Дело № 12-35/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
29 июня 2020 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Копина С.А.,
с участием заявителя –представителя ПАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» Балакшиной В.Ю., действующей на основании доверенности,
представителя Министерства природных ресурсов и экологии Москалева А.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре Ипатовой М.А.,
рассмотрев жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского Сергея Александровича от 14.10.2019 г. № 832-19л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об АП, в отношении ПАО «ЛХК»Кареллеспром»,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского Сергея Александровича от 14.10.2019 г. № 832-19л ПАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» (далее- ПАО «ЛХК «Кареллеспром») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса РФ об АП. Постановлением юридическому лицу назначено административное наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 ( двести тысяч ) рублей.
С таким постановлением не согласно ПАО «ЛХК «Кареллеспром», которое в жалобе указало, что 16.04.2019 года в отношении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» был составлен протокол № 13, однако, дело об административном правонарушении прекращено постановлением № 433/19л от 20.06.2019 года. 08 августа 2019 года в отношении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об АП. 14.10.2019 года оспариваемым постановлением юридическое лицо привлечено к административной ответственности. Основанием для возбуждения дел явилось мнение Министерства природных ресурсов и экологии РК о невыполнении ПАО «ЛХК «Кареллеспром» предусмотренных Проектом освоения лесов объемных показателей по уходу за лесами на лесном участке, используемом Обществом на основании договора аренды. Полагают, что производство по делу подлежит прекращению в связи с наличием принятого решения о прекращении производства по делу по тому же факту совершения противоправных действий ( бездействий ). Просили постановление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 14.10.2019 года № 832 /19л признать незаконным и отменить..
В судебном заседании представитель заявителя жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям, указала, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене, поскольку по факту невыполнения обществом объемов работ по уходу за лесами в 2018 на лесном участке, используемом обществом на основании договора аренды от 03.12.2008 Министерством уже было возбуждено дело об административном правонарушении, прекращенное постановлением от 20.06.2019 №433/19л. Вынесение в отношении общества постановления от 14.10.2019 №832/19л является нарушением части 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об АП. Просила постановление отменить и производство по делу прекратить.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагал оспариваемого постановление законным и обоснованным.
Ранее представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в письменных возражениях, направленных в суд, указал, что между Министерством и обществом заключен договор аренды лесного участка от 03.12.2008 № 20-з, согласно которому общество обязано выполнять работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки установленные Проектом освоения лесов (пункт 4.4.15). За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды лесного участка стороны несут гражданско-правовую ответственность в виде убытков, а также неустойки, если она предусмотрена законом или договором. Вместе с тем ранее существовала административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, предусмотренная частью 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об АП. В связи с вступлением в законную силу 17.06.2019 Федерального закона от 17.06.2019 № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" часть 4 статьи 8.25 Кодекса РФ об АП признана утратившей силу. На основании вышеуказанного, заместителем главного государственного лесного инспектора вынесено постановление от 20.06.2019 №433/19л о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП. Отметил, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено за нарушение требований лесной законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, а именно за несоблюдение Правил ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 (далее - Правила ухода), а также статей 61,64 Лесной Кодекса Российской Федерации (далее - ЛK РФ). В данном случае обществ привлечено к административной ответственности за нарушение иной статьи Кодекса РФ об АП, что, по мнению Министерства не является повторным привлечением общества к административной ответственности, так как составы статей 8.25 и 8.27 Кодекса РФ об АП различны.
Выслушав представителя ПАО «ЛХК «Кареллеспром», исследовав материалы дела, суд полагает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 14.10.2019 г. №832/19л ПАО «ЛХК «Кареллеспром» привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса РФ об АП в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило невыполнение обществом установленного Договором от 03.12.2008 г, № 20-з годового объема мероприятий (прореживание и проходные рубки). Рубки прореживания не выполнены в объеме 73,4 тыс. куб.м на площади 3086 га, проходные рубки не выполнены в объеме 69,4 тыс. куб.м.
Между Министерством лесного комплекса РК и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 03.12.2008 г. № 20-з (далее - договор). На основании постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.2011 г. № 177-П Министерство лесного комплекса РК преобразовалось в Министерство по природопользованию и экологии РК. 07.08.2015 г. в целях приведения наименования предприятия в соответствие с действующим законодательством ИФНС по г.Петрозаводску зарегистрированы изменения наименования предприятия с ОАО «ЛХК «Кареллеспром» на ПАО «ЛХК « Кареллеспром». На основании Постановления Правительства РК от 26.09.2017 г. № 326-П Министерство по природопользованию и экологии РК преобразовано Министерство природных ресурсов и экологии РК.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 ЛК РФ) Статьей 61 ЛК РФ установлено, что воспроизводство лесов включает в себя, в том числе уход за лесами.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (статья 64 ЛК РФ), который разрабатывается арендатором и предоставляется в Министерство с положительным заключением государственной экспертизы на основании пункта 4.4.7 Договора аренды лесного участка.
Пунктом 6 Правил ухода установлено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе пункт 10 Правил ухода устанавливает виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями:
рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;
проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с Правилами ухода за лесами, в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (пункты 3,4 Правил ухода).
Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду обществу в Пудожском лесничестве, предусмотрены ежегодные допустимые нормы изъятия древесины при уходе за лесами на арендуемом участке.
В соответствии с Проектом освоения лесов (приложение 5) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 142,8 тыс. куб.м, (рубки прореживания на площади 3086 га в объеме 73,4 тыс. м и проходные рубки на площади 2577 га в объеме 69,4 тыс. м3).
По окончанию 2018 года установлено, что годовой объем мероприятий (прореживание и проходные рубки) обществом выполнены не в полном объеме.
Рубки прореживания не выполнены обществом в объеме 73,4 тыс. куб.м на площади 3086 га, проходные рубки не выполнены в объеме 66,6 тыс. куб.м. площади 2490 га.
По факту выявленных нарушений Министерством был составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2019 №22, на основании которого 14.10.2019 г. начальником отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия было вынесено постановление №832/19л о признании общества виновным в правонарушении, предусмотренным статьей 8.27 Кодекса РФ об АП в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Частью 5 статьи 4.1 Кодекса РФ об АП предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об АП определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об АП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В рассматриваемом случае проведены две проверки по одному и тому же факту, совершенному 01.01.2019. Это проверка в рамках оспариваемого постановления в настоящем деле и проверка, оформленная постановлением №433/19л о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20.06.2019.
Из представленных документов и доказательств следует, что как в первоначальном протоколе, так в последующем протоколе и оспариваемом постановлении основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, послужил факт невыполнения принятых Обществом обязательств по объему предусмотренных Проектом освоения лесов объемных показателей по уходу за лесами на лесном участке, используемом Обществом на основании договора аренды.
Таким образом, в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП РФ данное обстоятельство исключает производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса РФ об АП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса РФ об АП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С учетом изложенного, суд считает, что заявленные ПАО «ЛXK «Кареллеспром» требования подлежат удовлетворению, постановление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 14.10.2019 №832/19 л о привлечении к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса РФ об АП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей - признанию незаконным и отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.10 Кодекса РФ об АП, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ПАО «ЛХК «Кареллеспром» удовлетворить.
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского Сергея Александровича от 14.10.2019 г. № 832-19л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса РФ об АП РФ, в отношении ПАО «ЛХК»Кареллеспром», отменить на основании п.7 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней.
Судья подпись Копин С.А.
Подлинник решения находится в деле № 12-35/2020 УИД № 10RS0015-01-2020-000286-06 в Пудожском районном суде Республики Карелия..