Решение по делу № 33-3662/2017 от 24.08.2017

Дело № 2-290/17 Председательствующий –судья Лагуточкина Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3662/2017

гор. Брянск 05 сентября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Зубковой Т.И.,

судей областного суда Горбачевской Ю.В., Сокова А.В.,

при секретаре Раковской И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мастобай П.И. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 6 июля 2017 года по иску Мастобай П.И. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Брянской области о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с полученной военной травмой.

Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения Мастобай П.И., возражения представителя УМВД РФ по Брянской области Вяликовой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является инвалидом <данные изъяты>, вследствие военной травмы. Причиной инвалидности явилась травма, полученная во время прохождения службы по контракту в органах наркоконтроля Российской Федерации. Решением ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Трубчевского района» №145 от 3 февраля 2016 года истцу отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с тем, что в свидетельстве о болезни отсутствует информация, о получении военной травмы в период прохождения службы, кроме того, в справке из военкомата так же нет данных, подтверждающих получение военной травмы в период прохождения военной службы. С данным решением ответчика истец не согласен, в связи, с чем просил признать отказ ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Трубчевского района» №145 от 3 февраля 2016 года незаконным, обязать ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию начиная с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 152 080 рублей 60 копеек.

Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 26 апреля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Мастобай П.И отказано, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 июля 2016 года об оставлении указанного решения без изменения, были отменены определением Верховного суда РФ №83-КГ16-21 от 10 апреля 2017 года и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением суда от 11 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД РФ по Брянской области.

В судебном заседании истец от исковых требований к ГКУ «ОСЗН Трубчевского района» отказался, в остальной части исковые требования уточнил и просил суд обязать УМВД РФ по Брянской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью начиная с ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести выплату компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере <данные изъяты> рублей.

Представители ответчика исковые требования не признали, считая их необоснованными

Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 06 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Мастобай П.И. просил решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что решение суда принято без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик, считая доводы жалобы необоснованными, просило оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мастобай П.И. проходил службу в органах ФСКН России с июля ДД.ММ.ГГГГ. в должности заместителя начальника Трубчевского межрайонного отдела УФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по Брянской области.

ДД.ММ.ГГГГ. истец при исполнении служебных обязанностей получил легкую травму: закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга.

В соответствии со свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ, выданным нештатной Военно-врачебной комиссией поликлиники УФСКН России по Брянской области, Мастобаю П.И. были установлены диагнозы различных заболеваний, полученных им в период военной службы.

Так же этим заключением ВВК истцу был установлен диагноз: энцефалопатия сложного генеза (посттравматического и дисциркуляторного) с астеноцефалгическим синдромом и неврозоподобными нарушениями и причинная связь с полученной 8.10.2003г. при исполнении служебных обязанностей травмой, признанной «военной травмой». Мастобай П.И. был признан негодным к службе в должности заместителя начальника МРО в соответствии с графой II п. «г» ст.25 расписания болезней (приложение к положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. №123, приложение 1 к Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков 9.01.2008г. №1), к которому относятся последствия травм головного и спинного мозга, при которых имеются отдельные рассеянные органические знаки, вегетативно-сосудистая неустойчивость и незначительные явления астенизации без нарушения двигательных, чувствительных, координаторных и других функций нервной системы, но годным к военной службе.

Приказом -л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Мастобай П.И. уволен со службы по пп. 9 п. 142 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля).

ДД.ММ.ГГГГ. Мастобаю П.И. установлена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. – бессрочно.

Прохождение службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков регулировалась Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976.

Пунктом 2.1 (введен Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 552 «О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 613») Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и названным Положением.

Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 г. согласно части 1 статьи 20 этого же закона, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.

Согласно части 5 статьи 12 названного закона в редакции, действовавшей на момент обращения Мастобая П.И. в суд с иском, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ изложена в следующей редакции: «При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

в отношении инвалида I группы - 1;

в отношении инвалида II группы - 0,5;

в отношении инвалида III группы - 0,3".

Статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции указанного федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. № 218 утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

Выплата ежемесячной денежной компенсации производится в течение всего периода времени, на который установлена стойкая утрата трудоспособности, при условии выплаты в указанный период пенсии по инвалидности (пункт 12 Правил).

Порядок обращения сотрудника органа наркоконтроля за назначением ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровья в орган, в компетенции которого находится разрешение данного вопроса, определен пунктом 16 Правил.

Из изложенных нормативных положений следует, что условия и порядок возмещения вреда здоровью, причиненного сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с выполнением служебных обязанностей, урегулирован Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 г., и утвержденными приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. № 218 во исполнение указанного закона Правилами выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункты 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).

В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определены категории инвалидов в целях пенсионного обеспечения, к которым отнесены инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.

Так, к категории инвалидов вследствие военной травмы отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт «а» статьи 21 названного закона).

В целях определения причинной связи полученных гражданами, в том числе сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой в период получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., была регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе 2003 г.), утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

В силу подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г. и действовавшего на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., на военно-врачебные комиссии возлагалось определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.

Аналогичное положение о компетенции военно-врачебной комиссии содержится в подпункте «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшим на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и «военная травма». Данный перечень является исчерпывающим. Такие же положения содержатся в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

В абзаце втором подпункта «а» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшем на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г. (аналогичные положения содержатся в абзаце втором подпункта "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565) определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой «военная травма», если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

По смыслу подпункта «б» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшего на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г. (аналогичные положения содержатся в подпункте "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565), формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Заключением ВВК Мастобаю П.И. установлена военная травма только по заболеванию: энцефалопатия сложного генеза (посттравматического и дисциркуляторного) с астеноцефалгическим синдромом и неврозоподобными нарушениями, и он признан негодным к службе в должности заместителя начальника МРО, но годным к военной службе.

Указанное заключение ВВК оформлено в полном соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке проведения военноврачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 9.01.2008 №, содержит диагнозы заболеваний, увечий, имевшихся на момент увольнения истца со службы, и их причинную связь, статьи и графы Расписания болезней, формулировку категории годности к военной службе, и истцом не оспорено.

Из буквального содержания приведенных норм права следует, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается сотруднику органов наркоконтроля при наличии совокупности обстоятельств - получении травмы (иного заболевания) в связи с исполнением обязанностей службы, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы.

Поскольку истец признан годным к военной службе, судом был сделан правильный вывод в том, что у него не возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля.

Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 06 июля 2017 года по иску Мастобай П.И. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Брянской области о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с полученной военной травмой оставить без изменения, апелляционную жалобу Мастобай П.И. – без удовлетворения.

Председательствующий      Т.И. Зубкова

Судьи Ю.В. Горбачевская

А.В. Соков

33-3662/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Мостобай П.И.
Ответчики
УМВД РФ по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Соков Алексей Викторович
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
24.08.2017Передача дела судье
05.09.2017Судебное заседание
08.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2017Передано в экспедицию
05.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее