Дело № 2-290/17 Председательствующий –судья Лагуточкина Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3662/2017
гор. Брянск 05 сентября 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Сокова А.В.,
при секретаре Раковской И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мастобай П.И. на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 6 июля 2017 года по иску Мастобай П.И. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Брянской области о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с полученной военной травмой.
Заслушав доклад судьи Сокова А.В., объяснения Мастобай П.И., возражения представителя УМВД РФ по Брянской области Вяликовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является инвалидом <данные изъяты>, вследствие военной травмы. Причиной инвалидности явилась травма, полученная во время прохождения службы по контракту в органах наркоконтроля Российской Федерации. Решением ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Трубчевского района» №145 от 3 февраля 2016 года истцу отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с тем, что в свидетельстве о болезни отсутствует информация, о получении военной травмы в период прохождения службы, кроме того, в справке из военкомата так же нет данных, подтверждающих получение военной травмы в период прохождения военной службы. С данным решением ответчика истец не согласен, в связи, с чем просил признать отказ ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Трубчевского района» №145 от 3 февраля 2016 года незаконным, обязать ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию начиная с ДД.ММ.ГГГГ и произвести выплату компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 152 080 рублей 60 копеек.
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 26 апреля 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Мастобай П.И отказано, а также апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 19 июля 2016 года об оставлении указанного решения без изменения, были отменены определением Верховного суда РФ №83-КГ16-21 от 10 апреля 2017 года и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением суда от 11 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД РФ по Брянской области.
В судебном заседании истец от исковых требований к ГКУ «ОСЗН Трубчевского района» отказался, в остальной части исковые требования уточнил и просил суд обязать УМВД РФ по Брянской области назначить ему ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью начиная с ДД.ММ.ГГГГ, обязать произвести выплату компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в размере <данные изъяты> рублей.
Представители ответчика исковые требования не признали, считая их необоснованными
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 06 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Мастобай П.И. просил решение суда отменить и принять новое решение, указывая, что решение суда принято без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик, считая доводы жалобы необоснованными, просило оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Мастобай П.И. проходил службу в органах ФСКН России с июля ДД.ММ.ГГГГ. в должности заместителя начальника Трубчевского межрайонного отдела УФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по Брянской области.
ДД.ММ.ГГГГ. истец при исполнении служебных обязанностей получил легкую травму: закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга.
В соответствии со свидетельством о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным нештатной Военно-врачебной комиссией поликлиники УФСКН России по Брянской области, Мастобаю П.И. были установлены диагнозы различных заболеваний, полученных им в период военной службы.
Так же этим заключением ВВК истцу был установлен диагноз: энцефалопатия сложного генеза (посттравматического и дисциркуляторного) с астеноцефалгическим синдромом и неврозоподобными нарушениями и причинная связь с полученной 8.10.2003г. при исполнении служебных обязанностей травмой, признанной «военной травмой». Мастобай П.И. был признан негодным к службе в должности заместителя начальника МРО в соответствии с графой II п. «г» ст.25 расписания болезней (приложение к положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003г. №123, приложение 1 к Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков 9.01.2008г. №1), к которому относятся последствия травм головного и спинного мозга, при которых имеются отдельные рассеянные органические знаки, вегетативно-сосудистая неустойчивость и незначительные явления астенизации без нарушения двигательных, чувствительных, координаторных и других функций нервной системы, но годным к военной службе.
Приказом №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ. Мастобай П.И. уволен со службы по пп. 9 п. 142 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (по состоянию здоровья на основании заключения ВВК об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля).
ДД.ММ.ГГГГ. Мастобаю П.И. установлена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. – бессрочно.
Прохождение службы в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков регулировалась Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (далее - Положение о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ), Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976.
Пунктом 2.1 (введен Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № 552 «О внесении изменений в Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 613») Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ определено, что денежное довольствие сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах наркоконтроля, обеспечение жилыми помещениями и медицинское обеспечение сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах наркоконтроля, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также предоставление им иных социальных гарантий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и названным Положением.
Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 г. согласно части 1 статьи 20 этого же закона, установлены страховые гарантии сотрудникам и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе ежемесячная денежная компенсация.
Согласно части 5 статьи 12 названного закона в редакции, действовавшей на момент обращения Мастобая П.И. в суд с иском, в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ изложена в следующей редакции: «При установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
в отношении инвалида I группы - 1;
в отношении инвалида II группы - 0,5;
в отношении инвалида III группы - 0,3".
Статьей 2 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае, если размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, исчисленной в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции указанного федерального закона), ежемесячная денежная компенсация выплачивается данному гражданину в размере, который причитался ему до дня вступления в силу названного федерального закона. Выплата ежемесячной денежной компенсации в таком размере производится до дня возникновения у него права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 названной статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, приведенной в части 5 названной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Во исполнение положений части 10 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. № 218 утверждены Правила выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, установленных частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил ежемесячная денежная компенсация выплачивается в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится в течение всего периода времени, на который установлена стойкая утрата трудоспособности, при условии выплаты в указанный период пенсии по инвалидности (пункт 12 Правил).
Порядок обращения сотрудника органа наркоконтроля за назначением ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровья в орган, в компетенции которого находится разрешение данного вопроса, определен пунктом 16 Правил.
Из изложенных нормативных положений следует, что условия и порядок возмещения вреда здоровью, причиненного сотруднику органов по контролю за оборотом наркотических средств в связи с выполнением служебных обязанностей, урегулирован Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 г., и утвержденными приказом ФСКН России от 22 мая 2013 г. № 218 во исполнение указанного закона Правилами выплаты в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункты 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156).
В связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», частью 26 статьи 33 которого установлено, что выплаты, предусмотренные частями 2, 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не выплаченные членам семей погибших (умерших) сотрудников наркоконтроля, сотрудникам упраздненной службы наркоконтроля, получившим увечье или иное повреждение здоровья, исключившие возможность дальнейшего прохождения службы, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах наркоконтроля, назначаются и производятся в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определены категории инвалидов в целях пенсионного обеспечения, к которым отнесены инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Так, к категории инвалидов вследствие военной травмы отнесены лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (пункт «а» статьи 21 названного закона).
В целях определения причинной связи полученных гражданами, в том числе сотрудниками органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах проводится военно-врачебная экспертиза, деятельность которой в период получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., была регламентирована Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе 2003 г.), утратившим силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».
В силу подпункта «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г. и действовавшего на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., на военно-врачебные комиссии возлагалось определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.
Аналогичное положение о компетенции военно-врачебной комиссии содержится в подпункте «г» пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.
Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшим на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г., установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» и «военная травма». Данный перечень является исчерпывающим. Такие же положения содержатся в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.
В абзаце втором подпункта «а» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшем на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г. (аналогичные положения содержатся в абзаце втором подпункта "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565) определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий с формулировкой «военная травма», если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
По смыслу подпункта «б» пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе 2003 г., действовавшего на момент получения Мастобаем П.И. травмы в 2003 г. (аналогичные положения содержатся в подпункте "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565), формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции «заболевание получено в период военной службы» приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует или если увечье, заболевание получено освидетельствованным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Заключением ВВК Мастобаю П.И. установлена военная травма только по заболеванию: энцефалопатия сложного генеза (посттравматического и дисциркуляторного) с астеноцефалгическим синдромом и неврозоподобными нарушениями, и он признан негодным к службе в должности заместителя начальника МРО, но годным к военной службе.
Указанное заключение ВВК оформлено в полном соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке проведения военноврачебной экспертизы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 9.01.2008 №, содержит диагнозы заболеваний, увечий, имевшихся на момент увольнения истца со службы, и их причинную связь, статьи и графы Расписания болезней, формулировку категории годности к военной службе, и истцом не оспорено.
Из буквального содержания приведенных норм права следует, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается сотруднику органов наркоконтроля при наличии совокупности обстоятельств - получении травмы (иного заболевания) в связи с исполнением обязанностей службы, исключающей возможность дальнейшего прохождения службы.
Поскольку истец признан годным к военной службе, судом был сделан правильный вывод в том, что у него не возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах наркоконтроля.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 06 июля 2017 года по иску Мастобай П.И. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Брянской области о возложении обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации, в связи с полученной военной травмой оставить без изменения, апелляционную жалобу Мастобай П.И. – без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи Ю.В. Горбачевская
А.В. Соков