К делу №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 20 января 2020 года
Судья Северского районного суда Краснодарского края |
Емельянова А.А., |
с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности |
Бессмертного М.С., |
действующего на основании доверенности <данные изъяты> от 20.12.2019 года, |
|
Ремпель Р.Я., |
|
действующего на основании доверенности <данные изъяты> от 18.12.2018 года, |
|
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю |
Поповой Н.А., |
действующей на основании доверенности от 20.11.2019 года, |
|
Шутенко О.В., |
|
действующей на основании доверенности от 21.11.2019 года, |
|
рассмотрев на основании ст.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод», зарегистрированного по адресу: <данные изъяты> территория промзона, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальным отделом Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах в связи с обращениями граждан пгт. Афипского на резкий неприятный запах в населенном пункте на основании Распоряжения Руководителя Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю о проведении внеплановой выездной проверки №<данные изъяты> от 24.10.2019 года и решения о согласовании, вынесенного прокурором Северского района, 20.11.2019 года в 16 часов 00 минут проведена внеплановая выездная проверка юридического лица – ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод».
По итогам проверки установлен факт нарушения ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при осуществлении производственной деятельности промышленных объектов, а именно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно которому промышленным предприятием на момент проверки не представлено Постановление (решение) Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по установлению, изменению размера установленной санитарно-защитной зоны для ООО «Афипский НПЗ»; п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», согласно которому промышленным предприятием не обеспечены работы по организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
В соответствии с установленными требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которым в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме; п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной; п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
В судебном заседании представители лица, привлекаемого к административной ответственности - ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» Бессмертный М.С. и Ремпель Р.Я., вину в совершенном правонарушении не признали, представили письменные возражения, в которых указали, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Должностное лицо заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в связи с отсутствием достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, должен был провести предварительную проверку поступившей информации и запросить у ООО «Афипский НПЗ» соответствующие пояснения. Данные мероприятия не были проведены. В связи с не проведением предварительной проверки информации, должностным лицом неверно сделаны выводы о том, что источником выбросов сероводорода являются предприятия переработки нефтепродуктов. Сероводород, согласно Приложению А к Информационно-техническому справочнику по наилучшим доступным технологиям. Переработка нефти ИТС 30-2017, утвержденному приказом Росстандарта от 14.11.2017 года № 2424, не является маркерным веществом для объектов переработки нефти. Согласно приведенному в проекте организации санитарно-защитной зоны ранжированию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу от источников, по валовому выбросу доля выбросов сероводорода в суммарном выбросе минимальна и составляет всего 0,03%. При этом, сероводород также выбрасывается в атмосферу от целого ряда объектов, расположенных в районе пгт. Афипского: объектов коммунального хозяйства, а именно свалок, выгребных ям, открытых канализационных канав, объектов по обезвреживанию отходов, объектов газораспределительных сетей, заправочных станций, объектов по подготовке железнодорожных вагонов-цистерн, автоцистерн под налив нефтепродуктов и в ремонт. Приведенная в акте проверки ссылка на протокол исследований № <данные изъяты> от 23.10.2019 года не правомерна, так как внеплановая проверка в отношении ООО «Афипский НПЗ» согласно распоряжению <данные изъяты> от 24.10.2019 года проводилась в срок с 24.10.2019 года по 21.11.2019 года. Соответственно измерения, отраженные в протоколе исследований №<данные изъяты> от 23.10.2019 года, были выполнены не в рамках проводимой проверки без уведомления и присутствия надлежащим образом уполномоченного представителя ООО «Афипский НПЗ» и не могут быть приобщены к материалам. Кроме этого, протокол <данные изъяты><данные изъяты> от 23.10.2019 года не был представлен для ознакомления представителю ООО «Афипский НПЗ» и не прилагался к акту проверки <данные изъяты> от 20.11.2019 года. В период проведения проверки в присутствии представителей завода экспертами Северского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» осуществлялись исследования атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия на территории промышленной площадки ООО «Афипский НПЗ». Оформленные по результатам замеров протоколы исследований для ознакомления представителям юридического лица представлены не были, в акте проверки <данные изъяты> от 20.11.2019 года результаты исследований не отражены и не прилагаются. Указанные в Акте проверки адреса забора проб атмосферного воздуха на содержание сероводорода по адресам <адрес> находятся на значительном удалении (более 3 км.) от технологических установок ООО «Афипский НПЗ», при этом между указанными адресами мест забора проб атмосферного воздуха и технологическими установками ООО «Афипский НПЗ» проходит федеральная автомобильная дорога А-146 «Краснодар-Верхнебаканский», а также Северо-Кавказская железная дорога, железнодорожная линия -Краснодар - Новороссийск, соответственно производственная деятельность ООО «Афипский НПЗ» при нормальных условиях не могла повлиять на качество воздуха в исследованных Роспотребнадзором точках. Проведенные Территориального отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому крае в Северском, Абинском, Крымском районах отборы проб атмосферного воздуха на содержание сероводорода и выполненные лабораторные исследования в рамках проверки, т.е. с 24.10.2019 года по 20.11.2019 года, показали отсутствие превышений норм ПДК по показателю сероводорода. Полагает, что проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» инициировано Территориальным отделом по надуманным основаниям, в результате неподтвержденного вывода о том, что ООО «Афипский НПЗ» является единственным промышленным предприятием, в технологическом процессе которого используется сероводород.
В связи с тем, что в ООО «Афипский НПЗ» ведется строительство новых объектов, проекты санитарно-защитных зон разрабатываются по мере поступления документации на проектирование и строительство новых объектов. Все проекты санитарно-защитных зон проходили экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Краснодарского края» и получали положительное санитарно- эпидемиологическое заключение ТУ Роспотребнадзора. У ООО «Афипский НПЗ» с 2013 года имеется расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, разработан проект и получены экспертизы. Позиция Роспотребнадзора относительно установления санитарно-защитной зоны также отражена в санитарно-эпидемиологических заключениях (п. 3 приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению - после подтверждения расчетных данных результатами натурных исследований провести процедуру установления размеров санитарно-защитной зоны для ООО «Афипский НПЗ» в соответствии с пп.4.1,4.2,4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В связи с тем, что подтвердить расчетные данные результатами натурных замеров возможно только после окончания строительства новых объектов и введения их в эксплуатацию, документы на установление размеров санитарно-защитной зоны ранее не подавались. В 2018-2019гг. был разработан проект санитарно-защитной зоны ООО «Афипский НПЗ», включающий объекты строительства комплекса гидрокрекинга и проведена оценка риска. На проект санитарно-защитной зоны, в состав которого входит оценка риска, получено экспертное заключение <данные изъяты> от 29.04.2019г. и санитарно-эпидемиологическое заключение № <данные изъяты>. Т.001321.06.19 от 03.06.2019г. Проектная документация была передана на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно заявлению от 30.04.2019 <данные изъяты> зарегистрированного 11.06.2019г. № <данные изъяты>. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 02.08.2019 года ООО «Афипский НПЗ» получил отказ в согласовании документации по установлению санитарно-защитной зоны, в котором установлен срок устранения замечаний - не более 3 месяцев. После устранения замечаний документы были поданы повторно 04.09.2019 года. До настоящего времени решение об установлении санитарно-защитной зоны ООО «Афипский НПЗ» не получен. Таким образом, ООО «Афипский НПЗ» предприняты все зависящие от него действия для установления размера санитарно-защитной зоны и получения соответствующего решения об установлении размера санитарно-защитной зоны и соблюдены сроки направления и оформления документации. В связи с тем, что ООО «Афипский НПЗ» был введен в эксплуатацию в 1963 года не является вновь построенным объектом, а также расположен на окраине пгт. Афипского в промзоне, в которой находятся другие промышленные предприятия, при этом в расчетной санитарно-защитной зоне ООО «Афипский НПЗ» находятся другие юридические лица и земельные участки, принадлежащие другим юридическим лицам, ООО «Афипский НПЗ» не имеет прав на осуществление деятельности на территории других юридических лиц. В связи с этим, в проекте санитарно-защитной зоны перечень работ по организации и благоустройству санитарно-защитной зоны производственной площадки предприятия не предусмотрен. В проекте санитарно-защитной зоны имеется раздел «Функциональное зонирование территории СЗЗ, режим её использования». Положения, отраженные в данном разделе, полностью выполняются ООО «Афипский НПЗ». Проект санитарно-защитной зоны прошел экспертизу и получил положительное санитарно-эпидемиологическое заключение <данные изъяты> от 03.06.2019г., в котором указано, что проектная документация соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе СанПиН 2.1.6.1032-01. Таким образом, полагает, что довод о нарушении требований СанПиН 2.1.6.1032-01 не обоснован. Кроме того, одной из промышленных площадок ООО «Афипский НПЗ» является цех очистных сооружений, на который поступают в том числе хозяйственные стоки пгт. Афипского. Административное приостановление деятельности ООО «Афипский НПЗ» приведет к тому что перестанут функционировать очистные сооружения предприятия, и как следствие, завод не сможет выполнять обязательства по приему и очистке фекальных стоков населения пгт. Афипский Северского района, что грозит экологической катастрофой.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Попова Н.А. и Шутенко О.В. в судебном заседании пояснили, что требования об устранении нарушений в области санитарного законодательства и охраны окружающей среды направлены на ликвидацию последствий деятельности ООО «Афипский НПЗ» осуществляемой с нарушениями требований в области санитарного законодательства и имеет своей целью предотвратить наступление вреда жизни и здоровью населению Северского района, а также окружающей среде.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как указано в ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», становление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения.
В силу п. 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Несмотря на непризнание вины в совершении административного правонарушения, виновность ООО «Афипский НПЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю <данные изъяты> от 24.10.2019 года, согласно которому постановлено в период времени с 24.10.2019 года по 21.11.2019 года провести в отношении ООО «Афипский НПЗ» проверку в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора; решение прокурора Северского района о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Афипский НПЗ» от 24.10.2019 года; запросом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах от 12.11.2019 года, согласно которому руководителю ООО «Афипский НПЗ» предложено предоставить документы о результатах производственного контроля за загрязнением и физическим воздействием на атмосферный воздух в местах проживания населения, а также перечень работ по организации благоустройства санитарно-защитной зоны; протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> от 20.11.2019 года, актом проверки <данные изъяты> от 20.11.2019 года, согласно которому с целью подтверждения объективности обращений граждан были выполнены лабораторные исследования проб атмосферного воздуха на содержание сероводорода по адресам: <адрес> протоколом исследования атмосферного воздуха от 23.10.2019 года, согласно которому выявлено превышение норм ПДКК по показателю сероводорода, установленные <данные изъяты> «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».
У суда нет оснований ставить под сомнение доказательства, собранные по делу, поскольку они являются допустимыми и не противоречат друг другу, их совокупность является достаточной для рассмотрения дела по существу.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 6.3 КоАП РФ, а также вина ООО «Афипский НПЗ» в его совершении нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также действия ООО «Афипский НПЗ», направленные на разработку проекта санитарно-защитной зоны и приходит к выводу о назначении ООО «Афипский НПЗ» административного наказания, предусмотренного санкцией статьи в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, в отношении привлекаемого лица судебным приставом-исполнителем будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Штраф вносится или перечисляется в УФК по Краснодарскому краю (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, расчетный счет: 40101810300000010013, БИК 040349001, ИНН 2308105360, КПП 230801001, КБК № 14111601061010003140, ОКТМО 03643000.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Емельянов