Дело №2а-3344/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2021 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б., с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сиражутдиновой Аминат Рабадановны к МКУ «Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве граждан, имеющих в семье ребенка инвалида - детства, обязании проведения обследования жилищных условий, принятии на учет,
УСТАНОВИЛ :
Сиражутдинова А.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве граждан, имеющих в семье ребенка инвалида - детства, обязании проведения обследования жилищных условий, принятии на учет, указывая, что 18.06.2021 года она с заявлением о принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих в составе семьи ребенка-инвалида детства, обратилась к ответчику.
По ее заявлению ответчиком было принято решение от 29.07.2021г. за №51.18\02-4833\21 об отказе в предоставлении ей муниципальной услуги пропринятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, мотивируя это тем, что отсутствует акт проверки жилищных условий. Однако ответчик является лицом уполномоченным составлять Акт о жилищных условиях, при этом никаких действий для составления Акта о жилищных условиях по месту ее проживания, а также установления нуждаемости ее и ребенка инвалида детства в улучшении жилищных условий, не предпринял. Административный истец считает, что решение ответчика от 29.07.2021 года за №51.18\02-4833\21 незаконным, поскольку противоречит пункту 15.29 утвержденного Решением Собрания депутатов ГОсВДг.Махачкала от 20.06.2019 №34-6 Положения о МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», где указано, что Управление при необходимости проводит обследование жилищных условий граждан при решении вопросов, связанных с пребыванием на учете нуждающихся в жилых помещениях. Жалоба на решение административного ответчика от 29.07.2021 года за №51.18\02-4833\21 в вышестоящий по подчиненности орган не подавалась. На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 15.29 Положения о МКУ Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», ст.4 Закона РД от 08.02.2016 №9 «Об отдельных вопросах местного значения ГОсВД и его составе», ст.218-220 КАС РФ, просит суд признать незаконным решение от 29.07.2021 года за №51.18\02-4833\21 об отказе в представлении ему муниципальной услугипо принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве граждан, имеющих в семье ребенка инвалида детства, обязать ответчика провести обследование жилищных условий по месту регистрации истца с составлением соответствующего акта, обязать ответчика принять на учет истца с членами семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве граждан, имеющих в семье ребенка инвалида девства, обязать ответчика возместить понесенные судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Административный истец Сиражутдинова А.Р., административный ответчик МКУ Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, уважительных причин неявки в суд не представлено.
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, так как их явка по закону не является обязательной и не признана таковой судом, согласно ст.150 КАС РФ, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.46 Конституции РФ решения, действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.17 ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов РФ», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст.1 Закона Республики Дагестан от 03.02.2006 №4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма и порядке его предоставления данным категориям граждан», жилые помещения по договору социального найма из жилищного фонда Республики Дагестан предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов;
Согласно п.1 ст.2 вышеуказанного Закона РД, следует, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, признаются граждане, имеющие право на получение жилых помещений из указанного фонда в соответствии со статьей 1 настоящего Закона:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или равной учетной норме, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании;проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилогопомещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается в порядке, определяемом федеральным законодательством.Граждане, нуждающиеся в жилых помещениях, для принятия на соответствующий учет подают в орган, осуществляющий принятие на учет, заявление по установленной форме.
К заявлению прилагаются: документ, подтверждающий право гражданина состоять на учете, относиться к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма; акт проверки жилищных условий заявителя; копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи; копия трудовой книжки; выписка из Единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилым помещением за последние пять лет; справка о составе семьи и других совместно проживающих лицах, выданная в установленном порядке, либо выписка из домовой книги; копия свидетельства о браке, о расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим учет.(ч.3 ст.2 Закона)
Согласно решения МКУ «Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий от 29.07.2021г, подписанного зам.начальника Управления Абдухаликовым Х.А., следует, что Сиражутдиновой А.Р. сообщается, что по заявлению о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении по категории инвалид принято решение об отказе в принятии на учет, так как на основании подпункта «а» пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услугу «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» утвержденного постановлением администрации ГОсВДг.Махачкала от 09.07.2020 №506.
В представленных материалах отсутствуют следующие документы: акт проверки жилищных условий, решение суда о расторжении брака с определением места жительства ребенка.
Согласно пункта 2.9 Постановления Администрации ГосВДг.Махачкала от 09.07.2020 №56 «Об утверждении Административного регламенат предоставления муниципальной услугу «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п. «а» п.2.9.1 Административного регламента, в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказывается при наличии одного из следующих оснований:а) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 2.6.2 или 2.6.3 настоящего регламента;
Согласно пункта2.6.2 Административного регламента, граждане, указанные в подпунктах 2-16 пункта 1.2 настоящего Административного регламента, для принятия на учет должны представить самостоятельно:
3) акт проверки жилищных условий Заявителя;7) справка о составе семьи и других, совместно проживающих лицах, выданная в установленном порядке, либо выписка из домовой книги;8) копия свидетельства о браке, о расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, указанных в качестве членов его семьи;
Согласно пункта2.9.2. Административного регламента, отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований по которым отказано в предоставлении муниципальной услуги.
Исследуя представленный истцом отказ в предоставлении муниципальной услуги, Административный регламент, вышеприведенные нормы закона, следует, что оспариваемый отказ соответствует нормам закона, следовательно прав истца не нарушает.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившиеоспариваемые действия (бездействие).
Следовательно законом возложена обязанность доказывать оспариваемый отказ в предоставлении муниципальной услуги на орган, должностное лицо, наделенное государственными полномочиями, совершившими оспариваемые действия(бездействие),истцу необходимо представить доказательства нарушения его прав неправомерными действиями ответчика.
При указанных обстоятельствах, следует, что обязанность по представлению указанных в оспариваемом решении от 29.07.2021года, возложена на заявителя-истца.
Сведений в части представления решения о расторжении брака с определением места жительства детей, истцом не было представлено доводов, и доказательств неправомерности указания данного основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Доводы истца о, том, что ответчик в соответствии со своими полномочиями проводит проверку и обследование жилищных условий граждан не состоятельна при указанных обстоятельствах.
Согласно пункта 15.29 Решения Собрания депутатов ГОсВДг.Махачкала от 20.06.2019 №34-6 «Об утверждении Положения МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье», Управление в соответствии с возложенными на него задачами проводит, при необходимости, обследование жилищных условий граждан при решении вопросов, связанных с пребыванием на учете нуждающихся в жилых помещениях и предоставлением жилых помещений, с составлением соответствующего акта;
Исходя из смысла закона, следует, что для предоставления вышеуказанной муниципальной услуги, соответствующий акт подлежит представлению заявителем.
Само Управление согласно возложенных на него функций в определенных случаях проводит обследование жилищных условий лицам, уже пребывающим на таком учете, исходя из смысла нормы.
При этом, для применения гражданами и муниципальными органами, установлен и утвержден вышеуказанный Административный регламент, согласно которого подробно урегулировано и указано какие документы подлежат представлению заявителем, в какие сроки рассматривается заявление и документы, расписаны основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, для чего и разработан сам Административный регламент, который должен строго соблюдаться при предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», является законным и обоснованным.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Указанной совокупности условий по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. ст.226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления МКУ «Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по принятию на учет в качестве граждан, имеющих в семье ребенка инвалида - детства, обязании проведения обследования жилищных условий, принятии на учет- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Судья А.Ч.Абдулгамидова
Мотивированное решение составлено 29.09.2021 г.