УИД 26RS0001-01-2021-014613-63
№2-625/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 01 февраля 2022 года
Промышленный районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Роговой А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановой Э.В.,
с участием истца Дзюбы Е.А. и его представителя Тонкогубова Д.В., представителя ответчика ГУ МЧС России по <адрес> - Савиновой В.А., представителя ответчика ГУ МВД России по <адрес> - Тыркаловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Дзюбы Е. А. к ГУ МЧС России по <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> о включении периодов работы и службы в выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию, взыскании недоплаченного единовременного пособия,
установил:
Дзюба Е.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что дата он обратился в отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> с заявлением о расчете выслуги лет и назначении пенсии за выслугу лет по линии МВД России. Письмом ГУ МВД России по <адрес> от дата ему разъяснено, что по вопросу расчета выслуги лет для назначения пенсии ему надлежит обратиться в кадровое подразделение по последнему месту службы – ГУ МЧС России по <адрес>. В письме ГУ МЧС России по <адрес> от дата сообщено, что выслуга лет Дзюбы Е.А. в календарном исчислении по состоянию на дата составляет 18 лет 00 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 18 лет 10 месяцев 7 дней; предполагаемая дата выхода на пенсию после дата. В выслугу лет истца не включены периоды прохождения им военной службы: с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата в должности водителя разведывательного отделения комендантской роты ВК <адрес> в льготном исчислении с коэффициентом «3» (1 месяц службы за 3 месяца); периоды работы: в 1-м отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес> в должности водителя пожарного автомобиля с дата по дата, в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в должности водителя автомобиля (пожарного) с дата по дата.
Также заявитель указывает, что в связи с неправильным расчетом общей продолжительности его службы единовременное пособие, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», было выплачено ему при увольнении в меньшем размере, чем предусмотрено при общей продолжительности службы 20 лет и более.
Дзюба Е.А. просил возложить на ГУ МЧС России по <адрес> обязанность включить спорные периоды в выслугу лет (общую продолжительность службы), взыскать с ГУ МЧС России по <адрес> недоплату единовременного пособия в размере пяти окладов денежного содержания, а также обязать ГУ МВД России по <адрес> назначить ему пению за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от дата №-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с дата.
В судебном заседании истец Дзюба Е.А. и его представитель Тонкогубов Д.В. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по <адрес> Савинова В.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменные возражения, согласно которым периоды прохождения истцом военной службы: с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата в должности водителя разведывательного отделения комендантской роты ВК <адрес> не подлежат включению в выслугу лет в льготном исчислении (как 1 месяц службы за 3 месяца) ввиду отсутствия соответствующих документов, подтверждающих факт непосредственного участия истца в контртеррористической операции; периоды работы в 1-м отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес> и в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» не подлежат включению в выслугу лет, поскольку за указанными периоды работы непосредственно не следовало назначение истца на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
В судебном заседании представитель ГУ МВД России по <адрес> Тыркалова Е.В. иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований возражала.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих и приравненных к ним лиц, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 названного Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении в том числе лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу положений подпункта «а» части 1 статьи 5 и подпункта «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет на военной службе, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе 20 лет и более.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного закона).
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 этого закона).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I. Данным законом предусмотрены специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в частности к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая выслуга на военной или приравненной к ней службе, право на получение пенсии за выслугу лет, названный закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, Дзюба Е.А. с дата по дата проходил военную службу по призывы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
С дата проходил военную службу по контракту в должности водителя-электрика станции Д-23 в/ч 68323, с которой уволен дата в связи с невыполнением условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона от дата № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
дата Дзюба Е.А. вновь принят на военную службу по контракту на должность водителя разведывательного отделения комендантской роты ВК <адрес>, которую проходил до увольнения дата в связи с истечением срока контракта.
С дата Дзюба Е.А. проходил службу в должности водителя 2 класса Пожарной части № отряда Государственной противопожарной службы № ГУ МЧС России по <адрес>, с которой уволен дата по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом.
С дата по дата Дзюба Е.А. осуществлял трудовую деятельность в 1-м отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес> в должности водителя пожарного автомобиля.
С дата по дата Дзюба Е.А. осуществлял трудовую деятельность в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в должности водителя автомобиля (пожарного).
дата Дзюба Е.А. вновь принят на службу в Государственную противопожарную службу ГУ МЧС России по <адрес>, которую проходил на различных должностях, связанных с деятельностью Государственной противопожарной службы, до июня 2020 года.
Согласно расчету выслуги лет, произведенному кадровым подразделением ГУ МЧС России по <адрес>, в выслугу лет для назначения пенсии Дзюбе Е.А. включены приведенные выше периоды военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Государственной противопожарной службе (в календарном исчислении) (л.д. 14-16).
При этом периоды с 1 по дата и с 1 по дата, имевшие место во время службы Дзюбы Е.А. в должности водителя разведывательного отделения комендантской роты ВК <адрес>, включены в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца) со ссылкой на непосредственное участие Дзюбы Е.А. в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона на основании приказов ВК <адрес> Периоды работы Дзюбы Е.А. по трудовому договору с дата по дата в выслугу лет не включены.
В соответствии с названным расчетом по состоянию на дата выслуга лет Дзюбы Е.А. для назначения пенсии составила 18 лет 00 месяцев 19 дней, то есть менее требуемой продолжительности выслуги лет для назначении пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона от дата №-I (в том числе с учетом продолжения службы до июня 2020 г.).
Не согласившись с указанным расчетом, Дзюба Е.А. обратился в суд с настоящим иском, в котором кроме прочего просил включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении (1 месяц службы за 3 месяца) периоды прохождения им военной службы с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата, ссылаясь на непосредственное участие в указанные периоды в контртеррористической операции.
Подпунктом «е» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941) предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г.
Согласно приведенной норме, время непосредственного участия военнослужащих в контртеррористической операции определяются приказами командиров воинских частей, начальников органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, то есть само по себе нахождение военнослужащего в период прохождения службы на территории проведения контртеррористической операции не означает фактического участия военнослужащего в выполнении соответствующих задач, участия в контртеррористической операции и не дает права на получение соответствующих дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии (1 месяц службы за 3 месяца).
В ходе судебного заседания установлено, что соответствующих приказов, которые бы подтверждали непосредственное участие в контртеррористической операции в спорные периоды с дата по дата; с дата по дата; с дата по дата в отношении Дзюбы Е.А. не издавалось, таких приказов им не представлено.
Доводы истца о том, что о его непосредственном участии в контртеррористической операции в спорные периоды свидетельствует получение им должностного оклада в повышенном размере, являются несостоятельными, так как условия для повышения должностного оклада военнослужащим за время выполнения задач на территории Северо-Кавказского региона и условия, при наличии которых военнослужащий признается непосредственного участвовавшим в контртеррористической операции, существенно различаются.
Таким образом, факт непосредственного участия истца в контртеррористической операции в спорные периоды не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем основания для включения этих периодов в выслугу лет Дзюбы Е.А. в льготном исчислении (1 месяц службы за 3 месяца) отсутствуют.
Истцом также заявлены требования о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов его работы по трудовому договору в 1-м отряде Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес>; с дата по дата в ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» в должности водителя автомобиля (пожарного).
Согласно абзацу 18 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы засчитывается в том числе время работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, противопожарных и аварийно-спасательных служб, пожарной охраны).
Из приведенной нормы следует, что в случае, если началу служебной деятельности в Государственной противопожарной службе непосредственно предшествовала работа в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), время такой работы может быть включено в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, служебная деятельность Дзюбы Е.А. в Государственной противопожарной службе началась задолго до того, как имел место спорный период его работы, а именно со дата, когда он впервые был назначен на должность водителя 2 класса Пожарной части № отряда Государственной противопожарной службы № ГУ МЧС России по <адрес>.
После увольнения с указанной должности по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, Дзюба Е.А. новый контракт о прохождении службы не заключал, трудоустроился в 1-й отряд Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес>, то есть по существу прервал служебную деятельность в Государственной противопожарной службе, которую возобновил только дата.
Однако возможность включения в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы времени перерыва в службе, в течение которого они работали в подразделениях Государственной противопожарной службы на основании трудового договора, действующим законодательством не предусмотрена, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Дзюбы Е.А. в этой части не имеется.
Поскольку выслуга лет Дзюбы Е.А. по состоянию на дата составляла менее 20 лет, отсутствуют основания для удовлетворения его требований о возложении на ГУ МВД России по <адрес> обязанности по установлению ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I с момента обращения за ее назначением.
Ввиду того, что на момент увольнения истца из ГУ МЧС России по <адрес> его общая продолжительность службы составляла менее 20 лет, не имеется оснований для удовлетворения его требований о взыскании с ГУ МЧС России по <адрес> недоплаченного единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 3 Федерального закона от дата № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Дзюбы Е. А. к ГУ МЧС России по <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> о включении в специальный стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии и обязании назначить пенсию отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Изготовление мотивированного решения откладывается до 07.02.2022.
Судья А.А. Рогова