 рублей, исчисленного в отношении квартиры с кадастровым номером <№>, расположенной по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налогов не уплатил, налоговой инспекцией на сумму недоимки в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 и статьями 69, 70 НК РФ налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование от 2 марта 2020 года № 73 (л.д. 12-13) об уплате в срок до 25 апреля 2017 года:
недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 322 рублей, пени за период с 21 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года в сумме 0,97 рублей;
недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 67887 рублей, пени за период с 21 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года в сумме 203,66 рублей;
недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 15987 рублей, пени за период с 21 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года в сумме 47,96 рублей;
недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 3957 рублей, пени за период с 21 февраля 2017 года по 1 марта 2017 года в сумме 11,87 рублей.
Кроме того, налоговым органом 2 марта 2017 года выставлено и направлено требование <№> (л.д. 9-10) об уплате в срок до 25 апреля 2017 года пени:
по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 136,20 рублей и 12,83 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 31380,22 рублей и 2582,48 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 10711,04 рублей и 884,28 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 187,96 рублей и 2008, 34 рублей.
20 марта 2017 года налоговым органом выставлено и направлено требование <№> (л.д. 7) об уплате в срок до 10 мая 2017 года пени:
по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 7,11 рублей;
по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1601,65 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 503,58 рублей;
по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений, в размере 100,20 рублей.
Согласно имеющимся в материалах настоящего дела расчетам указанные в требованиях <№> от 2 марта 2017 года и <№> от 20 марта 2017 года пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений (ОКАТО 88604159), образовавшуюся за налоговые периоды 2011-2015 годы, начислены в сумме 35564,35 рублей (с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года); пени на недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов (ОКАТО 88705000), образовавшуюся за налоговые периоды 2011-2015 годы, начислены в сумме 12098,90 рублей (с 1 декабря 2015 года по 19 марта 2017 года). Указанные расчеты пени административным ответчиком не оспорены, судом проверены и признаны правильными.
Налогоплательщик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа, направив заявление Почтой России 29 сентября 2017 года.
20 октября 2017 года мировым судьей по заявлению налогового органа был выдан судебный приказ на взыскание с Малиничева А.А. задолженности по указанным налогам и пени, который по заявлению должника отменен 29 сентября 2020 года. С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 22 марта 2021 года.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы сроки обращения за вынесением судебного приказа и последующего обращения в порядке административного искового производства, установленные статьей 48 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
Ко взысканию налоговым органом предъявлены не уплаченные Малиничевым А.А. до подачи административного иска по настоящему административному делу указанные выше суммы задолженности по налогам и пени, выставленные в перечисленных требованиях.
Доказательств оплаты взыскиваемых сумм недоимки по налогам и пени административным ответчиком не представлено.
Доводы жалобы о двойном начислении налогов в виду замены кадастровых номеров по объектам недвижимости являются несостоятельными, поскольку налоговое уведомление от 29 сентября 2016 года <№> содержит достаточные сведения об объектах недвижимости, на которые произведен расчет налога на имущество физических лиц, а именно указаны наименование объекта, его площадь и адрес (местоположение) объекта. Согласно выписке из ЕГРП Малиничев А.А. владеет указанными объектами недвижимости с 21 апреля 2005 года. Иных объектов недвижимости, имеющих аналогичные площади, в налоговом уведомлении не указано.
Судебная коллегия соглашается с выводами о взыскании с Малиничева А.А. задолженности по земельным налогам и налогам на имущество физических лиц, пени за их неуплату.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном понимании норм процессуального права.
Учитывая изложенное, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не установила.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 11 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малиничева А.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи Э.И. Салихова
С.Г. Орлова