Решение по делу № 2-97/2022 (2-2951/2021;) от 12.11.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 января 2022 года                                                 г. Усолье-Сибирское

                Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Касимовой А.Н., при секретаре судебного заседания Петровой А.В., с участием представителя истца Прокопьевой Е.С. и представителя ответчика Аверкиевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2021-005023-57 (2-97/2022) по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к Обществу с ограниченной ответственностью «АкваСервис» о признании бездействия незаконным, исполнении предписания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска указано, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее – Управление) на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контракте в Российской Федерации» в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Обществу с ограниченной ответственностью «АкваСервис», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой установлено, что согласно указанному предписанию ООО «АкваСервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ должно устранить нарушение: осуществление сброса загрязняющих веществ (фенолы общие) в составе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект <адрес> Указанное предписание ответчиком не обжаловалось. В ходе проведения проверки с привлечением экспертной организации <адрес> отдела лабораторного анализа и технических измерений Испытательного центра <адрес>» - <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выполнен трехкратный отбор проб сточной воды, поступающей в водный объект по выпуску (данные изъяты) от <адрес>», а также выполнен двухкратный отбор проб природной воды в фоновом и контрольном створах. Согласно результатам анализа отобранных проб, концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступающих по выпуску (данные изъяты) от <адрес>» в водный объект (<адрес> (<адрес>)), превышает норматив допустимого сброса по следующему ингредиенту: фенолы (общие) в (данные изъяты) раза (проба (данные изъяты)/ ШВс3), в (данные изъяты) раза ((данные изъяты) образом, предписание об устранении выявленных нарушения обязательных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением ООО «АкваСервис», не исполнено.

Просят признать бездействие по неисполнению предписания ООО «Аквасервис» № (данные изъяты)в от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ООО «АкваСервис» исполнить предписание № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Прокопьева И.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты), выданной сроком до ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д. 176), в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требованиях в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «АкваСервис» Аверкиева И.А., действующая на основании доверенности (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на срок один год без права передоверия (л.д. 175), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требования в полном объёме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также реализация положений, предусмотренных частью 1 статьи 9, частью 2 статьи 36, статьей 58 Конституции Российской Федерации, обеспечивается в том числе путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из принципов охраны окружающей среды является обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства могут быть возложены законами соответствующих субъектов Российской Федерации на органы государственной власти городов федерального значения.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:

выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;

принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством (часть 2 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

Частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ предусмотрено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии со статьёй 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и сонных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «АкваСервис» включено в Единый реестр юридических лиц с ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности (данные изъяты) Распределение воды для питьевых и промышленных нужд, генеральный директор – Ф.И.О5, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-31).

В соответствии с предписанием Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Аквасервис» должно было устранить нарушение: «Осуществляется сброс загрязняющих веществ (фенолы общие) в составе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект <адрес> (<адрес>) по выпуску (данные изъяты) от <адрес> со сроком устранения нарушения – ДД.ММ.ГГГГ, нарушены требования части 6 статьи 56, подпунктов 1, 6 части 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (л.д. 8). Указанное предписание в установленный срок ООО «АкваСервис» не обжаловалось.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка на основании пункта 5 части 1 статьи 57 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-р (л.д. 13-14), в отношении ООО «АкваСервис» по адресу (местоположению): <адрес>, <адрес>, в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований № (данные изъяты)-н от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Обществу с ограниченной ответственностью «АкваСервис».

В ходе проверки с привлечением экспертной организации Ангарского <адрес> <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками данной экспертной организации выполнен трехкратный отбор проб сточной воды, поступающей в водный объект по выпуску (данные изъяты) от (данные изъяты) ООО «АкваСервис», а также выполнен двухкратный отбор проб природной воды в фоновом и контрольном створах. Отбор выполнен в присутствии представителей ООО «АкваСервис» по доверенностям Ф.И.О6, Ф.И.О7, а также сотрудников лаборатории ООО «АкваСервис» (аттестат аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты)).

При проведении выездной проверки совершены следующие контрольные (надзорны) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов) в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту: выпуск сточных вод (данные изъяты) от (данные изъяты) ООО «АкваСервис» в <адрес>), по результатам которого составлены протоколы отбора проб вод № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (вх. (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 18-19, 20-21); испытание в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту: осуществления деятельности экспертной организации – <адрес>» - <адрес>, выполнены испытания отобранных проб природных и сточных вод, по результатам которых составлены протоколы испытаний № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, № (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ (вх. (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 22-23); экспертиза в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту осуществления деятельности экспертной организации – <адрес> выполнены испытания отобранных проб природных и сточных вод, по результатам которого составлено экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-Г-ДД.ММ.ГГГГ (вх. (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ) (оборот л.д. 16, л.д. 17).

Также по результатам внеплановой выездной проверки установлено: ООО «АкваСервис» осуществляет пользование поверхностным водным объектом (<адрес> водохранилище (<адрес>)) в целях сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод в водный объект (<адрес> водохранилище) на основании решения о предоставлении водного объекта (<адрес> водохранилище (<адрес>)) в пользование (данные изъяты)-ДД.ММ.ГГГГ(данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия решения до ДД.ММ.ГГГГ. ООО «АкваСервис» разработана Декларация о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (данные изъяты). Декларация содержит расчет и утвержденный норматив допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект.

Согласно результатам анализа отборных проб, концентрация загрязняющих веществ в составе сточных вод, поступающих по выпуску (данные изъяты) от (данные изъяты) ООО «АкваСервис» в водный объект <адрес> водохранилище (<адрес>)), превышает норматив допустимого сброса по следующему ингредиенту: фенолы (общие) в (данные изъяты) раза (проба (данные изъяты)/ (данные изъяты)), в (данные изъяты) раза ((данные изъяты)

Согласно результатам анализа проб природной воды, концентрация загрязняющих веществ (фенолы общие) в фоновом створе ниже предела обнаружения методики выполнения измерений. Сделать вывод о влиянии сточных вод, поступающих в водный объект <адрес> водохранилище (<адрес>) по выпуску (данные изъяты) от (данные изъяты) ООО «АкваСервис», не представляется возможным.

Таким образом, в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно: предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № В(данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, юридическим лицом ООО «АкваСервис» в установленный срок – ДД.ММ.ГГГГ не исполнено.

По результатам проверки, составлен акт внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12).

Кроме этого, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории неоднократно выдавало ООО «АкваСервис» предписания с аналогичными требованиями.

Так, в соответствии с предписанием Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «АкваСервис» должно было устранить нарушение: «Осуществляется сброс загрязняющих веществ (фенолы общие) в составе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект <адрес> водохранилище (<адрес>) по выпуску (данные изъяты) от <адрес> ООО «АкваСервис»», со срок устранения нарушения – ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушены требования части 6 статьи 56, подпунктов 1, 6 части 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (л.д. 24).

За неисполнение предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка (данные изъяты) <адрес> и <адрес> по делу (данные изъяты) об административном правонарушении, юридическое лицо ООО «АкваСервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (оборот 25, л.д. 26-27).

В обоснование своих доводов ответчиком представлены документы по вопросу возможности исполнения предписаний, в части очищения сточных вод до установленных нормативов по веществам ртуть, фенолы.

Из материалов дела следует, что ООО «АкваСервис» не выполнило нарушения, указанные в предписании Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок, до настоящего времени осуществляет сброс загрязняющих веществ (фенолы общие) в составе недостаточно очищенных сточных вод в водный объект <адрес> водохранилище (<адрес>) по выпуску (данные изъяты) от <адрес> ООО «АкваСервис»», что существенно нарушает права и законные интересы граждан, нарушает требования к безопасной окружающей среде.

Исходя из положений части 6 статьи 56, подпунктов 1, 6 части 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ и требования части 2 статьи 90, части 2 статьи 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) в муниципальном контроле в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», суд приходит к выводу о доказанности факта неисполнения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов, о чем приведены исчерпывающие доводы стороной истца по настоящему делу и не оспорены ответчиком.

В нарушение требований положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ стороной ответчика суду не были представлены доказательства устранения нарушений требований природоохранного законодательства, изложенных в предписания от 17 мая 2021 года № В-365-в, поэтому исковые требования о признании бездействия незаконным и обязании исполнить требования предписания подлежат удовлетворению.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к обществу с ограниченной ответственностью «АкваСервис» подлежат удовлетворению.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

                Исковые требования Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к Обществу с ограниченной ответственностью «АкваСервис» о признании бездействия незаконным, исполнении предписания - удовлетворить.

Признать бездействия Общества с ограниченной ответственностью «АкваСервис» по неисполнению предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АкваСервис» исполнить требования предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № (данные изъяты)-в от ДД.ММ.ГГГГ в течении трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья                                              А.Н. Касимова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-97/2022 (2-2951/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории
Ответчики
ООО "АкваСервис"
Другие
Аверкиева Ирина Анатольевна
Прокопьева Елена Сергеевна
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Касимова А.Н.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
12.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2021Передача материалов судье
17.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2021Подготовка дела (собеседование)
14.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее