Решение по делу № 2-1205/2024 от 09.02.2024

Дело №2-1205/2024

64RS0045-01-2024-001044-94

Решение

Именем Российской Федерации

29 марта 2024 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при ведении протокола секретарем Суворовой А.В.,

с участием представителя ответчика, третьего лица ФСИН России Степанович Ю.В., представителя третьего лица ФКЛПУ ОТБ-1 Жангазиева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тупикова ФИО12 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании произвести перерасчет пенсии, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная туберкулезная больница №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области», Федеральная служба исполнения наказаний,

установил:

Тупиков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о возложении обязанность произвести перерасчет пенсионного обеспечения. Требования обоснованы тем, что Тупиков С.В. в период с 11.08.1982 по 02.08.2003 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен со службы по выслуге лет с должности оперативного дежурного дежурной части Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница №1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области по ограниченному состоянию здоровья. Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от 04.12.2019 №19 постановлено при назначении и перерасчете пенсий в территориальных органах ФСИН России должность на момент увольнения «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» приравнять к должности «дежурный помощник начальника учреждения» с установлением размера оклада по должности 20610 руб., произвести перерасчет указанной категории пенсионеров с 01.10.2019. Однако истец полагает, что перерасчет должен быть произведен с 01.12.2013, когда произошло фактическое увеличение окладов сотрудников, занимающих нетиповые должности. Просит возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области обязанность произвести перерасчет пенсии истца с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Истец Тупиков С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний России Степанович Ю.В., представитель третьего лица ФКЛПУ ОТБ-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области Жангазиев А.Б. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Согласно письменным возражениям денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, определяется по окладу по последней штатной должности. Порядок определения оклада определяется в зависимости от вида должности – типовой или нетиповой. На момент увольнения должность истца «оперативный дежурный» была включена в перечень типовых должностей, но в результате внесенных изменений сокращена прежняя и появилась новая неравнозначная должность, не являющаяся типовой – «дежурный помощник начальника больницы». Решение комиссии от 04.12.2019 было принято в связи с отсутствием оклада по типовой должности «оперативный дежурный» для перерасчета только с 01.10.2019. Возражения содержат доводы о пропуске срока исковой давности и сведения о неправомерном расходовании средств федерального бюджета в случае удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец Тупиков С.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с 11.08.1982, уволен с 04.08.2003 (приказ от ) с должности оперативный дежурный дежурной части «Областная туберкулезная больница №1» УИН МЮ России по Саратовской области на основании п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д. 7-15, 23-24)

Согласно денежному аттестату № от ДД.ММ.ГГГГ на дату увольнения истца для исчисления пенсии учитывался оклад по штатной должности оперативного дежурного дежурной части ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области в размере 1 950 руб. (л.д. 66-67).

На момент увольнения Тупикова С.В. денежное довольствие для исчисления пенсий регулировалось ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 43 закона пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом согласно п. «б» ч. 1 ст. 49 закона предусмотрено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-ФЗ были внесены изменения в п.«б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. Пенсии подлежат пересмотру с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В силу п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

По смыслу п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличения денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 Постановления № 941.

Таким образом, в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 предусмотрен порядок определения денежного довольствия для исчисления пенсий, а в ст. 49 – случаи пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий.

По существу рассматриваемый спор возник в связи с несогласием истца с определением ответчиком пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с изменением штатных должностей в период с 01.12.2013 по 30.09.2019 и, соответственно, размера денежного довольствия.

Согласно сведениям ответчика в период с 01.12.2013 по 30.09.2019 начисление пенсии Пучкову В.И. производились исходя из размера должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15000 руб., который определялся Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1022, от 07.06.2014 №525 «Об окладах месячного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» в п. 4 раздела I приложения №1.

Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от 04.12.2019 №19 постановлено при назначении и перерасчете пенсий в территориальных органах ФСИН России должность на момент увольнения «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» приравнять к должности «дежурный помощник начальника учреждения» с установлением размера оклада по должности 20610 руб., произвести перерасчет указанной категории пенсионеров с 01.10.2019 (л.д. 68-69).

Из протокола обработки следует, что в отношении Пучкова В.И. произведен перерасчет с 01.10.2019 после поступления выписки из решения комиссии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72).

В ответ на обращение Тупикова С.В. подготовлено письмо УФИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ- об отказе в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований (л.д. 21-22).

Исковое заявление Тупикова С.В. поступило в суд 09.02.2024.

Согласно письму Финансово-экономического управления ФСИН России с 01.10.2019 отсутствовало нормативно-правовое регулирование, устанавливающее размер оклада по типовой должности «Оперативный дежурный» учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, находящихся в подчинении территориальных органов ФСИН России. Комиссией Федеральной службы исполнения наказаний по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей 04.12.2019 принято решение о приравнивании размера месячного оклада в отношении должности «Оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» и должности «Дежурный помощник начальника учреждения», о проведении перерасчета размера пенсий указанной категории пенсионеров, исходя из должностного оклада 20 610 руб.

При проверке доводов стороны ответчика о видах должностей и порядка определения размера должностного оклада установлено следующее.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации; размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

Должность «оперативный дежурный» в лечебных профилактических учреждениях была предусмотрена в приказе Минюста России от 19.09.2011 № 315 (п. 1.1.18) до внесения в него изменений Приказом Минюста России от 05.06.2013 № 85, где п. 1.1.18 стал содержать указание на должность «дежурный помощник начальника колонии, дежурный помощник начальника учреждения».

В последующем в Приказе Минюста России от 17.04.2018 № 70 поименована должность «дежурный помощник начальника больницы», должность «оперативный дежурный» отсутствует.

Указом Президента Российской Федерации от 15.08.2019 № 382 утвержден Перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий, в котором должность «оперативный дежурный» отсутствует.

Из объяснений стороны ответчика следует, что поскольку должность не является типовой, должностные оклады по должности «дежурный помощник начальника больницы» устанавливаются Приказами ФСИН России.

Приказом УФСИН по Саратовской области от 28.01.2014 № 30 должность «оперативный дежурный ОТБ-1» (типовая должность) в штатном расписании была сокращена и введена другая вышестоящая должность «дежурный помощник начальника больницы» (нетиповая должность).

Пенсия Тупикова С.В. рассчитывалась исходя из должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15 000 руб., которая являлась типовой.

Установив приведенные обстоятельства и проанализировав положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку должность оперативного дежурного учреждения, исполняющего наказания, с которой истец ушел на пенсию решением ФСИН России была приравнена к должности дежурного помощника начальника учреждения, размер должностного довольствия, учитываемого при исчислении истцу пенсии, после ее назначения был изменен, увеличение окладов сотрудников, занимающих нетиповые должности, фактически произошло с 01.12.2013. Таким образом, с 01.12.2013 у Тупикова С.В. возникло право на перерасчет пенсии и право на выплату недополученной пенсии с учетом изменения размера оклада до 30.09.2019.

На основании изложенного, исковые требования Тупикова С.В. подлежат удовлетворению путем возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области обязанности произвести перерасчет пенсии Тупикову С.В. с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить истцу недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Возражения ответчика по существу сводятся к доказыванию соблюдения предусмотренного ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядка определения денежного довольствия для исчисления пенсий, вместе с тем не учитывают предусмотренные ст. 49 закона случаи пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий. Сохранение до 2019 года размеров окладов по должности оперативного дежурного при наличии оснований для перерасчета размера пенсии Тупикова С.В., в связи с исключением из перечня должностей должности оперативного дежурного, последовательным увеличением размера должностных окладов действующих сотрудников, основанием для отказа в удовлетворении иска не является.

Возражения стороны ответчика о пропуске Тупиковым С.В. трехлетнего срока обращения в суд исковых заявлением являются несостоятельными и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку противоречат положениям абз. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, предусматривающим выплату суммы пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Тупикова ФИО13 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии Тупикову Сергею Васильевичу (паспорт <данные изъяты>) с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить Тупикову ФИО14 недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 05.04.2024.

Судья Е.К. Лазарева

Дело №2-1205/2024

64RS0045-01-2024-001044-94

Решение

Именем Российской Федерации

29 марта 2024 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.К.,

при ведении протокола секретарем Суворовой А.В.,

с участием представителя ответчика, третьего лица ФСИН России Степанович Ю.В., представителя третьего лица ФКЛПУ ОТБ-1 Жангазиева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тупикова ФИО12 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании произвести перерасчет пенсии, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Федеральное казенное лечебно-профилактическое учреждение «Областная туберкулезная больница №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области», Федеральная служба исполнения наказаний,

установил:

Тупиков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о возложении обязанность произвести перерасчет пенсионного обеспечения. Требования обоснованы тем, что Тупиков С.В. в период с 11.08.1982 по 02.08.2003 проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, уволен со службы по выслуге лет с должности оперативного дежурного дежурной части Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная туберкулезная больница №1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области по ограниченному состоянию здоровья. Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от 04.12.2019 №19 постановлено при назначении и перерасчете пенсий в территориальных органах ФСИН России должность на момент увольнения «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» приравнять к должности «дежурный помощник начальника учреждения» с установлением размера оклада по должности 20610 руб., произвести перерасчет указанной категории пенсионеров с 01.10.2019. Однако истец полагает, что перерасчет должен быть произведен с 01.12.2013, когда произошло фактическое увеличение окладов сотрудников, занимающих нетиповые должности. Просит возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области обязанность произвести перерасчет пенсии истца с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Истец Тупиков С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, третьего лица Федеральной службы исполнения наказаний России Степанович Ю.В., представитель третьего лица ФКЛПУ ОТБ-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области Жангазиев А.Б. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Согласно письменным возражениям денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, определяется по окладу по последней штатной должности. Порядок определения оклада определяется в зависимости от вида должности – типовой или нетиповой. На момент увольнения должность истца «оперативный дежурный» была включена в перечень типовых должностей, но в результате внесенных изменений сокращена прежняя и появилась новая неравнозначная должность, не являющаяся типовой – «дежурный помощник начальника больницы». Решение комиссии от 04.12.2019 было принято в связи с отсутствием оклада по типовой должности «оперативный дежурный» для перерасчета только с 01.10.2019. Возражения содержат доводы о пропуске срока исковой давности и сведения о неправомерном расходовании средств федерального бюджета в случае удовлетворения иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истец Тупиков С.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в период с 11.08.1982, уволен с 04.08.2003 (приказ от ) с должности оперативный дежурный дежурной части «Областная туберкулезная больница №1» УИН МЮ России по Саратовской области на основании п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (по ограниченному состоянию здоровья) (л.д. 7-15, 23-24)

Согласно денежному аттестату № от ДД.ММ.ГГГГ на дату увольнения истца для исчисления пенсии учитывался оклад по штатной должности оперативного дежурного дежурной части ФКЛПУ ОТБ-1 УФСИН России по Саратовской области в размере 1 950 руб. (л.д. 66-67).

На момент увольнения Тупикова С.В. денежное довольствие для исчисления пенсий регулировалось ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 43 закона пенсии исчисляются из денежного довольствия лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом согласно п. «б» ч. 1 ст. 49 закона предусмотрено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Федеральным законом от 08.11.2011 № 309-ФЗ были внесены изменения в п.«б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1. Пенсии подлежат пересмотру с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного частью второй статьи 43 настоящего Закона. Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, при увеличении расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, подлежат пересмотру одновременно с увеличением указанного расчетного размера пенсии. Пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.

В силу п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий включается уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.

По смыслу п. 14 постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы военнослужащим. При этом ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из суммы увеличения денежного довольствия в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 10, 12 и 13 Постановления № 941.

Таким образом, в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 предусмотрен порядок определения денежного довольствия для исчисления пенсий, а в ст. 49 – случаи пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий.

По существу рассматриваемый спор возник в связи с несогласием истца с определением ответчиком пенсии как сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с изменением штатных должностей в период с 01.12.2013 по 30.09.2019 и, соответственно, размера денежного довольствия.

Согласно сведениям ответчика в период с 01.12.2013 по 30.09.2019 начисление пенсии Пучкову В.И. производились исходя из размера должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15000 руб., который определялся Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №1022, от 07.06.2014 №525 «Об окладах месячного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы» в п. 4 раздела I приложения №1.

Решением комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей от 04.12.2019 №19 постановлено при назначении и перерасчете пенсий в территориальных органах ФСИН России должность на момент увольнения «оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» приравнять к должности «дежурный помощник начальника учреждения» с установлением размера оклада по должности 20610 руб., произвести перерасчет указанной категории пенсионеров с 01.10.2019 (л.д. 68-69).

Из протокола обработки следует, что в отношении Пучкова В.И. произведен перерасчет с 01.10.2019 после поступления выписки из решения комиссии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-72).

В ответ на обращение Тупикова С.В. подготовлено письмо УФИН России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ- об отказе в перерасчете пенсии в связи с отсутствием оснований (л.д. 21-22).

Исковое заявление Тупикова С.В. поступило в суд 09.02.2024.

Согласно письму Финансово-экономического управления ФСИН России с 01.10.2019 отсутствовало нормативно-правовое регулирование, устанавливающее размер оклада по типовой должности «Оперативный дежурный» учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, находящихся в подчинении территориальных органов ФСИН России. Комиссией Федеральной службы исполнения наказаний по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения уволенных сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей 04.12.2019 принято решение о приравнивании размера месячного оклада в отношении должности «Оперативный дежурный учреждения, исполняющего наказания» и должности «Дежурный помощник начальника учреждения», о проведении перерасчета размера пенсий указанной категории пенсионеров, исходя из должностного оклада 20 610 руб.

При проверке доводов стороны ответчика о видах должностей и порядка определения размера должностного оклада установлено следующее.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации; размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

Должность «оперативный дежурный» в лечебных профилактических учреждениях была предусмотрена в приказе Минюста России от 19.09.2011 № 315 (п. 1.1.18) до внесения в него изменений Приказом Минюста России от 05.06.2013 № 85, где п. 1.1.18 стал содержать указание на должность «дежурный помощник начальника колонии, дежурный помощник начальника учреждения».

В последующем в Приказе Минюста России от 17.04.2018 № 70 поименована должность «дежурный помощник начальника больницы», должность «оперативный дежурный» отсутствует.

Указом Президента Российской Федерации от 15.08.2019 № 382 утвержден Перечень типовых должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и соответствующих им специальных званий, в котором должность «оперативный дежурный» отсутствует.

Из объяснений стороны ответчика следует, что поскольку должность не является типовой, должностные оклады по должности «дежурный помощник начальника больницы» устанавливаются Приказами ФСИН России.

Приказом УФСИН по Саратовской области от 28.01.2014 № 30 должность «оперативный дежурный ОТБ-1» (типовая должность) в штатном расписании была сокращена и введена другая вышестоящая должность «дежурный помощник начальника больницы» (нетиповая должность).

Пенсия Тупикова С.В. рассчитывалась исходя из должностного оклада по должности «оперативный дежурный» 15 000 руб., которая являлась типовой.

Установив приведенные обстоятельства и проанализировав положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку должность оперативного дежурного учреждения, исполняющего наказания, с которой истец ушел на пенсию решением ФСИН России была приравнена к должности дежурного помощника начальника учреждения, размер должностного довольствия, учитываемого при исчислении истцу пенсии, после ее назначения был изменен, увеличение окладов сотрудников, занимающих нетиповые должности, фактически произошло с 01.12.2013. Таким образом, с 01.12.2013 у Тупикова С.В. возникло право на перерасчет пенсии и право на выплату недополученной пенсии с учетом изменения размера оклада до 30.09.2019.

На основании изложенного, исковые требования Тупикова С.В. подлежат удовлетворению путем возложения на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области обязанности произвести перерасчет пенсии Тупикову С.В. с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить истцу недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Возражения ответчика по существу сводятся к доказыванию соблюдения предусмотренного ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 порядка определения денежного довольствия для исчисления пенсий, вместе с тем не учитывают предусмотренные ст. 49 закона случаи пересмотра пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий. Сохранение до 2019 года размеров окладов по должности оперативного дежурного при наличии оснований для перерасчета размера пенсии Тупикова С.В., в связи с исключением из перечня должностей должности оперативного дежурного, последовательным увеличением размера должностных окладов действующих сотрудников, основанием для отказа в удовлетворении иска не является.

Возражения стороны ответчика о пропуске Тупиковым С.В. трехлетнего срока обращения в суд исковых заявлением являются несостоятельными и не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку противоречат положениям абз. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1, предусматривающим выплату суммы пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Тупикова ФИО13 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области об обязании произвести перерасчет пенсии удовлетворить.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области произвести перерасчет пенсии Тупикову Сергею Васильевичу (паспорт <данные изъяты>) с 01.12.2013 по 30.09.2019 включительно и выплатить Тупикову ФИО14 недополученную пенсию с учетом изменения размера оклада по должности «дежурный помощник начальника учреждения» за период с 01.12.2013 по 30.09.2019.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения – 05.04.2024.

Судья Е.К. Лазарева

2-1205/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тупиков Сергей Васильевич
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области
Другие
ФСИН России
Пчелкина Татьяна Алексеевна
Жумагазиев Айгали Ергалиевич
ФКЛПУ "Областная туберкулезная больница № 1"
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
09.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее