Судья Гиззатуллин И.Р. УИД 16RS0043-01-2024-008585-20
Дело № 5-656/2024
Дело № 7-1198/2024
РЕШЕНИЕ
29 октября 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Габдеевой Д.А., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Козимова Мухаммадали Иброхимжон угли на постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2024 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2024 года гражданин Республики Узбекистан Козимов Мухаммадали Иброхимжон угли признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2 000 тысяч рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан Козимов М.И. просит постановление судьи городского суда изменить, исключить из него указание на его административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Суд приходит к следующем выводам.
Согласно части 1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом,
- влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ устанавливает, что миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (часть 2 настоящей статьи).
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3 - 3.5 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 настоящей статьи).
Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, непосредственно - лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин:
1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;
3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;
4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ гласит, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.
Согласно протоколу об административном правонарушении 17 октября 2024 года в 16 часов 30 минут сотрудниками полиции в ходе проверки документов было установлено, что гражданин Республики Узбекистан Козимов Мухаммадали Иброхимжон угли, <дата>, въехал на территорию Российской Федерации 29 сентября 2024 года с целью «работа по найму». На период с 8 октября 2024 года по 2 июля 2025 года он встал на миграционный учет по адресу: <адрес>, однако фактически по указанному адресу Козимов М.И. не проживал, фактически проживал по адресу: <адрес>, без постановки на миграционный учет. Тем самым, Козимов М.И. будучи иностранным гражданином, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, совершил административное правонарушение по части 1 статьи 18.8. КоАП РФ.
Отмеченные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении от 17 октября 2024 года (л.д. 2); докладная записка должностного лица - главного специалиста-эксперта отдела по вопросам миграции УМВД России по Нижнекамскому району ФИО9 (л.д. 3); протокол опроса, в котором Козимов М.И. собственноручно указал, что «в услугах переводчика не нуждается, русским языком владеет; 8 октября 2024 года встал на миграционный учет через МФЦ, точный адрес не помнит, но регистрация у него была» (л.д.4); копия паспорта гражданина Республики Узбекистан № .... сроком до 12 ноября 2031 года (л.д.5); копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, в соответствии с которой Козимов М.И. поставлен на учет по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком до 2 июля 2025 года (л.д.6-7); копия патента на осуществление трудовой деятельности (серия .... от 19 июня 2024 года) по профессии «монтажник технологических трубопроводов» (л.д. 8); копия документа, подтверждающего прохождение дактилоскопирования и фотографирования (л.д.9); выписка из базы данных АС ЦБДУИГ, согласно которой Козимов М.И. 29 сентября 2024 года въехал на территорию Российской Федерации с целью «работа по найму» (л.д.10-11); протокол опроса ФИО10 который пояснил в своих объяснениях, что он «1 октября 2024 года заехал в дом, расположенный по адресу: <адрес> с целью дальнейшего проживания. В настоящее время в данном доме проживает 8 человек, все граждане Республики Узбекистан; Козимов М.И. по указанному адресу не проживал и не проживает» (л.д. 12); выписка из базы данных АС ЦБДУИГ на ФИО11 (л.д. 13-14); протокол опроса ФИО12 который пояснил в своих объяснениях, что «в данном доме по указанному адресу Козимов М.И. не проживает, знаю только то, что он по указанному адресу прописан» (л.д. 15); выписка из базы данных АС ЦБДУИГ на ФИО13 (л.д. 16-18); копия протокола личного досмотра Козимова М.И. (л.д.20); копия протокола об административном задержании № 2685 от 17 октября 2024 года (л.д. 22), оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Приведенные доказательства были получены в рамках административных процедур, предусмотренных КоАП РФ, а потому являются допустимыми.
Собранных доказательств достаточно для того, чтобы сделать вывод о нарушении Козимовым М.И. миграционного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8 КоАП РФ – нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил миграционного учета.
Судья нижестоящей судебной инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении, как то требуется статьей 24.1 КоАП РФ, на основании полного и всестороннего анализа вышеотмеченных доказательств установил все юридически значимые обстоятельства его совершения, входящие в предмет доказывания по делу и предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения Козимова М.И. к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ является альтернативным и должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Сведений о том, что применение в отношении Козимова М.И. административного выдворения за пределы Российской Федерации необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц, в материалах дела не содержится.
Как усматривается из материалов дела 29 сентября 2024 года Козимов М.И. приехал в Россию с целью «работа по найму», имеет действующий патент (серия .... от 19 июня 2024 года (л.д. 8) на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации по профессии «монтажник технологических трубопроводов» сроком действия патента с 4 июля 2024 года по 3 июля 2025 года.
Согласно материалам дела, ранее Козимов М.И. к ответственности, в том числе, за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации не привлекался.
С учетом приведенных положений, принимая во внимание характер совершенного Козимовым М.И. административного правонарушения, сведения о его личности, а также учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суд полагает возможным назначение наказания Козимову М.И. без применения административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Ввиду изложенного, постановление судьи городского суда надлежит изменить, исключить из него указание на назначение Козимову М.И. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2024 года, вынесенное в отношении Козимова Мухаммадали Иброхимжон угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из постановления указание на назначение Козимову Мухаммадали Иброхимжон угли административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Избранную в отношении Козимова Мухаммадали Иброхимжон угли меру обеспечения производства по делу в виде помещения в специальное учреждение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, отменить.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья