Решение по делу № 2а-1225/2021 от 09.02.2021

Производство 2а-1225/2021

УИД 67RS0003-01-2021-000855-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Смоленск 25 марта 2021 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Селезеневой И.В.,

при секретаре Ушковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Филимонова Дмитрия Николаевича к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области Князь Елене Владимировне, ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП РФ по Смоленской области, УФССП РФ по Смоленской области об уменьшении исполнительского сбора и предоставлении рассрочки его уплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что в отношении него было возбуждено исполнительное производство № 18721/20/67050-ИП от 08.09.2020, предметом исполнения которого являлось взыскание с должника в пользу Филимоновой О.Г. задолженности по алиментам в размере 698630,69 руб.

22.12.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области Князь Е.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 48904,15 руб. В настоящее время имущественное положение Филимонова Д.Н. не позволяет в установленный законом срок полностью исполнить решение судебного пристава-исполнителя о взыскании вышеуказанного исполнительского сбора, удержание которого установленном размере, усугубит его неблагоприятное финансовое положение и не позволит в кратчайшее время погасить алиментные обязательства, в связи с чем, просит об уменьшении исполнительного сбора по исполнительному производству № 67050/20/75831от 22.12.2020 до 1/4 (до 12226,03 руб.) в соответствии с п. 6 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" № 229-ФЗ от 02.10.2007, а также просит произвести рассрочку выплат уменьшенного исполнительского сбора сроком на один год помесячно равными платежами по 1018,83 руб.

Истец Филимонов Д.Н., административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области Князь Е.В., административный ответчик ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области, административный ответчик УФССП России по Смоленской области в судебное заседание явились, извещены надлежащим образом.

В силу ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу из положений ст. ст. 226, 227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, является несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя, в числе которых создание препятствий к осуществлению им его прав и свобод или незаконное возложение на него какой-либо обязанности.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" относительно взыскания исполнительского сбора, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Изложенное указывает на то, что суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда.

Исполнительский сбор, установленный статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

Судом установлено, что в рамках исполнительного производства № 18721/20/67050-ИП от 08.09.2020, возбужденного на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя № б/н, вступившего в законную силу 07.09.2020, выданного ОСП по ВАПД по делу № б/н, с должника Филимонова Д.Н. в пользу взыскателя ФИО4 подлежит взысканию задолженность по алиментам в размере 698630,69 руб., в связи несвоевременным добровольным исполнением требований исполнительного документа.

Судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области Князь Е.В. 22.12.2020 на основании постановления о взыскании исполнительного сбора возбуждено исполнительное производство № 67050/20/75831-ИП о взыскании с Филимонова Д.Н. исполнительного сбора в размере 48904,15 руб.

Должник в установленный срок имеющуюся задолженность по исполнительному производству № 18721/20/67050-ИП от 08.09.2020 не уплатил, доказательств уважительных причин такой неуплаты не представил, в соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе был взыскать исполнительский сбор.

В качестве основания уменьшения суммы исполнительского сбора административный истец ссылается на свое тяжелое материальное положение, не позволяющее ему произвести оплату исполнительского сбора в установленной сумме, а также просит учесть, что единственным источником его дохода является заработная плата в ООО «Смоленские машины». Согласно справке № б/н от 24.11.2020 Филимонов Д.Н. работает в ООО «Смоленские машины» с 01.10.2018 по настоящее время в должности слесаря-сборщика, его доход в период с 01.05.2020 по 31.10.2020 составляет 99000 руб.

Вместе с тем, в указанный период с Филимонова Д.Н. в пользу ФИО5 удержаны алименты на содержание их несовершеннолетней дочери в размере 71213,28 руб., что подтверждается справкой №б/н о сумме удержанных алиментов от 07.12.2020, выданной ООО «Смоленские машины».

Таким образом, из заработной платы административного истца удерживается 72 % заработка, что позволяет прийти к выводу о его желании в кратчайшие сроки погасить имеющуюся задолженность по алиментным обязательствам, и невозможность выполнить это в случае наложения на него дополнительного денежного обременения в виде исполнительского сбора в размере 48904,15 руб.

Анализируя указанные нормы права в совокупности с представленными доказательствами, учитывая принятые меры для исполнения исполнительного документа, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение, исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка, а также принимая во внимание критерии соразмерности, вытекающие из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в силу положений ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд приходит к выводу об удовлетворении требования и снижении размера исполнительского сбора на 1/4, то есть до 36678 руб. 12 коп.

Также суд удовлетворяет требование о предоставлении Филимонову Д.Н. рассрочки выплаты уменьшенного исполнительского сбора сроком на один год помесячно равными платежами по 3 056,51 руб., поскольку административным истцом представлены сведения о невозможности единовременного погашения всем суммы уменьшенного исполнительского сбора.

Согласно части 3 статьи 37 Закона об исполнительном производстве в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

Руководствуясь ст.175-180, 226-227, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Филимонова Дмитрия Николаевича удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области от 22.12.2020 в рамках исполнительного производства № 18721/20/67050-ИП на 1/4, то есть на 12 226 руб. 03 коп.

Предоставить Филимонову Дмитрию Николаевичу рассрочку выплаты уменьшенного исполнительского сбора сроком на один год помесячно равными платежами по 3056 руб. 51 коп.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Селезенева

2а-1225/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Филимонов Дмитрий Николаевич
Ответчики
ОСП по ВАПД по г. Смоленску УФССП России по Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
09.02.2021Регистрация административного искового заявления
09.02.2021Передача материалов судье
09.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2021Судебное заседание
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее