УИД 11RS0001-01-2019-015573-48 |
Дело № 2-690/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Семенчиной Е.Е. (до объявления перерыва в судебном заседании), помощнике судьи Землянской Е.В. (после перерыва в судебном заседании),
с участием истицы Анисимовой Г.Е. (после перерыва в судебном заседании),
представителя ответчика Рогозина А.В.,
третьего лица Барановой М.А. (до объявления перерыва в судебном заседании),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах Анисимовой Галины Евстафьевны к ООО «ИЦ по ЖКХ» об обязании провести работы,
у с т а н о в и л :
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району (далее – ГЖИ) обратилась в суд в интересах Анисимовой Г.Е. с иском к ООО «ИЦ по ЖКХ» об обязании: провести восстановительные работы входной и межтамбурной дверей второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара, установить на входной и межтамбурной дверях второго подъезда указанного дома самозакрывающиеся устройства (пружины), обеспечить плотное закрывание указанных дверей; провести восстановительные работы повреждённых окон, расположенных во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара; закрепить на стене второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара между первым и вторым этажами снятые со стены почтовые ящики; закрепить и разместить в кабель-каналы электрические провода и провода слаботочных устройств, расположенных во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара; установить на лестничных площадках второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара светильники; восстановить освещение во втором подъезде (на всех этажах) дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара; провести осушение грунта в подвальном помещении дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Баранова М.А.
Определением суда от 15.06.2020 прекращено производство по делу в части требований об обязании ООО «ИЦ по ЖКХ»: провести восстановительные работы входной и межтамбурной дверей второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара, установить на входной и межтамбурной дверях второго подъезда указанного дома самозакрывающиеся устройства (пружины), обеспечить плотное закрывание указанных дверей; провести восстановительные работы повреждённых окон, расположенных во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара; закрепить на стене второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара между первым и вторым этажами снятые со стены почтовые ящики; закрепить и разместить в кабель-каналы провода слаботочных устройств, расположенных во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара; установить на лестничных площадках второго подъезда дома № 80 по ул. Ленина г.Сыктывкара светильники; восстановить освещение на первом, втором, четвёртом и пятом этажах во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара, в связи с отказом Анисимовой Г.Е. от иска и принятия его судом.
Определением суда от 17.06.2020 прекращено производство по делу в части требований об обязании ООО «ИЦ по ЖКХ» восстановить освещение на третьем этаже во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара.
В судебном заседании Анисимова Г.Е. на иске в оставшейся части настаивала.
Представитель ООО «ИЦ по ЖКХ» иск не признал.
Баранова М.А. иск поддержала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Представитель ГЖИ просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ленина, 80-79 принадлежит на праве собственности Барановой (ранее – Анисимова) М.А. (запись в ЕГРП от 23.09.2009).
Анисимова Г.К. приходится матерью Барановой М.А. и проживает в указанном жилом помещении. Сама Баранова М.А. в указанном жилом помещении не проживает.
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Сыктывкар, ул.Ленина, 80 с 01.07.2019 осуществляется ООО «ИЦ по ЖКХ» на основании договора управления многоквартирным домом от 04.06.2019, заключённого по итогам проведённого УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» 04.06.2019 открытого конкурса по отбору управляющей организации.
На основании распоряжения и.о. руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 1030-л от 02.07.2019 в связи с поступлением обращения Анисимовой Г.Е. в период с 05.07.2019 по 01.08.2019 назначена проверка ГЖИ в отношении ООО «ИЦ по ЖКХ».
10.07.2019 по итогам внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки, согласно которому по состоянию на 10.07.2019, в том числе, было установлено, что:
- в подвальном помещении наблюдается увлажнение грунта. Видимые повреждения инженерные сети общедомовой системы водоснабжения, водоотведения и отопления не имеют, протечки отсутствуют;
- электрические провода смонтированы поверх стен, не закреплены, не помещены в кабель-канал.
По результатам указанной проверки ООО «ИЦ по ЖКХ» выдано предписание № 229 от 10.07.2019 об устранении нарушений обязательных требований минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, которым ООО «ИЦ по ЖКХ» было предписано, в том числе, в срок до 16.09.2019:
- выполнить мероприятия по закреплению и размещению в кабель-каналы электрических проводов, расположенных во втором подъезде дома № 80 по ул.Ленина г. Сыктывкара;
- провести осушение грунта в подвальном помещении дома № 80 по ул.Ленина г. Сыктывкара.
Предписание ответчиком было получено 13.07.2019.
В силу положений ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. При этом орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Предписание № 229 от 10.07.2019 выдано должностным лицом ГЖИ в пределах его компетенции, в установленном порядке ответчиком не обжаловалось, в связи с чем, суд при вынесении решения исходит из его действительности.
На основании распоряжения руководителя Службы Республики Коми стройжилтехнадзора № 1643-л от 23.09.2020 в период с 24.09.2019 по 21.10.2020 назначено проведение ГЖИ проверки исполнения ООО «ИЦ по ЖКХ» предписания № 229 от 10.07.2019.
В ходе проверки выполнения предписания было выявлено, что по состоянию на 25.09.2020 предписание не исполнено. В том числе, было установлено, что электрические провода смонтированы поверх стен, не закреплены, не помещены в кабель-каналы, подвальное помещение подтоплено, обследовать не представилось возможным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу п. 2 которых в состав общего имущества включаются: ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
При этом согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 данных Правил.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Частью 1.2 указанной нормы предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
При этом согласно с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 данных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень).
В утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 минимальный перечень включены, в том числе:
- работы, выполняемые в зданиях с подвалами: проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; контроль за состоянием дверей подвалов и технических подполий, запорных устройств на них. Устранение выявленных неисправностей;
- работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Согласно п. 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
Пунктом 3.4.2 указанной нормы установлено, что подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации (п.п. 4.1.1, 4.1.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
При этом согласно п. 4.1.3 данных Правил подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Также п. 4.1.15 указанных Правил предусмотрено, не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Затопление подвального помещения также является нарушением требований п. 9.1, п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, и статей 11 и 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п. 7.1.37 Правил устройства электроустановок, утверждённых Минтопэнерго России 06.10.1999 электропроводку в помещениях следует выполнять сменяемой: скрыто – каналах строительных конструкций, замоноличенных трубах; открыто – электротехнических плинтусах, коробах и т.п.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, касающиеся содержания инженерных коммуникаций в подвале дома и содержания подвального помещения, содержания электропроводки, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 60 указанного Кодекса обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Статьей 67 указанного Кодекса предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Представитель ООО «ИЦ по ЖКХ» указал, что недостатки, относящиеся к предмету спора, устранены. В подтверждение указанного довода суду были представлены фотографические снимки, видеозапись и копии нарядов о выполнении работ.
Анисимова Г.Е. и Баранова М.А. указали, что данные недостатки не устранены.
Анисимова Г.Е. при этом пояснила, что они посещали подвал в ходе объявленного судом перерыва в судебном заседании, подвальное помещение подтоплено, грунт наполнен влагой. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ею фотографическими снимками.
Материалами проверок ГЖИ и представленными сторонами фото- и видеоматериалами подтверждается, что часть электропроводки в помещениях второго подъезда выполнена открыто, в том числе провода ведущие к осветительным приборам, при этом такая электропроводка не расположена в каких-либо коробах или кабель-каналах.
Таким образом, представленными ООО «ИЦ по ЖКХ» нарядами и фотографическими снимками подтверждается принятие ответчиком мер, направленных на устранение недостатков, относящихся к предмету спора. Однако они не могут быть расценены в качестве достаточных доказательств устранения имевшихся недостатков в полном объёме. Представителем ответчика не оспаривал, что подвал до конца не осушен.
В связи с чем суд приходит к выводу, что доказательств выполнения ответчиком в полном объёме работ, направленных на осушение подтопления подвального помещения дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара, суду не представлено. Также не представлено доказательств закрепления и размещения в кабель-каналы электрических проводов.
С учетом изложенного, суд находит подлежащим удовлетворению исковые требования к ООО «ИЦ по ЖКХ» об обязании провести осушение грунта в подвальном помещении дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара, закрепить и разместить в кабель-каналы электрические провода, расположенные во втором подъезде дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара.
Стороной ответчика указано, что имеющиеся недостатки, если на сторону ответчику будет возложена обязанность их устранить, объективно могут быть устранены к 31.08.2020. Анисимова Г.Е. не возражала против установления ответчику такого срока для исполнения решения. Указанный срок суд находит разумным с учётом мнения истицы, представителя ответчика, характера и объёмов подлежащих выполнению работ.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по городу Сыктывкару и Корткеросскому району в интересах Анисимовой Галины Евстафьевны удовлетворить.
Обязать ООО «ИЦ по ЖКХ» в срок до 31.08.2020 закрепить и разместить в кабель-каналы электрические провода, расположенные во втором подъезде дома №80 по ул. Ленина г. Сыктывкара; провести осушение грунта в подвальном помещении дома № 80 по ул. Ленина г. Сыктывкара.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья- Д.А. Паншин
Мотивированное решение составлено – 25.06.2020.