Решение по делу № 7р-26/2023 от 19.01.2023

Судья Ермолаева М.Л. Дело № 7р-26/2023

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 28 февраля 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щеклеиной Л.В. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2022 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

заместителя главы, руководителя Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Л.В., родившейся <дата> в г. <адрес>

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Марийское УФАС России) Бастракова А.В. от 20 июня 2022 года заместитель главы администрации Волжского муниципального района Республики
Марий Эл, руководитель Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

При первоначальном пересмотре вынесенного постановления судебными инстанциями решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 августа 2022 года, измененным решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 октября 2022 года, постановление должностного лица было отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения. Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября
2022 года состоявшиеся судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

При новом рассмотрении решением судьи городского суда от
23 декабря 2022 года постановление должностного лица Марийского УФАС России оставлено без изменения, жалоба Щеклеиной Л.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
Щеклеина Л.В. просит постановление и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

На рассмотрение жалобы представитель Марийского УФАС России не явился, антимонопольный орган был извещен о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Заслушав объяснения Щеклеиной Л.В., поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, материалы жалобного судебного производства, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 названного Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –
ЗК РФ) предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1). Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка
(пункт 7).

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1 Закона).

Согласно статье 7 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из материалов дела следует, что 9 июня 2022 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России в отношении заместителя главы, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Л.В. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, из которого следует, что 16 сентября 2020 года в администрацию Волжского муниципального района Республики Марий Эл (далее также администрация) поступило заявление директора ООО «<...>»
Г.Т.М. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <...> кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу<адрес>.

Постановлением администрации Волжского муниципального района от 24 декабря 2019 года № 673 на основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Х.Р.Г. утверждена схема размещения земельного участка площадью 785034 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории. В последующем по инициативе Хайруллина Р.Г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <№>.

19 марта 2020 года на официальном сайте муниципального образования и в средствах массовой информации размещена информация о возможности предоставления указанного земельного участка и праве заинтересованных лиц на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе в отношении указанного земельного участка (извещение <...>, лот № 2). Согласно архиву торгов список участников составил: Н.Р.А. И.И.Н. Х.Р.Г.

При подведении результатов торгов по лоту № 2 было обнаружено нарушение в части формирования земельного участка, а именно на образованном земельном участке с кадастровым номером <№> было допущено вклинивание и вкрапливание, в которых расположен лесной массив, к которому нет доступа, в связи с чем постановление администрации Волжского муниципального района от 24 декабря 2019 года № 673 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» отменено постановлением администрации Волжского муниципального района от 19 мая 2020 год № 291.

Поскольку аукцион по указанному земельному участку проведен не был, 2 февраля 2021 года Марийским УФАС России отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации надлежало прекратить нарушение части 1
статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем исполнения возложенной пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ обязанности по проведению аукциона в течение двадцати дней с момента получения настоящего предупреждения.

Решением комиссии Марийского УФАС России от 23 марта 2022 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства
<№> в действиях отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл и его должностных лиц установлено нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <...> по адресу: <адрес>, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела должностным лицом указанного органа вынесено постановление, которым Щеклеина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания.

При рассмотрении жалобы Щеклеиной Л.В. на указанное постановление судья городского суда с выводами должностного лица и вынесенным им постановлением согласился, указав, что бездействие Щеклеиной Л.В. по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Выводы, изложенные в обжалуемых решениях, в том числе о правильной квалификации действий Щеклеиной Л.В. как должностного лица по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, основаны на анализе норм действующего законодательства, подлежащего применению в спорных правоотношениях, установленных обстоятельствах дела и исследованных и получивших надлежащую оценку доказательствах. Непроведение публичных процедур на право заключения договора купли-продажи либо договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ свидетельствует об ограничении доступа заинтересованным хозяйствующим субъектам на соответствующий товарный рынок.

Вопрос о малозначительности совершенного противоправного деяния, о чем заявляет Щеклеина Л.В. в жалобе, был предметом обсуждения должностного лица антимонопольного органа и судьи городского суда, которые не нашли оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, и конкретных обстоятельств дела.

Наказание, назначенное Щеклеиной Л.В., в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, при его назначении были учтены все требования КоАП РФ, относящиеся к вопросу назначения наказания.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых решений.

Неустранимых сомнений в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Принцип презумпции невиновности, предусмотренный статьей 1.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не нарушен.

Постановление о привлечении Щеклеиной Л.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения, установленного для данной категории дел.

Нарушений требований закона, влекущих безусловную отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи городского суда, при производстве по делу не допущено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2022 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы, руководителя Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Л.В. оставить без изменения, жалобу Щеклеиной Л.В. – без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

7р-26/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Щеклеина Людмила Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Статьи

14.9

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
20.01.2023Материалы переданы в производство судье
28.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Дело оформлено
03.03.2023Дело передано в экспедицию
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее