УИД 11RS0001-01-2019-012571-33 Дело № 2а-8930/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2019 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Меньшиковой О.В.,
с участием представителя КРООВ ОВД и ВВ Буракова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коми Республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) органов внутренних дел и внутренних войск к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
КРООВ ОВД и ВВ обратилась в суд с административным иском к Управлению Минюста России по Республике Коми о признании незаконными действий по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (устав) КРООВ ОВД и ВВ, внесении изменений в сведения о КРООВ ОВД и ВВ, содержащиеся в ЕГРЮЛ; возложении обязанности изложить п. 4.1 устава КРООВ ОВД и ВВ в следующей редакции: «Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, признающие Устав Организации и желающие оказать помощь в ее деятельности, в том числе: - лица, проходившие службу в органах внутренних дел и военную службу во внутренних войсках, уволенные со службы с правом на пенсию; - аттестованные сотрудники, проходившие службу в МВД по Республике Коми на должностях рядового состава и начальствующего состава с выслугой не менее 15 лет в календарном исчислении; - работники и федеральные государственные гражданские служащие, проработавшие в системе МВД не менее 15 лет и вышедшие на пенсию из системы МВД».
В обоснование административного иска указано, что 20.12.2018 в Управление Минюста России по Республике Коми представлено заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы КРООВ ОВД и ВВ с приложением необходимых документов. 16.01.2019 Управлением Минюста России по Республике Коми принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы КРООВ ОВД и ВВ, в том числе Устава утвержденного 29.11.2018 на IX (внеочередной) конференции КРООВ ОВД и ВВ; 24.01.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о государственной регистрации указанных изменений под № 2191121039448. После получения зарегистрированного в установленном порядке устава общественной организации были установлены расхождения с текстом устава, представленного на регистрацию, – п. 4.1 раздела IV «Членство в организации» изложен в следующей редакции: «Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации (за исключением случаев, установленных действующим законодательством), признающие Устав Организации и желающие оказать помощь в ее деятельности, в том числе…». Утвержденный Управлением Минюста России по Республике Коми устав носит противоречивый характер, нарушает основные цели и задачи КРООВ ОВД и ВВ. Незаконными действиями административного ответчика нарушено право административного истца на объединение, свободу в определении своей структуры и ее членов, гарантированное ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации,, ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». КРООВ ОВД и ВВ стало известно о нарушении прав после получения зарегистрированного в установленном порядке устава общественной организации. 24.04.2019 административным истцом в адрес административного ответчика направлено заявление о внесении изменений в устав общественной организации в редакции, которая была передана для внесения изменений, ответ на которое направлен 14.05.2019. Срок на обращение с административным иском по мнению КРООВ ОВД и ВВ пропущен по уважительной причине, вследствие урегулирования вопроса, связанного с регистрацией устава, в досудебном порядке, в связи с чем заявлено о его восстановлении.
Представитель КРООВ ОВД и ВВ Бураков И.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.
Управление Минюста России по Республике Коми о времени и месте рассмотрения административного дела извещено в порядке, предусмотренном ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в суд представителя не направило, в представленных возражениях указало на необоснованность требований, государственной регистрации административным ответчиком изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации в соответствии с представленными документами, в том числе - представленной редакцией устава.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Минюста России по Республике Коми.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что КРООВ ОВД и ВВ 15.04.1997 зарегистрирована Управлением Минюста России по Республике Коми. 20.11.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации КРООВ ОВД и ВВ под основным государственным регистрационным номером 1021100002758.
Из протокола IX (внеочередной) конференции КРООВ ОВД и ВВ от 29.11.2018 следует, что на данной конференции принят устав общественной организации с учетом внесенных в него изменений и дополнений.
20.12.2018 в Управление Минюста России по Республике Коми поступило заявление КРООВ ОВД и ВВ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации, с приложением необходимых документов (в том числе устава организации).
16.01.2019 на основании представленных документов Управлением Минюста России по Республике Коми принято решение о государственной регистрации указанных изменений; в 24.01.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о государственной регистрации указанных изменений под № 2191121039448.
Управлением Минюста России по Республике Коми сопроводительным письмом № 11/03-404, датированным 30.01.2019, адресованным председателю совета КРООВ ОВД и ВВ ФИО4., направленны документы, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ, в том числе: лист записи от 24.01.2019; устав КРООВ ОВД и ВВ с проставленными на каждой странице оттиском штампа о принятом 16.01.2019 Управлением Минюста России по Республике Коми решении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. На сопроводительном письме содержится запись о получении документов лично председателем совета КРООВ ОВД и ВВ ФИО5.
Из текста устава КРООВ ОВД и ВВ следует, что Управлением Минюста России по Республике Коми зарегистрированы изменения учредительного документа, в частности п. 4.1 устава КРООВ ОВД и ВВ в следующей редакции: «Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации (за исключением случаев установленных действующим законодательством), признающие Устав Организации и желающие оказать помощь в ее деятельности, в том числе: 4.1.1. Лица, проходившие службу в органах внутренних дел и военную службу во внутренних войсках, уволенные со службы с правом на пенсию. 4.1.2 Аттестованные сотрудники, проходившие службу в МВД по Республике Коми на должностях рядового и начальствующего состава с выслугой не менее 15 лет в календарном исчислении. 4.1.3 Работники и федеральные государственные гражданские служащие, проработавшие в системе МВД не менее 15 лет и вышедшие на пенсию из системы МВД».
24.04.2019 в Управление Минюста России по Республике Коми поступило обращение КРООВ ОВД и ВВ, датированное 26.02.2019, содержащее доводы о том, что после получения зарегистрированного в установленном порядке устава общественной организации были установлены расхождения с текстом устава, представленного на регистрацию, несогласии с данным обстоятельством, требование изложить п. 4.1 в следующей редакции: «Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, признающие Устав Организации и желающие оказать помощь в ее деятельности…» далее по тексту.
Управлением Минюста России по Республике Коми в ответе № 11/03-1958 на указанное обращение, датированном 30.01.2019, адресованным председателю совета КРООВ ОВД и ВВ ФИО6. указано, что государственная регистрация административным ответчиком изменений, вносимых в учредительные документы общественной организации, осуществлена в соответствии с представленными документами, в том числе - представленной редакцией устава, что государственная регистрация иных изменений, вносимых в устав общественной организации, возможна при поступлении в адрес Управления определенных законом документов; разъяснены положения действующего законодательства.
21.06.2019 КРООВ ОВД и ВВ обратилась в суд с административным иском к Управлению Минюста России по Республике Коми.Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
На основании ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (ч. 5).
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ).
В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов истца оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что КРООВ ОВД и ВВ не представлено доказательств нарушения Управлением Минюста России по Республике Коми каких-либо своих прав и законных интересов административного истца, поскольку утверждая, что 16.01.2019 Управлением Минюста России по Республике Коми принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в устав КРООВ ОВД и ВВ, в редакции, не соответствующей утвержденной 29.11.2018 на IX (внеочередной) конференции, административный истец не представил суду бесспорных доказательств, что 20.12.2018 КРООВ ОВД и ВВ для целей регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, была представлена иная, нежели зарегистрированная административным ответчиком, редакция устава.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения административного дела не выявлено каких либо нарушений со стороны Управления Минюста России по Республике Коми, которые бы свидетельствовали о нарушении прав КРООВ ОВД и ВВ при рассмотрении заявления административного истца от 20.12.2018 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, вследствие чего административный иск удовлетворению не подлежит.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Применительно к данной норме срок обращения с административным иском в суд начинается с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Установление судом факта пропуска без уважительных причин указанного срока, исходя из положений ч. 5, 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что о регистрации Управлением Минюста России по Республике Коми изменений устава КРООВ ОВД и ВВ в соответствующей редакции административному истцу стало известно не позднее 26.02.2019 (датировано обращение КРООВ ОВД и ВВ о несогласии с регистрацией изменений в учредительные документы), между тем, административный иск был предъявлен в суд 21.06.2019, то есть с пропуском установленного законом срока.
Основания для удовлетворения заявления КРООВ ОВД и ВВ о восстановлении процессуального срока отсутствуют, поскольку суду не представлено доказательств наличия уважительных причин его пропуска; довод об урегулировании вопроса, связанного с регистрацией устава, в досудебном порядке, в качестве такой причины признан быть не может, поскольку досудебный порядок для данной категории дел не предусмотрен.
Пропуск КРООВ ОВД и ВВ срока для обращения в суд с административным иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административный иск Коми Республиканской общественной организации ветеранов (пенсионеров) органов внутренних дел и внутренних войск к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми о признании незаконными действий по регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (устав) КРООВ ОВД и ВВ, внесении изменений в сведения о КРООВ ОВД и ВВ, содержащиеся в ЕГРЮЛ; возложении обязанности изложить п. 4.1 устава КРООВ ОВД и ВВ в следующей редакции: «Членами Организации могут быть граждане Российской Федерации, признающие Устав Организации и желающие оказать помощь в ее деятельности, в том числе: - лица, проходившие службу в органах внутренних дел и военную службу во внутренних войсках, уволенные со службы с правом на пенсию; - аттестованные сотрудники, проходившие службу в МВД по Республике Коми на должностях рядового состава и начальствующего состава с выслугой не менее 15 лет в календарном исчислении; - работники и федеральные государственные гражданские служащие, проработавшие в системе МВД не менее 15 лет и вышедшие на пенсию из системы МВД» оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья В.Б. Краснов
<данные изъяты>