Дело № 2а-1835/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Геновой О.В.,
при секретаре Куреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1835/2021 по административному иску прокурора Елецкого района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Прокурор Елецкого района Липецкой области обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Просил признать информацию, размещенную на интернет-сайте по URL-
адресу: https://diploms-vuza.com/ информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено и ограничить доступ к информации как по протоколу доступа HTTPS, так и по протоколу доступа HTTP; решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области для внесения, указанного Интернет - сайта с URL-адресом: https://diploms-vuza.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"; решение суда обратить к немедленному исполнению на основании ст.ст. 188, 265.5 КАС РФ, так как замедление его исполнения может привести к
причинению значительного вреда интересов неопределенного круга лиц.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя территориального органа Роскомнадзора, не возражают против удовлетворения исковых требований. Дополнительно указали, что по состоянию на 31.08.2021 в Едином реестре не обнаружено решение суда или иного уполномоченного органа, содержащего указанный адрес.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца - помощник прокурора Елецкого района Липецкой области Климанова А.Г. в судебном заседании поддержала заявленное требование по изложенным в административном иске основаниям.
Заслушав представителя административного истца, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в совокупности и каждое в отдельности, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пункт 3 статьи 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Учитывая, что заявленные требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор города Ельца вправе был обратиться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со статьей 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации регулирует Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Согласно статье 2 указанного Федерального закона информационно -телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
На основании части 4 статьи 8 названного Федерального закона не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; 2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации); 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; 4.1) информации, содержащейся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации); 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
В силу части 1 статьи 9, частей 1, 6 статьи 10 того же Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается Федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 упомянутого Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статья 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусматривает, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: 1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации (часть 3 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в пункте 1 которых указано, что Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Согласно пункту 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Елецкого района Липецкой области проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В ходе проверки было установлено, что на Интернет-сайте по адресу: https://diploms-vuza.com/ осуществляется дистанционный сбыт поддельных документов: дипломов о получении высшего и среднего профессионального образования; аттестатов о получении общего и среднего образования, свидетельств о рождении, браке, смерти. Справок об обучении, академических справок и других документов. Названная информация представлена в свободном доступе, дополнительной регистрации для ее просмотра не требуется, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал может любой пользователь сети «Интернет».
Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями со страницы вышеуказанного интернет-сайта с URL-адресом https://diploms-vuza.com/. По данным domain information, местом регистрации доменного имени https://diploms-vuza.com/ является Registrar: CNOBIN INFRMATION TECHNOLOGY LIMITED (Китай, Гонконг), о чем свидетельствует скриншот с сайта.
Федеральным законодательством установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление и сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 Уголовного кодекса РФ).
Размещённая на вышеуказанном сайте информация свидетельствует о совершении уголовно-наказуемого деяния, а также побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Судом установлено, что страница сайта сети «Интернет» с URL-адресом https://diploms-vuza.com/ в Едином реестре отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя административного истца и представленными им скриншотами.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что информацию, размещенную на странице сайте в сети «Интернет» с URL-адресом https://diploms-vuza.com/, необходимо признать информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено. Таким образом, административное исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежит удовлетворению.
С учетом основных способов (протоколов) доступа к информации, используемых в сети Интернет, необходимо ограничение доступа к информации как по протоколу доступа HTTP, так и по протоколу доступа HTTPS, так как включение только одного из способов доступа не приведет к ограничению распространения информации, размещенной на сайте (сайтах) и его странице (страницах).
В соответствии с частью 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать информацию, размещенную на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: https://diploms-vuza.com/, и представляющую собой информацию о продаже поддельных документов; информацию о видах поддельных документов, возможных к продаже; информацию о ценах на данные документы; информацию, направленную на возникновение у неопределенного круга лиц желания приобрести поддельные документы, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области страницы сайта в сети «Интернет» с URL-адресом https://diploms-vuza.com/ в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и ограничения доступа к информации как по протоколу доступа HTTPS, так и по протоколу доступа HTTP.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.В. Генова
Решение суда в окончательной форме составлено 28 сентября 2021 года.